Интуитивное знание активно изучалось именно на рубеже XIX-XX веков, когда оно вообще стало признаваться важной стороной индивидуальной и общественной жизни. Работы французского философа Анри Бергсона и русского мыслителя Николая Лосского внесли важный вклад в мировую историю изучения интуиции как феномена. Именно данный тип знания и мироощущения лег в основу новых концепций искусства ХХ века.
Согласно концепции Берна, интуиция является результатом накопления информации через «чувственный контакт с объектом, причем действующее лицо… не может объяснить себе и другим, каким путем приходит к своим выводам». Если говорить о бытовом уровне, то это прозвучит примерно так: я знаю точно, но не понимаю, откуда именно я это знаю. Интуицию очень сложно выверить научными методами, она обнаруживается спонтанно, в определенных условиях, когда-то сильнее, когда-то слабее. Управление интуицией тоже практически невозможно в силу ее «прихотливости» и иррационального характера.
В своей работе «Об интуиции» Э. Берн приводит примеры того, как он «угадывал» ряд ключевых событий и обстоятельств, связанных с детско-родительскими отношениями своих пациентов, лишь на основании их внешних данных. Берн считал, что первые сильные эмоциональные травмы оставляют отпечатки как во внутреннем мире, так и на уровне физического тела: мускулатуре, лицевых мышцах, мимике, а потому внешность очень многое может сказать нам о человеке, и каждый из нас это интуитивно знает. Берн много раз предпринимал попытки рассказать о прошлом малознакомого пациента – о его взаимоотношениях с родителями, о наличии, например, раздражения или обиды в адрес матери, и попытки эти всегда оказывались успешными.
Поэтому, если у индивида возникает «определенное ощущение», то ему обязательно стоит доверять, полагает Э. Берн. В противном случае догадки могут носить просто случайный характер.
Механизмы действия интуиции
Берн предлагает отказаться от постулата, принятого в научном мире: если вы не можете описать свое знание словами, то ему не стоит доверять. Это ошибочное утверждение. Чрезмерная рационализация заводит в тупик, как говорит Берн, «в сторону от природы и мира естественных событий. Сковав в себе Ребенка, мы утратили много полезного и благотворного». Интуитивное знание проявляется ярче всего и полнее всего именно тогда, когда человек находится в эго-состоянии Ребенка: Дитя знает точно, потому что оно всегда ближе к природе. А что же такое эго-состояние Ребенка? Это спонтанное выражение эмоций, импульсы, мало осознаваемые, но имеющие мощную силу воздействия на индивида, это вечное «хочу», это внезапное изменение принятого решения, отказ от чего-то важного лишь на основе минутного порыва. И диагностика солдат и больных, которая описана Э. Берном, тоже касалась, в основном, эмоциональных установок, но не рода их занятий, как предполагалось вначале, в ходе разработки эксперимента. В результате экспериментов, проводимых Берном, оказалось, что «пока интуитивное ощущение не известно в словесной форме, Эго в действительности не знает, что именно известно». То есть, интуитивное знание крайне размыто и не поддается вербализации на первичном уровне проявления.
Еще одним важным выводом, сделанным учеными, стал следующий: интуитивно невозможно дать ответ на какой-то конкретный запрос. Интуиция дает некое впечатление, ощущение, но человек должен сам делать выводы исходя из имеющегося материала.
На основе проведенных экспериментов и исследований Берн предлагает дать определение интуиции с точки зрения психологии: «Интуиция есть подсознательное знание без слов, основанное на подсознательных наблюдениях…, и при подходящих обстоятельствах это знание надежнее, чем знание, основанное на сознательном наблюдении». Получается, подсознательно мы активно собираем информацию о человеке, явлении, даже не понимая, что процесс запущен. Причем длится он всего каких-то несколько секунд. Помните выражение: «У вас не будет следующей возможности произвести первое впечатление?» Первое впечатление – это и есть представление о чем-то еще до ознакомления с ним. Есть версия (которую высказывали в своих работах и Л. Петрановская, и М. Литвак, и другие психологи), что основное знание о мире формируется до 7 лет, а все, что мы получаем потом – вторичное знание, или даже узкоспециальное. И до семилетнего возраста мы учимся не только ухаживать за собой, подражать взрослым и проводить простейшие предметные операции. Это и интуитивное понимание жизни и смерти, любви и ненависти, способность считывать эмоции, даже если они не высказаны. Это касается очень многих вещей, которые могут быть и не вербализованы.
Как происходит формирование интуитивного знания?
Интуиция – это прежде всего, все, что связано с миром эмоций. В исследованиях Берна первоначальная задача – интуитивно определить род занятий испытуемых – оказалась подменена иной – интуитивно обозначить наиболее значимые эмоциональные потрясения, пережитые субъектом. И, коль скоро речь шла именно об эмоциональной составляющей, то Берн справедливо предполагает, что следует выделить две стороны личности. Первое – это детский эмоциональный опыт, связанный, в первую очередь, с взаимоотношениями с родителями и иными значимыми взрослыми, а также их сформировавшиеся установки относительно всех, кто входит в круг близких для ребенка лиц. Второе – это стратегии переживания новых ситуаций и реакции на их возникновение.
Если говорить в терминологии Фрейда, то интуиция проявляется на уровне Ид (как напряжение) и на уровне Эго (как установки). Первые наблюдаются во внешности через движения рта, вторые – через глаза. А если перевести на язык Берна, то этот феномен присущ эго-состоянию Ребенка и Родителя.
Эго-состояния и их отношение к интуиции
Исходя из концепции эго-состояний Э. Берна, фигуры Родителя и Взрослого подавляют спонтанные интуитивные прозрения. Когда Дитя свободно от влияний запрещающего Родителя или рационализирующего Взрослого, интуиция проявляется лучше всего. А эти две фигуры подавляют Дитя, делают его беспомощнее, менее убедительным. Если Дитя подкупают наградами или запугивают, то интуиция тоже слабеет. Вы, вероятно, ощущали это не раз: спонтанно захотелось что-то сделать, но включается Родитель или Взрослый, которые объясняют, почему это неразумно.
Каков вывод? Произвольно активизировать интуицию попросту не удастся: она не может «вызываться» волевым усилием просто потому, что никак не связана ни с волей, ни с разумом. А вот заглушить интуицию – довольно просто и легко. Что часто встречается в нашей повседневной практике: зная, как следует поступать, но не умея себе это обосновать, мы нередко совершаем ошибки, а потом восклицаем: «Я так и знал!».
Гармония всегда держится на равновесии и чувстве меры. В работах Э. Берна «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди» убедительно показано, как важно уметь регулировать свои состояния: если Дитя, Родитель или Взрослый возьмет власть в свои руки и будет править вашим миром единолично – быть беде. Поэтому самое простое и нужное – ежедневно отслеживать, вычисляя, из какого эго-состояния вы действуете в данный момент, говорите с кем-то, ведете внутренний монолог (или диалог). Чтобы иметь успех в общении, нужно перейти на язык эго-состояния собеседника. Умение легко варьировать эти эго-состояния существенно облегчает взаимопонимание – и вашу жизнь.
Интуиция не может лгать. Она либо есть, либо нет. Э. Берн говорит о необходимости чаще слышать интуитивные ощущения, потому что в них – исконная природа человека. А в природе заложен инстинкт самосохранения и развития.