Что изучает футурология и чем может помочь «обычному» человеку? Как прогнозировать будущее и принимать решения, которые с большей вероятностью приведут к успеху? И под силу ли это любому из нас? Об этом мы поговорили с футурологом Данилой Медведевым.
Вопрос:
Можно ли понятным и простым языком объяснить, что такое футурологическое мышление?
Данила Медведев:
Да, конечно. Это как история, только про будущее. В школе на уроках истории нам часто повторяли фразы вроде: «Народ, который не помнит свою историю, обречен повторять ошибки». Но сегодня у нас есть возможность предсказывать будущее немного точнее, нежели просто говорить: «Ничего не изменится, все будет как и было».
Благодаря развитию социальных наук — социологии, политологии, экономики, психологии — и управленческих наук сегодня мы лучше понимаем, как развивается общество, лучше понимаем законы этого развития.
Приведу пример: было установлено, что большинство компаний лет через 10-20 своего существования начинают погибать. Любая компания в любой стране долго не живет. Сейчас практически нет организаций, которые существуют очень давно. В то же время города, если рассматривать их тоже как определенную структуру, организацию, существуют очень долго и при этом не погибают.
Но все же компании-долгожители существуют. Получается, что для этого просто нужны некие условия?
Таких компаний единицы. А таких, которые существуют хотя бы лет сто, практически нет. При этом города существуют почему-то очень долго — Рим, Париж, Берлин… Рим после падения Римской империи, казалось бы, погиб: все уехали из города, население было равно нулю, продовольственных поставок не было… но потом люди все равно вернулись. Чем города больше, тем они эффективнее. Значит, мы можем предсказывать, что будет происходить с частями общества. Это часть основы, на которой стоит футурология.
Для обычного человека футурология еще важна тем, что сейчас нет таких точных ориентиров, какие были в прошлом
Например, двести лет назад. Тогда в каждой стране была доминирующая культура, набор ценностей и люди, к которым можно было прийти и сказать: «Отец мой, скажи, как я должен жить свою жизнь?» И он отвечал: «С понедельника по субботу делаешь это, в воскресенье делаешь вот это. Вот тебе все инструкции». Эта тенденция сохранялась очень долго, она была актуальна и в середине XX века.
Но потом произошло то, что Фридрих Ницше назвал «смерть бога»: в современной культуре, прежде всего в западной, исчез этот однозначный ориентир. Традиционные институты сохранились, но выбор у человека огромен: можно пойти за советом к православному священнику, буддисту, можно ни к кому не идти, можно читать научно-популярные статьи по интересующей теме. Однозначности больше нет.
На что ориентироваться современному человеку?
Это первая причина, по которой важна футурология: нам нужно как-то ориентироваться в будущем. Раньше все было понятно: с тобой будет то же, что было с отцом, дедом, прадедом. Все были кузнецами, и ты будешь кузнецом. И фамилия у тебя тоже Кузнецов. Но сегодня мы понимаем, что все меняется, и не всегда в лучшую сторону.
Для формирования такого понимания нужны инструменты, и желательно, чтобы их мы осваивали еще в школе. Этот процесс уже начался: в школах есть футурологические проекты, конгрессы. В Казани, например, Университет талантов занимается воспитанием, обучением, координацией одаренных детей.
Во время двухдневной сессии специалисты вместе с детьми придумывают, чем бы они хотели заниматься в жизни. Причем там есть и совсем маленькие дети из начальной школы. В этом возрасте у ребенка начинает формироваться образ того, чем он хочет заниматься в будущем.
В этом плане классическая футурология задачу выполняет: дети знают про роботов, полеты на Марс, даже про крионику
Я читал лекцию в Екатеринбурге про профессии будущего, и после лекции дети должны были выбрать, чем они хотят заниматься. 80% выбрали профессии, так или иначе связанные с бессмертием, оживлением. И это нормально. Раньше мы могли предложить детям только объяснение «Твоя собачка теперь на небе вместе с прабабушкой», а теперь есть альтернативные варианты, более полезные.
Какие еще причины делают эту науку важной?
Вторую причину можно сформулировать так: возможность спрогнозировать жизнь. Сейчас очень активно развивается антиэйджинговое направление, ученые работают над продлением жизни. Если будете знать, что можете прожить сто лет, как будете использовать эту информацию? А если у вас будет тысяча лет?
Неважно, на какой социальной ступеньке человек находится, сколько у него денег или власти. Нужно определиться с тем, что делать дальше, как планировать жизнь и деятельность. Можно сменить профессию в любой момент жизни, пока мы не находимся при смерти. Можно осмыслить мир, который нас окружает, определить цель, понять, каких не хватает навыков и ресурсов для ее достижения.
Цели при этом надо ставить не на месяц или год, как делает большинство людей, а на 10, 20, 30 лет вперед. И говорить себе: «Я хочу это сделать и буду пытаться, пока у меня не получится».
Есть ли специальные техники, с помощью которых человек может спрогнозировать успешность или неуспешность в начинаниях?
