Почему мелкие неприятности порой вредят сильнее больших потрясений

Что такое «парадокс бета-региона», почему менее значительные стрессоры могут в конечном счете иметь более длительные последствия и причинять нам больше вреда, чем серьезная травматичная ситуация, и как инерция решений и тенденция избегать действий связаны с нашим отношением к настоящему и будущему: Екатерина Тихонова перевела новый материал Psyche.


Случалось ли с вами когда-нибудь такое: вы смотрите на свою жизнь и понимаете, что вам она не нравится? Возможно, вы годами работаете на бессмысленной работе, или снимаете жилье в доме с шумными соседями, или находитесь в отношениях, в которых уже давно нет близости. Вы начинаете размышлять о том, как вы оказались в положении хронической неудовлетворенности и почему продолжаете в нем пребывать. Возможно, ваша неспособность действовать или смирение привели вас в эту ситуацию и держат в ней годами? И почему же всё это время вы не находили сил на изменения?

Существует полузабытая психологическая концепция, которая предлагает свой ответ на вопрос «почему». Эта концепция известна как «парадокс бета-региона», и она описывает распространенную ошибку, которую мы допускаем, предсказывая длительность своей реакции на стресс в тех или иных обстоятельствах. Ежедневно каждый из нас имеет дело с раздражителями, будь то на работе, в семье, в окружении или же в связи с собственными привычками или телесными проявлениями. Мы отмахиваемся от своих ощущений, полагая, что их причина — не настолько уж значительная проблема и, следовательно, не сможет всерьез и надолго повлиять на нашу жизнь. Мы рассуждаем следующим образом: не менять же жилье из-за нехватки естественного света в квартире или не увольняться же с работы из-за того, что мой руководитель имеет привычку присылать сообщения по пятницам в 22:00. Такие жалобы выглядят пустяковыми, ведь в квартире всего лишь мало света, а не нашествие клопов, а сообщения в нерабочее воемя не идут ни в какое сравнение с оскорблениями в лицо.

Описанные ситуации действительно не особо мучительны, и по этой причине мы не видим необходимости ни в переменах, ни хотя бы в психологической работе по совладанию со стрессом. Такие ситуации находятся на «бета-участке» — в нейтральной категории обстоятельств, которые не требуют немедленных действий или реакции (термин означает один из различных участков на графике, иллюстрирующем данный феномен). Парадокс же заключается в том, что менее значительные стрессоры могут в конечном итоге иметь более длительные последствия и причинить вам больше вреда, чем более травматичная ситуация, отношения или событие, которые изначально дестабилизируют сильнее, но при этом побуждают нас принимать меры для того, чтобы как можно скорее прекратить страдание.

Приведем еще один пример. Представьте, что вы сильно травмировали колено, а не просто ушибли или слегка повредили. Более серьезная травма будет иметь более длительные последствия, чем незначительная, верно? Не обязательно. При серьезной травме у вас не останется другого выбора, кроме как пойти к врачу, назначить операцию и пройти физиотерапию, после чего вы относительно быстро сможете вернуться к марафонскому бегу. Однако можно долго игнорировать ушиб колена, так и не прибегнуть к лечению и годами испытывать постоянную ноющую боль или даже прихрамывать. В статье о парадоксе бета-региона, вышедшей под названием «Особая долговечность второстепенных проблем» (2004), психолог Дэниел Гилберт и его соавторы пишут:

«Парадоксальным феноменом является то, что люди иногда могут оправиться от глубоко травмирующих переживаний быстрее, чем от гораздо менее значительных».

Авторы говорят о том, что «когда два тысячелетия назад Овидий написал, что «малые вещи терзают мелкие умы», он, очевидно, не осознавал, что малые вещи, если они не активируют защитные психологические механизмы, могут удивить даже самые великие умы своим редким постоянством».

Как ни парадоксально, но менее значимые проблемы могут дольше оставаться без внимания и в долгосрочной перспективе иметь более тяжелые последствия.

Парадокс бета-региона не вызвал особого интереса, однако именно этот феномен раскрывает важное когнитивное искажение, жертвой которого становятся многие из нас при принятии решений, ошибочно полагая, что более интенсивные состояния всегда воздействуют дольше, чем более легкие. Парадокс бета-участка демонстрирует ошибочность такого предположения и объясняет важность своевременного разрешения второстепенных проблем.

