Его книги стали классикой, а фильмы по ним вошли в золотой фонд мирового кинематографа. 3 января поклонники Джона Рональда Руэла Толкина отмечают его день рождения. Семейный психотерапевт рассказывает о великой любви английского писателя к женщине, которая стала его музой на всю жизнь.
Кадр из фильма «Властелин колец: братство кольца» (2001 год)
ДЕТСТВО
«Это был необыкновенный ребенок, который проявлял удивительные таланты. Любил мифы и легенды, играть в шахматы, рисовать драконов и уже к девяти годам изобрел несколько языков», — рассказывает семейный психотерапевт Джейсон Уайтинг.
Джон Рональд Руэл Толкин рос в Англии в начале 1900-х в трудных обстоятельствах, потеряв отца и мать в разгар подросткового возраста
Взятый под опеку католическим священником отцом Френсисом, мальчик был одинок и проявлял склонность к созерцанию и размышлениям. В 16 лет он вместе с братом переехал в небольшую квартиру. В том же доме жила девушка, которая изменила всю его жизнь.
ЗНАКОМСТВО
Эдит Бретт к тому моменту уже исполнилось 19 лет. У нее были светло-серые глаза и музыкальные способности. Джон Рональд Руэл Толкин влюбился и сумел вызвать взаимный интерес. Началась история дружбы девушки с братьями Толкинами. Джейсон Уайтинг описывает, как молодой человек открывал окно и на веревке спускал корзину вниз, а девушка загружала ее закусками, подкармливая сирот: «Столь быстрое опустошение продуктовых запасов, должно быть, интриговало миссис Фолкнер, опекуншу девушки, поскольку Эдит Бретт была стройной и миниатюрной, а рост ее составлял всего 152 сантиметра».
Пара все больше времени проводила вместе. Они умели смешить друг друга и по-детски дурачиться — например, встретившись в чайной на крыше дома в Бирмингеме, бросали кусочки сахара в шляпы прохожих.
Их общение всерьез обеспокоило бдительных отца Френсиса и миссис Фолкнер, которой парочка присвоила прозвище «эта старая леди». «Стражи морали» считали их отношения неподобающими. Изобретательные влюбленные придумали условный свист, который служил позывными для призыва поболтать через окна в ночное время.
Разумеется, запреты и преграды их не остановили, просто пришлось прилагать усилия для конспирации
В один из выходных Джон Рональд Руэл Толкин и Эдит Бретт договорились о встрече в деревне. И хотя они соблюдали меры предосторожности и даже возвращались по отдельности, кто-то из знакомых их заметил и донес отцу Фрэнсису. А поскольку примерно в то же время будущий писатель не сдал вступительные экзамены в Оксфорд, его опекун категорически настоял на разрыве отношений и на том, чтобы тот наконец сосредоточился на учебе.
Однако разлучить пару было невозможно, и они снова запланировали свидание, тайно встретились, сели на поезд и сбежали в другой город, где отправились в ювелирный магазин за подарками на дни рождения друг друга — девушке исполнялось 21, парню — 18. Но и в этот раз нашелся свидетель их встречи, и снова отец Френсис обо всем узнал. На сей раз он был категоричен и запретил влюбленным контактировать следующие три года. Для них это стало настоящим ударом.
Джон Рональд Руэл Толкин был подавлен, но послушно повиновался распоряжению опекуна. Он сдал экзамены в колледж и поселился в Оксфорде, играя в регби и изучая готику, англосаксонский и валлийский языки. Однако, погрузившись в студенческую жизнь, молодой человек не забыл о Эдит Бретт.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Накануне двадцать первого дня рождения Джон Рональд Руэл Толкин сидел на постели и смотрел на часы. Как только наступила полночь, он начал писать Эдит Бретт письмо, признаваясь в любви и предлагая выйти за него замуж.
Прошло несколько дней тревожного ожидания. Он получил ответ с ужасными новостями о том, что она помолвлена с «более перспективным молодым человеком»
По меркам того времени девушка «старела» — ей было почти 24 года — и пора было выходить замуж. К тому же она предполагала, что за три года молодой человек попросту о ней забыл.
Джон Рональд Руэл Толкин прыгнул в первый же поезд, идущий в Челтнем. Эдит Бретт встретила его на станции, и они зашагали вдоль виадука. Его страстность растопила сердце девушки, и она согласилась разорвать помолвку с «перспективным» женихом и выйти за странного студента, проявлявшего интерес к «Беовульфу» и лингвистике.
Кадр из фильма «Властелин колец: братство кольца» (2001 год)
ВДОХНОВЕНИЕ
Однажды с влюбленными произошла история, которая оставила глубокий след в душе писателя и прошла сквозным мотивом через все его произведения.
Вместе они гуляли по лесу и нашли живописную поляну с болотом, заросшим белыми цветами. Жена начала танцевать под лучами солнца, и у мужа перехватило дыхание. Рассказывая эту историю своему сыну много лет спустя, Джон Рональд Руэл Толкин вспоминал: «В те дни волосы ее были как вороново крыло, кожа светилась, глаза ярче, чем вы помните, и она могла петь и танцевать».
Это событие вдохновило писателя сочинить историю о Берене и Лютиэн, смертном человеке и эльфийке
Вот строки из книги «Сильмариллион»: «Но, бродя в разгаре лета по лесам Нелдорета, он повстречал Лютиэн, дочь Тингола и Мелиан, когда в вечерний час, при восходе луны, танцевала она на неувядающих травах прибрежных полян Эсгалдуина. Тогда память о перенесенных муках покинула его, и был он очарован, ибо Лютиэн была прекраснейшей среди Детей Илуватара. Ее одеяние было голубым, как ясное небо, а глаза темны, как звездная ночь, плащ усеян золотыми цветами, волосы же черны, как ночные тени. Свету, играющему на листьях дерев, пению чистых вод, звездам, встающим над туманной землей, подобна была ее красота, а в лице ее был сияющий свет».
Когда писатель представил рукопись «Властелина колец» издателю, тот подверг сомнению целесообразность включения в повествование каких-либо романтических элементов. В частности, он сказал, что сюжет об Арагорне и Арвен, похожий на историю Берена и Лютиэн, был «ненужным и поверхностным», так как книга о людях, магии и битвах не нуждается в каких-то романтических сценах.
Однако Джон Рональд Руэл Толкин стоял на своем, ссылаясь на вдохновляющую силу любви. В письме он приводил доводы в пользу включения темы Арагорна и Арвен: «Я по-прежнему нахожу это очень важным, ведь это аллегория надежды. Надеюсь, вы оставите эту сцену». Его страстность снова взяла верх, и таким образом автор сохранил свой роман в истории.
БРАК
По утверждению биографов, брак Джона Рональда Руэла Толкина и Эдит Бретт был наполнен радостью и смехом. У четы родилось четверо детей. «Крепкая связь между супругами демонстрирует глубину чувств, которой могут достичь люди», — добавляет Джейсон Уайтинг.
Однако, хотя отношения загораются страстью, продолжают жить они ценой больших усилий и жертв. Писатель понял это, размышляя о том, почему его союз остался таким прочным. Он рассуждал так: «Почти все браки, даже счастливые, — это ошибки в том смысле, что почти наверняка оба партнера могли бы найти и более подходящих супругов. Но настоящая родственная душа — это та, кого вы выбрали, на ком женились».
Несмотря на страстную натуру, Джон Рональд Руэл Толкин понимал, что отношения требуют работы
«Ни один мужчина, как бы искренне он ни любил свою избранницу как невесту и каким бы верным ни был ей как жене, не смог бы оставаться таким всю жизнь без преднамеренного и сознательного волевого решения, без самоотречения душевного и телесного», — писал он.
«Писатель знал, что настоящая любовь не достигается вспышкой восторженного желания, — объясняет семейный психотерапевт. — Для нее нужна регулярная забота и внимание к мелочам. Например, супруги любили проявлять внимание друг к другу и дарить маленькие подарки. В зрелом возрасте они проводили много времени за разговорами о детях и внуках. Их отношения были построены на страсти и дружбе, которые питали эту любовь от начала ухаживания и до самого конца жизни».
СМЕРТЬ
Эдит Бретт умерла в 1971 году в возрасте 82 лет, и на надгробии вдовец выгравировал рядом с ее именем «Лютиэн». Он умер двадцать один месяц спустя и был похоронен с ней, и к его имени добавили «Берен».