Психолог Джули Эйткен Шермер из Университета Западного Онтарио в Канаде опросила более 500 человек, чтобы изучить связь между «темными» чертами характера и предпочтением громких автомобилей с переделанными глушителями.
«Поскольку такие модификации выхлопных труб мешают людям и животным и в некоторых юрисдикциях являются незаконными, этот феномен представляет собой интересный исследовательский вопрос», — написала Шермер в журнале Psychology Today о своем экспериментальном исследовании.
Шермер опросила 529 студентов, изучающих бизнес. Их средний возраст — 18 лет, 52% из них — мужчины. Участникам задавались три вопроса: как они относятся к громким автомобилям, идентифицируют ли себя с собственными машинами и планируют ли модифицировать глушитель. Причем более высокие баллы указывали на предпочтение громких машин.
Кроме того, по шкале из 28 пунктов оценивались такие черты личности, как макиавеллизм, нарциссизм, психопатия и садизм. Эти черты включают в себя эгоизм и использование других в своих интересах, обычно без сочувствия.
Шермер рассказала, что на изучение сознания любителей громких автомобилей ее вдохновила прогулка с собакой возле университетского кампуса, где она часто сталкивалась с этой формой шумового загрязнения. Она предположила, что люди предпочитают такие автомобили, чтобы привлечь к себе больше внимания, что соответствует нарциссическому поведению.
В то же время люди с садистскими или психопатическими чертами, которые, в свою очередь, демонстрируют преступное поведение, будут более склонны к громким автомобилям зачастую с незаконными изменениями их конструкции. Она также предположила, что более молодые мужчины наберут больше баллов, поскольку эта группа ассоциируется с более шумными видами досуга.
«Мы обнаружили, что именно садизм и психопатия определяют, кто хочет модифицировать глушители, кто чувствует более тесную связь со своим автомобилем и кто считает, что громкие машины — это очень круто, — сказала Шермер. — Пренебрежение чувствами других людей и их реакцией — это и есть психопатия. А еще они, вероятно, получают удовольствие, наблюдая, как люди пугаются».
Принадлежность к мужскому полу и наличие садистских и психопатических черт личности составили около 29% дисперсии в предпочтении громких автомобилей. Анализ выявил, что молодость обусловливает более высокий балл, но эта корреляция была недостаточно значимой, чтобы делать выводы.
Несмотря на то что исследование дает определенные результаты, имеются, конечно, и некоторые ограничения. Участники сравнительно небольшой выборки были относительно молоды, и все они учились в одном университете по специальности «бизнес», поэтому выводы Шермер могут быть неприменимы к более широкому кругу людей.
Кроме того, в опросе учитывалось желание иметь громкие автомобили, а не только фактическое владение ими, а также не изучались предпочтения в отношении других транспортных средств, таких как мотоциклы или большие грузовики. В будущих исследованиях можно было бы изучить другие переменные, например прослушивание громкой музыки за рулем и выбор мест, где люди ездят на своих громких автомобилях.
«Помимо законодательного обеспечения соблюдения законов в отношении этих автомобильных модификаций, настоящие результаты позволяют предположить, что другие тактики, такие как информационные кампании, могут оказаться бесполезными, — заключает Шермер. — Маловероятно, что тех, кто имеет более высокие баллы по психопатии и садизму, переубедит тот факт, что модифицированные глушители могут нанести вред окружающим».