Конечно. Первый момент: нужно выработать серьезный подход к работе. Это не значит, что нужно выбрать модную или престижную профессию. Нужно понимать, чего ваш карьерный путь позволит добиться лет через двадцать.
Сейчас люди крайне редко выбирают такой подход. Подобный уровень осознанного и ответственного подхода можно наблюдать, например, у космонавтов, которые годами учатся, должны постоянно следить за физической формой и здоровьем, проходить программы отбора. Но его могли бы взять на вооружение все, не только космонавты.
Любой человек, который хочет заниматься технологиями будущего, может пойти учиться — самостоятельно или на заочном отделении. Для этого даже не обязательно бросать работу. И через какой-то срок — например, через три года — можно уже выбрать новую профессию и начать в ней развиваться.
Второй момент: нужно думать о глобальном прогнозировании
И вот тут самостоятельно выстроить будущее довольно сложно — нужно иметь очень много информации, которая не то чтобы скрывается, но не особо распространяется. Это информация о том, как управляется общество, в какую сторону движется, как вообще работают сложные системы, например, города — то, о чем мы говорили в самом начале. Собирать ее приходится по крупицам, и многое еще зависит от того, как общество, в котором живет человек, относится к той или иной идее.
Например, в большинстве стран у людей очень консервативное представление о жизненной траектории и ее конечности. Обратите внимание: почти во всех голливудских фильмах и мультфильмах бессмертные персонажи — отрицательные. Тот, кто стремится к бессмертию и продлению жизни, плохой. Это даже на примере «Звездных войн» видно.
Конечно, есть фильмы, которые противоречат этой мысли, но в целом складывается ощущение, как будто какой-то тайный комитет по цензуре запрещает рассказывать о том, что люди могут жить долго и при этом хорошо.
Когда человек задумывается, как ему развивать карьеру, где он хочет жить и чем заниматься, это тоже часть футурологии
Каждому важно понимать, хотим ли мы брать на себя ответственность за свое будущее. Можно ведь и не брать, а понадеяться, например, на пенсионные фонды. Другой вопрос — стоит ли надеяться. Не обязательно быть продвинутым аналитиком, чтобы делать прогнозы. Если мы хотим отвечать за свое будущее, нужно взять столько информации о нем, сколько возможно. Для кого-то это десять статей в научных журналах, для кого-то передача по радио, для кого-то — книжка по футурологии.
Важно обозначить для себя опорные точки — понять, какого результата вы хотите добиться через 10, 20, 30 лет. При наличии такого плана человек будет на него опираться. Это не значит, что все само собой получится, но как минимум даст контекст, в котором нужно действовать. Сегодня у нас есть доступ практически к любым знаниям. Можно развиваться самостоятельно, если вы понимаете, в каком направлении хотите двигаться. Можно учиться подходить к своему будущему рационально.
Этому учат на ваших курсах?
Да, у нас, например, есть короткий, но интенсивный курс по прикладной рациональности: мы учим людей прорабатывать рациональные навыки и применять их и в работе, и в личной жизни. Это помогает грамотно оценить то, что происходит, и идентифицировать варианты поведения.
Люди, которые пытаются разобраться с этим самостоятельно, обычно приходят к каким-то популярным методам планирования и тайм-менеджмента, устанавливают приложение в телефон, ставят в нем галочки. Но это не работает так просто. Нужно несколько уровней планирования, анализа. И это необходимо и полезно любому человеку.
Классическая и самая интересная часть в прикладной рациональности — это теорема Байеса, теорема условной вероятности
Например, человек получает результат анализа на какое-то заболевание. Но результат может быть ложноположительным и ложноотрицательным. Чтобы посчитать, какова вероятность получить тот или иной результат, надо сначала понимать, какова вообще у конкретного человека вероятность такого заболевания. Если, например, эта вероятность 1 на 100,000, то вероятность ложноположительного результата намного выше.
Но большинство людей не мыслит подобным образом, их этому не научили. А научили тому, что гомеопатия работает и «соседу же помогло, значит, надо и мне так же». Не умея считать вероятности, человек несет потери.
Насколько сложно это освоить? Нужно обязательно быть математиком или физиком, или рациональное мышление доступно всем?
У нас есть курс по прикладной рациональности, который рассчитан на 3-4 занятия, по одному занятию в неделю. Есть очные группы, они ориентированы на совершенно разных людей и подойдут и «обычному» человеку с улицы. Пройдя курс, человек получает навыки рационального мышления, практический результат. С любой задачей нужно уметь работать. Но для этого нужно хотя бы немного самостоятельности и желания принимать обдуманные решения, а не опираться на чьи-то советы.
Получается, что это такой навык — задавать себе правильные вопросы и искать правильную информацию?
Да. И на основе этой информации выстраивать предсказательную модель: «Если я буду делать это, то будет происходить вот это». Потом человека учат работать с предпочтениями — ведь есть суждения про мир, а есть предпочтения.
