Болезнь Альцгеймера, основная причина деменции, поражает около 50 млн человек во всем мире, и ожидается, что к 2050 году это число утроится. Недавнее исследование, опубликованное в журнале Annals of Neurology, изучает взаимосвязь между стрессовыми жизненными событиями и риском развития болезни Альцгеймера, уделяя особое внимание тому, как время и характер этих стрессоров могут повлиять на развитие заболевания.
Исследование показало, что не все стрессовые события оказывают одинаковое влияние. Стресс в среднем возрасте или в детстве сильнее связан с факторами риска развития болезни Альцгеймера, чем стресс, накапливающийся в течение всей жизни. Предыдущие исследования выявили различные психологические факторы, такие как депрессия, тревога и хронический стресс, как потенциальные факторы риска развития болезни Альцгеймера. Эти факторы могут активировать биологические реакции, которые могут привести к заболеванию.
Цель нового исследования — расширить это понимание, сосредоточившись на роли стрессовых жизненных событий и их влиянии на биомаркеры болезни Альцгеймера, воспаление мозга и его структуру. Это особенно актуально, поскольку предыдущие исследования были сосредоточены в основном на нейропсихиатрических симптомах, а не на более широкой категории жизненных стрессоров.
Стрессовые ситуации — это события, которые существенно нарушают привычный уклад жизни человека, требуя от него значительной психологической и эмоциональной адаптации: от личных потерь, например смерти близкого человека, до серьезных перемен в жизни (развода, потери работы или проблем со здоровьем).
Ученые использовали хорошо зарекомендовавшую себя когорту из исследования ALFA (ALzheimer’s and FAmilies). В этом проекте участвует группа из 2 743 человек без когнитивных нарушений, которые подвержены повышенному риску развития болезни Альцгеймера, в первую очередь потому, что это заболевание диагностировано хотя бы у одного родителя.
Участники прошли ряд обследований, включавших клинические опросы для сбора подробной информации о здоровье и образе жизни, когнитивные тесты для оценки умственных функций, анализ крови для генетического анализа (генотипирование) и люмбальную пункцию для сбора спинномозговой жидкости (СМЖ).
Эта жидкость анализировалась на ключевые биомаркеры болезни Альцгеймера, такие как соотношение фосфорилированного тау (p-tau) и бета-амилоида (Aβ) — белков, связанных с данной патологией. Кроме того, проводилась магнитно-резонансная томография (МРТ) для оценки структуры мозга с акцентом на объем серого вещества.
Чтобы измерить степень воздействия стрессовых ситуаций, исследователи провели опросы, используя список из 18 событий, которые могут потребовать значительной психологической адаптации. Участников спрашивали, переживали ли они эти события, в каком возрасте и сколько раз. Этот метод позволил исследователям составить полный профиль подверженности стрессу каждого участника на разных этапах жизни.
Общее количество стрессовых ситуаций, пережитых человеком в течение жизни, не связывалось с повышенным риском развития биомаркеров болезни Альцгеймера, нейровоспаления или изменений структуры мозга, обычно свидетельствующих о прогрессировании. Однако анализ выявил более тонкие ассоциации, если учесть время возникновения этих стрессовых факторов и некоторые демографические факторы. В частности, стрессы, возникающие в детстве и в среднем возрасте, сильнее коррелировали с показателями риска развития болезни Альцгеймера.
Например, детский стресс был связан с повышенным уровнем интерлейкина 6 (IL-6), провоспалительного цитокина, связанного с различными заболеваниями, включая болезнь Альцгеймера. То есть стресс в раннем возрасте может вызвать долгосрочные воспалительные реакции, которые потенциально могут способствовать развитию болезни Альцгеймера в более позднем возрасте.
С другой стороны, стресс, пережитый в среднем возрасте, показал связь с изменениями в биомаркерах болезни Альцгеймера, таких как соотношение бета-амилоида (Aβ). Бета-амилоидные бляшки являются одной из отличительных патологий болезни Альцгеймера, и их накопление может начаться за годы до появления клинических симптомов. Согласно результатам исследования, стрессоры в данный критический период жизни могут влиять на ранние патологические процессы, связанные с болезнью Альцгеймера, в частности на накопление этих белков.
«Мы знаем, что средний возраст — это период, когда начинают накапливаться патологии болезни Альцгеймера. Вполне возможно, что эти годы представляют собой уязвимый период, когда переживание психологического стресса может иметь долгосрочное влияние на здоровье мозга», — сказала Элени Палпацис, исследователь из Барселонского института глобального здравоохранения и автор исследования.
Исследователи также обнаружили, что влияние стрессовых событий на факторы риска болезни Альцгеймера существенно различается у мужчин и женщин. В частности, у мужчин большее количество стресса было связано с повышением уровня белка бета-амилоида (Aβ). У женщин большее количество стрессовых событий коррелировало с уменьшением объема серого вещества в мозге.
Люди с психическими расстройствами в анамнезе оказались особенно уязвимыми. В этой группе повышенный стресс был связан с более высокими уровнями бета-амилоида (Aβ) и тау-белков. Кроме того, у таких людей наблюдалось меньшее количество серого вещества.
Несмотря на то что исследование дает ценные сведения, оно имеет свои ограничения. Так, воспоминания участников о стрессовых событиях могут быть необъективными, а мера стресса не учитывает личную значимость и серьезность событий. Кроме того, исследуемая популяция была в значительной степени однородной, что может ограничить распространение полученных результатов на другие этнические группы.