Еще на блоге:   Чтение мимики: как понять по лицу, что вам врут

Гилберт предположил, что мы руководствуемся единым принципом, как при выборе наших действий, так и при «выборе» эмоциональной реакции на проблемы различной интенсивности в повседневной жизни. Мы все в биологическом смысле располагаем психологическими процессами, нацеленными на снижение воздействия стресса, однако запуск таких защит происходит в результате стресса достаточной интенсивности, что, странным образом, порой приводит к тому, что менее значимые проблемы остаются нерешенными и в конечном итоге приводят к более тяжелым последствиям.

В своей работе Гилберт приводит следующий пример. Если человека поставить перед выбором: отказаться от шкафа для папок в своем офисном кабинете или переехать в кабинет меньшего размера в подвале, человек может отреагировать на более серьезное и стрессогенное изменение, такое как переезд, самоутешительными мыслями, например, о том, как будет хорошо оказаться ближе к кофемашине или к кабинету приятной коллеги, таким образом, частично нивелируя воздействие стресса. При этом такая кажущаяся малость, как отказ от шкафа и складирование документов на полу, может не сработать как достаточный триггер для запуска защитных процессов самоутешения и рационализации. В результате, несмотря на то, что потеря шкафа объективно является меньшим неудобством, чем переезд, адаптационный стресс может продолжаться намного дольше, чем стресс от переезда в другой подвальный кабинет.

В исследовании 2000 года описан еще один пример работы данного принципа. Исследователи обнаружили, что люди сильнее беспокоились о том, чтобы не пропускать медицинские процедуры, которые, по их ожиданиям, будут очень болезненными, по сравнению с процедурами, которые, по их же ожиданиям, будут лишь слегка болезненными. По этой причине исследуемые сами назначали правило об оплате процедур, отмененных по собственной инициативе, или же просили своих друзей «взять шефство» над ними в течение периода болезненного лечения. Комментируя это исследование, Гилберт и его соавторы пишут:

«Ирония заключается в том, что люди с большей вероятностью откажутся от посещения немного болезненных, а не чрезвычайно болезненных процедур».

Исследования, приведенные в статье Гилберта, показывают, что большинство людей не могут предвидеть эти парадоксальные эффекты. В одном эксперименте студентов попросили представить ряд неприятных ситуаций, таких как: им вежливо отказали, когда они пригласили кого-то на свидание; сосед по комнате без спроса надел их обувь; старый друг, присоединился к группе неонацистов; или лучший друг снова сошелся со своей бывшей. Участники должны были предсказать интенсивность своей реакции на момент события и неделю спустя. Обнаружилось, что участники ожидали более длительных реакций на наиболее эмоционально острые ситуации. Они не учли тот факт, что более острый стресс может запускать эффективные защитные механизмы на уровне эмоциональных и поведенческих реакций.

Адам Мастроянни, социальный психолог и автор блога «Экспериментальная история», впервые услышал о парадоксе бета-участка, когда Гилберт был его научным руководителем в Гарварде:

«Я сидел в кабинете у Гилберта, и он рассказывал мне об этом парадоксе, и я подумал о том, что это действительно классная идея, потому что она объясняет явление, которое часто встречается в жизни».

Как только вы узнаете об этом своеобразном парадоксе, вы начинаете видеть его проявления повсюду. Предположим, ваш приятель выпил три бокала пива, поэтому вы забираете у него ключи от машины и просите его поехать домой на такси. Можно представить ситуацию, в которой он выпил всего один бокал, вы не забираете ключи от его машины, и он сам садится за руль в нетрезвом состоянии. Можно представить иную ситуацию: вам предлагают съесть большой десерт, но при его виде у вас тут же возникают мысли о своем решении придерживаться здорового питания. В результате вы воздерживаетесь. Однако тарелка крошечных по размеру сладостей не запустит аналогичные мыслительные процессы. В результате, кусочек за кусочком, вы съедаете гигантское количество углеводов. Гилберт с соавторами пишут:

«Легкость, с которой на ум приходят подобные примеры, подчеркивает вездесущность парадокса бета-участка, а также потенциальную опасность его игнорирования».

Вероятно, вы можете вспомнить примеры из собственной жизни, когда в определенных обстоятельствах вы не предпринимаете никаких действий, тем самым усугубляя ваше положение в долгосрочной перспективе.

«Каждый день вашу жизнь отравляет какая-то мелкая неприятность, — говорит Мастроянни, — и жизнь, полная, казалось бы, незначительных проблем, может оказаться хуже, чем день, полный агонии».