Суждения про мир нужно уметь проверять и понимать, как они связаны. А предпочтения — это умение у себя в голове смоделировать разные варианты будущего и понять, что вам нравится. Например, когда ребенок заканчивает школу и не знает, кем хочет быть, это означает, что он не умеет работать со своими предпочтениями.
Многие взрослые тоже не умеют работать с предпочтениями.
Да, потому что их этому не научили. Они не знают, чего хотят, и используют шаблонные решения: «Хочу зарплату побольше, хочу отпуск на море, хочу купить вот это, хочу чему-нибудь научиться». Но при этом человек не понимает, какую жизнь хотел бы проживать в следующие пять лет.
Многие не могут помечтать о чем-то, потому что не понимают, как работать с библиотекой возможных желаний. И лучшее, что они могут — это наткнуться в каком-нибудь блоге на список «Сто вещей, которые нужно обязательно сделать в течение жизни», и пытаться выполнить все пункты: прыгнуть с парашютом, съездить в Лас-Вегас, но это не самый мудрый подход. Наш временной ресурс ограничен, значит, если мы хотим жить осмысленно, надо выбрать из этих ста пунктов штук пятнадцать. Причем подходить к выбору серьезно.
Недавние исследования показали, что больше половины людей считают, что занимаются бессмысленной работой. Клерки, чиновники, управленцы низкого уровня, которые выполняют разные бюрократические требования, не понимают существующей альтернативы, не понимают, что делать с ощущением бессмысленности. Они оказываются в своеобразной ловушке. И чтобы из нее выбраться, нужно уметь задавать себе базовые вопросы.
Как научиться ставить такие базовые вопросы?
Отправной точкой может стать описание прошлого, настоящего и будущего нашего мира. Должна быть некая базовая модель, которая описывает то, что кажется человеку наиболее важным и интересным. Допустим, для кого-то это природа. И этот человек начинает читать книгу про экологию, про эффект пестицидов и химикатов. Прочитает и скажет: «Я хочу спасти наш мир от таких проблем». Для другого человека это будет книга об образовании и науке, для третьего — про космос. Но в любом случае должна быть какая-то рамка.
Потом человек начинает сравнивать: представляет себе тот мир, в котором он хотел бы жить, понимает, что ему нравится, а что — нет
А дальше уже можно ставить практические цели — они определяют вопросы и варианты решения. И эти вопросы с вариантами решения должны возникнуть в голове уже сегодня.
Тот же пример с космосом, в который многие мечтают полететь. Можно просто мечтать об этом, а можно разобраться, как в целом развивается космическая отрасль, какие есть пути, чтобы вообще оказаться когда-нибудь на космическом корабле. Будет иметь значение и то, в какой стране человек живет и кем работает. Наметив несколько точек, человек создаст для себя рамку, сможет оценивать свою успешность в движении к цели.
Для меня, например, самое важное и интересное — вопросы бессмертия и усиления интеллекта, а также всемогущества, построения утопии, безопасности, сингулярности. Но это достаточно широкая рамка, для нее необходим развитый футурологический навык.
А если задать более «бытовую» рамку,
например, про воспитание детей, образование, карьеру, какие советы можно дать людям, не знающим о футурологии?
На самом деле эти темы взаимосвязаны. Уже сейчас есть прогнозы, согласно которым многие профессии, совсем недавно считавшиеся востребованными, в будущем утратят актуальность. Например, юрист. Поэтому если родители думают, к чему готовить ребенка, нужно изучить профессии будущего. Можно просто забить это словосочетание в поисковик, можно посмотреть Атлас профессий Сколково.
Те профессии, к которым мы привыкли, для наших детей будут либо совсем не актуальны, либо пути к этим профессиям будут иными
Например, сельское хозяйство никуда не денется, но изучать в этой области нужно не то, что изучали 50 или 20 лет назад. Сейчас существует огромное количество методов интенсивного обучения, которое может начинаться практически с возраста 1-2 лет. Нужно знать, какие есть технологии, как их использовать. Просто выдать ребенку планшет или смартфон — плохая идея. Интереснее и продуктивнее использовать какие-то приборы с биологической обратной связью, экспериментировать с нейронными интерфейсами.
Раньше была популярна идея, что ребенку в утробе нужно давать слушать классическую музыку. А сейчас можно использовать прямую магнитную стимуляцию мозга, вещества, которые в период беременности положительно влияют на будущий интеллект ребенка — делают его не просто «нормальным», а «выше среднего». Об этом можно и нужно читать в открытых источниках, это не тайная информация.
Футурология подразумевает высокий уровень желания самому отвечать за свою жизнь не только сейчас, в моменте, но и в будущем. И это то, чему можно научиться — видеть себя в будущем, понимать, что нужно сделать для этого будущего уже сейчас. Это и есть ответственность за себя, семью и свою жизнь.
Автор: Данила Медведев, идеолог и один из создателей российского трансгуманистического движения, футуролог.