Идея о том, что человек не меняется и на протяжении жизни остается носителем одних и тех же черт характера, получает все больше опровержений и, кажется, уходит в прошлое. Максимально коротко рассказываем о двух крупных исследованиях, помогающих понять, как личность может трансформироваться на протяжении жизни и почему нам так сложно самим видеть и отслеживать эти изменения.
Существует устойчивое мнение, что человеческая личность и черты характера остаются довольно стабильными в течение десятилетий. Тем не менее в последние годы появляется всё больше исследований, опровергающих эту аксиому.
Так, в работе, которая была опубликована в декабре 2016 года в журнале Psychology and Aging, исследователи из Великобритании описывают исследование, охватывающее 63 года. В 1947 году психологи определили черты личности у 1208 четырнадцатилетних шотландских подростков. При помощи шести опросников учителя оценили их по характеристикам личности, связанным с надежностью: уверенность в себе, настойчивость, стабильность настроения, добросовестность, самобытность (подлинность) и желание преуспеть. Примерно через 60 лет в общей сложности 174 участника первого опроса, которым на тот момент исполнилось по 77 лет, прошли тестирование еще раз. Они опять должны были определить шесть черт своей личности, а также найти близкого друга или родственника, который сделал бы то же самое.
Ведущий автор и психолог из Эдинбургского университета Йен Дейри (Ian Deary), основываясь на более ранних выводах, ожидал, что оценки надежности могут оставаться стабильными с течением времени. Но на деле, он и его коллеги не обнаружили никакой связи между оценками черт, связанных с надежностью, за исследуемый период (Йен Дейри подчеркивает, что его выводы применимы только к этим шести чертам, а не ко всей личности) — результаты анкетирования, проведенного 63 года спустя, почти не совпали с изначальными.
«Мы предположили, что найдем доказательства стабильности личности в течение длительного периода в 63 года, но выявленные нами корреляции данных не подтвердили эту гипотезу».
Одна из сильных сторон исследования в том, что оно охватывает такой длительный период, но это же усложняет эксперимент. Социальный психолог из Мичиганского государственного университета Нейт Хадсон (Nate Hudson) отмечает, что отсутствие устойчивости черт характера может быть следствием того, что участников оценивали разные люди. В идеале один и тот же человек должен был оценивать личность субъекта в оба момента времени – как 63 года назад, так и сейчас.
В исследованиях, охватывающих десятилетия, многие участники пропадают без вести, умирают или не хотят участвовать в последующих оценках. Йен Дейри и его коллеги зарегистрировали только 174 участника из первоначальной группы. И такой численный перекос, безусловно, затрудняет поиск тонких, но реальных взаимосвязей в наборах данных. Хадсон отмечает:
«Трудно узнать только из их исследования, действительно ли существует нулевая устойчивость названных черт личности с 14 до 77 лет».
Однако это не единственное исследование в таком роде.
Так, согласно масштабному исследованию профессора психологии Гарвардского университета доктора Дэниела Гилберта, уже через 10 лет ваша личность претерпевает существенные изменения.
В рамках своего исследования доктор Гилберт с командой опросили 19 000 участников в возрасте от 18 до 68 лет о том, насколько за десять лет изменились их интересы, цели и ценности. Затем они интересовались, насколько они ожидали, что их интересы, цели и ценности изменятся за следующее десятилетие.
Ученые обнаружили интересную вещь: отвечая на вопросы о разнице между собой в прошлом и собой настоящим, каждый участник легко определял, как изменилась его личность. Но даже зная это, в перспективе на ближайшие 10 лет участники неизменно ожидали только небольших перемен. Психолог Бенджамин Харди в своей книге «Гибкая личность» так резюмирует эти результаты:
«В психологии это явление называется иллюзией конца истории. Это происходит, когда люди независимо от возраста признают, что в прошлом они пережили значительный личностный рост и претерпели некоторые психологические трансформации, но не будут существенно меняться в будущем. Гилберт считает, что человек как картина, над которой еще работают, хотя последний ошибочно полагает, что все уже закончено. Люди очень странно о себе думают: каждый считает, что сейчас он «достигнутая», «законченная» и «эволюционировавшая» версия. Именно поэтому, несмотря на очевидную разницу между прежним «я» и настоящим «я», мы часто ощущаем себя одним и тем же человеком».
Мы привыкли в каждое мгновение настоящего чувствовать себя собой, поэтому нам так сложно осмыслить масштаб изменений, которые постоянно происходят на уровне наших эмоций, поведения и привычек. Все течет, все меняется — в том числе окружающий нас мир. И мы адаптируемся к этим изменениям. Так что как минимум было бы странно, если бы в этом текучем и многоликом мире наша личность оставалась неизменной и статичной; как максимум — мы бы с трудом находили себе место в новой реальности.