Карлос Алос-Феррер, исследователь в области микроэкономики, психологии и нейрофизиологии принятия решений в Школе менеджмента Ланкастерского университета в Великобритании, отмечает:

«Есть и другие открытия в области принятия решений, которые не совсем связаны с парадоксом бета-участка, однако они помогают объяснить, почему мы не реагируем на легкий дискомфорт».

Он говорит об инерции решений или тенденции избегать действий, потому что бездействие не влечет немедленных затрат:

«В случае сомнений бездействие приводит к тому же явлению, о котором говорит парадокс бета-участка с точки зрения бездействия».

Иными словами, можно предположить, что оставаться на сносной работе или жить в квартире, которая вам в чем-то не нравится, для нас менее затратно, чем реализовывать более радикальное решение.

Еще на блоге:   Последний щелчок. Дзенская притча

Положение дел усугубляется таким явлением, как «предпочтение статус-кво». Люди зачастую игнорируют будущее и отдают приоритет настоящему. К примеру, смена работы или прекращение отношений требуют затрат в настоящем, а выгоды от этих изменений находятся в далеком будущем. Риск болезненного расставания может стать мощным сдерживающим фактором в данный момент по сравнению с неясными перспективами в отдаленном будущем, в котором вы потенциально можете быть довольным холостяком или счастливым партнером в новых, более функциональных отношениях. Алос-Феррер отмечает:

«Мало того, это еще и не гарантировано. Предпочтение статус-кво может подтолкнуть вас к обесцениванию [будущих] выгод до такой степени, что в конечном итоге вы выберете ничего не менять».

Так что же делать, если вы думаете, что попали в поле действия бета-региона?

«Для многих людей инерция в сочетании с предпочтением настоящего приведут к бездействию», — говорит Алос-Феррер.

Он рекомендует в некоторых случаях попробовать бороться с желанием реагировать интуитивно и мягко в ответ на внешне некритичные ситуации. Один из способов сделать это — попытаться увидеть будущие последствия более ясно, представляя их столь же важными, как и то, что происходит в настоящем. Спросите себя о том, могут ли ваши проблемы, связанные с работой, отношениями, изматывающей дорогой до работы или условиями жизни, сохраниться в течение следующего десятилетия? Если да, то какие чувства вызывает такая перспектива? Найдите время на то, чтобы определить потенциальные выгоды от изменений, даже если сейчас они кажутся более деструктивными, чем текущее положение вещей.

Парадокс бета-участка также может предложить более оптимистичный взгляд на некоторые из наиболее серьезных жизненных испытаний, разочарований, увольнений, расставаний и прочих потрясений. Если сейчас вы проживаете сильный негативный опыт, вспомните о том, что он побуждает вас принимать меры и искать выход, и мера страданий, которые вы испытаете, в долгосрочной перспективе может оказаться менее разрушительной, чем если бы вас терзало что-то менее экстремальное, но продолжающееся годами.

«Если хороший друг делает что-то, что нас очень злит, мы обычно высказываем ему наше мнение по этому поводу, и во многих случаях такая конфронтация укрепляет и улучшает, а может быть, даже спасает отношения», — говорит Гилберт.

Мастроянни назвал этот парадокс одной из «недооцененных идей в психологии», и не столько потому, что существует масса подтверждающих его исследований, а потому, что он элегантно обобщает обстоятельства, в которых приходилось бывать каждому из нас. Парадокс бета-региона и прочие психологические концепции и модели работают как современные аллегории или басни Эзопа, к которым неизменно прилагается назидание. Он отмечает

«Применение таких вещей требует мудрости».

Ничто из вышесказанного не означает, что вам следует вырываться из обстоятельств при первых признаках дискомфорта. Если бы это было так, для нас не были бы возможны ни отношения, ни работа. Не всякая небольшая неприятность вредоносна в долгосрочной перспективе, но нужно иметь мудрость признать, что некоторые из них могут оказаться таковыми. Каждый человек проживает свой бета-участок. Описанный парадокс не фиксирует правильный порог действия, однако он призывает нас обратить внимание на те обстоятельства в нашей жизни, где мы что-то терпим, потому что «всё не так уж и плохо».

Статья была впервые опубликована на английском языке 11 июня 2024 г. в Psyche под заголовком «Why small annoyances can harm us more than big disruptions».

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий