«То, что стоит на вашем пути, и есть путь»: техники стоиков в сегодняшних реалиях

Чем чревата постоянная погоня за одобрением? Как научиться ценить то, что у нас есть, действовать, а не реагировать импульсивно? Что такое praemeditatio malorum? Какие «две ручки» есть у каждой ситуации? И как взгляд сверху может избавить нас от тревог? В издательстве «МИФ» вышла книга «Дневник стоика», в которой Райан Холидей и Стивен Хансельман приводят 52 стоические техники — по одной на каждую неделю года. Выбрали небольшой фрагмент оттуда с примерами и советами, не теряющими своей актуальности.

Многие современные идеи родом из прошлого. Райан Холидей и Стивен Хансельман, авторы книги «Дневник стоика» от издательства «МИФ», обратились к стоицизму и почерпнули из него 52 правила на каждую неделю года. Это советы и упражнения, которые актуальны и сегодня: как бороться с разрушительными мыслями, противостоять искушениям и токсичным людям, как побороть страхи и начать действовать.

Выбрали фрагменты из книги с советами, которым можно следовать каждый день.

Взгляд сверху

Для того чтобы избавиться от навязчивых мыслей о житейских мелочах и заботах, нужно использовать прием, который стоики называли «взгляд сверху». Марк Аврелий регулярно напоминал себе об этом упражнении. Он усвоил от Гераклита, что все в мире постоянно меняется и, если помнить об этом, можно избавиться от множества стрессов и хлопот.

На этой неделе попробуйте не просто взглянуть на то, что вы делаете, — посмотрите на это издалека. Попытайтесь сформулировать, как выглядели бы ваши проблемы, заботы, навязчивые идеи с иной точки зрения.

Скажите «НЕТ» желанию произвести впечатление

Если потребность нравиться действительно присуща человеку как биологическому виду, то надо позавидовать поколениям, не заставшим социальных сетей. Они сегодня требуют от нас непрерывных обновлений статуса, подробного описания и иллюстрирования всего, что мы делаем: того, как мы преодолеваем препятствия, избегаем опасности, отражаем нападения и побеждаем. Это утомляет.

Много веков назад Эпиктет замечал подобную гордыню и самолюбование в своих учениках (а ведь в те времена еще не было компьютеров!). Философ напоминал им, что эти качества не столь невинны, как принято считать. Он объяснял ученикам, что жизнь напоказ отвлекает от истинной цели, а их лишит сил. Сенека тоже считал постоянный поиск одобрения одним из позорнейших поступков.

Еще на блоге:   Синдром лягушки в кипятке

На этой неделе обратите внимание, насколько сильно вам необходимы смартфон и обновления статуса, а затем ответьте на вопрос: каким человеком я хочу быть? Я поступаю как философ?

Что, если что-то пойдет не так?

Того, кто слишком надолго задумывается о возможном неправильном будущем, мы называем пессимистом. Некоторые уверены, что черные мысли притягивают плохие события. Стоики считали это чепухой. У них было упражнение praemeditatio malorum (предварительное обдумывание несчастий) — специальные, осознанные размышления о худшем сценарии.

Марк Аврелий начинал день с мыслей о безобразиях, которые видел при дворе. Он не стремился с утра пораньше накрутить себя, наоборот: так он пытался успокоиться и сосредоточиться, подготовиться, чтобы в течение дня действовать, а не реагировать.

Сенека тоже использовал предварительные размышления. Он раздумывал не только о том, что обычно происходит, но и о том, что может случиться. Эпиктет зашел так далеко, что каждый раз при поцелуе представлял себе утрату любимого человека.

Стоики считали, что все, что у нас есть, получено от судьбы, а негативная визуализация помогает лучше подготовиться к неожиданностям, — и вы тоже не стесняйтесь этого в своих мыслях.

Цените подарки судьбы

Легко жаловаться, что нам в жизни чего-то не хватает, и гораздо труднее ценить то, что у нас есть. Сенека напоминал: все необходимое для счастья находится перед нами; излишества, которых, как нам кажется, нам недостает, обошлись бы чересчур дорого: они поглотили бы то, что у нас и так есть.

Марк Аврелий напоминал себе посчитать те дары судьбы, которые есть в нашей жизни, и представить, каково было бы без них, как бы нам их не хватало. На этой неделе перечислите подарки судьбы, сознательно отметьте то, с чем вам повезло, — чтобы ясно увидеть, как выразился Эпиктет, откуда они пришли, и почувствовать благодарность за это.

Еще на блоге:   Инфантилизм, боязнь близости, синдром Мюнхгаузена: главные прицины мужского обмана

Возьмитесь за другую ручку

В «Энхиридионе» Эпиктет описывает мощное средство, которое стоики использовали, чтобы принимать решения в сложных ситуациях. По словам Эпиктета, у всего есть только два толкования — две ручки, за которые можно схватиться. Одна ручка все усложняет, другая все облегчает. Вы обижаетесь? Сосредотачиваетесь на слишком общем? Зацикливаетесь на том, что пошло не так? Или, наоборот, на том, что идет правильно? На этой неделе задавайте себе вопросы обо всем, что вы видите и чувствуете. Убедитесь, что вы держитесь за правильную ручку.

То, что стоит на вашем пути, и есть путь

Препятствия — это часть жизни. От них не избавлены даже самые могущественные и удачливые из нас. Однако у нас есть суперсила: стоическая философия позволяет приспособить намерения и цели к любым условиям, чтобы проложить путь вперед. У стоиков было для этого слово, гюпексайресис, означавшее действие с «оговоркой», которая позволяет при необходимости пересмотреть планы и определить новый курс.

Марк Аврелий говорит, что любое препятствие способно стать материалом для новой цели. Как препятствия, с которыми вы сталкиваетесь, открывают вам новый путь?

Судите себя, а не других

Нет ничего менее философского, чем иметь на все случаи готовые ответы. Это особенно верно для тех, кто поднимает на щит свою информированность и распекает других за ошибки, подчеркивает превосходство собственных знаний и идей.

Стоики учили: вести себя таким образом — значит упускать истинное назначение философии, которая является набором инструментов для самосовершенствования, лекарством для души, а не средством подавления других.

В своих письмах Сенека дважды использует метафору чистки, соскабливания наших ошибок с души. Нам нужно остаться на попечении философских принципов, или, как позже выразился Эпиктет, считать, что философская школа — это лечебница, где нас лечат. На этой неделе не позволяйте себе записать в дневник ни одной чужой жалобы — сосредоточьтесь на собственных проблемах.

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий