Самурай или диалектик — кто ты?

Насколько человек управляет своей жизнью и способен что бы то ни было делать? Одна из интересных систем классификации психологических типов — разделение людей на «самураев» и «диалектиков». Под «самураем» мы подразумеваем человека, четко следующего тем принципам, которые для него считаются ценными. «Диалектиком» мы будем называть того, кто очень гибок и всегда готов подстроиться под обстоятельства.

Водораздел между «самураем» и «диалектиком» становится явным, когда человек попадает в ситуацию конфликта между своими принципами и соображениями выгоды. Например, мне представляется возможность получить повышение или дополнительные деньги, слив яд в ближайшую реку. Буду ли я это делать? К чему я буду апеллировать в состоянии внутренней борьбы?

Если я склоняюсь к позиции «самурая», то, если я сделаю это, мне будет глубоко стыдно и я — в каком-то смысле — потеряю себя. Cтану человеком, который может уничтожать то, что для него близко и дорого. Поэтому, возможно, я не буду этого делать даже под угрозой увольнения или потери денег. Чтобы сохранить себя.

Если мне близка позиция «диалектика», то, вероятно, объясню себе, что меня могут уволить с работы, пострадают интересы моей семьи и вряд ли стоит из-за каких-то невнятных принципов жертвовать карьерой. «Диалектик» руководствуется исключительно своей выгодой. В качестве выгоды могут выступать, например, безопасность, комфорт, власть, имидж, деньги, другие материальные блага. Какие бы нормы и принципы он ни провозглашал, если обстоятельства повернулись по-другому — не будет никаких проблем. Он либо легко, либо не очень легко, но изменит собственную позицию.

Быть «самураем» или «диалектиком» — это выбор стратегии жизни.

Понятно, что «самурай» и «диалектик» — это некие полюса и большинство людей находятся где-то посередине. Однако важно эти полюса осознавать, а также осознавать последствия своего выбора. Часто кажется, что быть «диалектиком» выгоднее. Например, в бизнесе представилась возможность кого-то обмануть или подворовать, и, когда все отвернулись — человек взял и подворовал. Важно осознавать, что такой человек получил лишь тактическую выгоду и что это не может продолжаться долго. Раскусив «диалектика», люди «самурайского» типа не захотят иметь с ним дело. А те, кто захочет, сами относятся к категории «диалектиков» и будут пытаться его «подставить». Окружение подбирается под личность, и каждый заслуживает своего окружения. Жизнь «диалектика» превращается в беспрерывную борьбу и сложную политику. В организациях, где большинство «диалектиков» (неважно, государственных, коммерческих или некоммерческих), люди постоянно делают множество сложных маневров друг относительно друга, что съедает большую часть времени, энергии и ресурсов.

Еще на блоге:   Мужская сексуальность глазами Алена Эриля

В поисках себя

-Возьмите на себя какие-то очень небольшие обязательства, которые вы считаете для себя важными и ценными и которые способны (но не обязаны) выполнить.
Например, посмотреть фильм, который давно собирались, или сходить к зубному врачу. Составьте список из десяти–пятнадцати дел, среди которых примерно половина будет связана с чем-то приятным для вас, а половина – с тем, что вам представляется действительно важным, но, возможно, сопряженным с каким-то неудобством.
Если у вас есть еженедельник, то лучше их вписать в нужное место, чтобы можно было отслеживать их выполнение.
-Сформулируйте для себя принципы, начиная каждую фразу со слов: «Осознавая то-то и то-то, я считаю (твердо обязуюсь) то-то и то-то». Не обязательно искать очень красивые формулировки – главное, чтобы то, что вы пишете, имело для вас конкретный смысл. Например, можно сказать: «Я никогда не буду предавать друзей». Что значит «не предавать»? Что значит «друзей»? В каждой конкретной ситуации выясняется, что это не совсем предательство или этот человек – не совсем друг. Возвращайтесь к свои записям хотя бы раз в месяц, перечитывайте, размышляйте над ними и совершенствуйтесь в исполнении принятых обязательств.

Стать «диалектиком» — это хорошая возможность разменять свою жизнь на пятаки и не состояться как целостная личность. Разрушение стержня личности происходит не мгновенно, а шаг за шагом. У «диалектика» есть определенные представления, что хорошо, что плохо, но они гибкие. В жизни много искушений, и, когда соображения выгоды приходят в противоречие с собственными моральными принципами, возникает внутренняя дилемма — как быть. Предположим, человеку предлагают сделать очень маленькую гадость. Если человек ее делает, то это его меняет. Он становится не тем, кем был раньше, а человеком, который способен сделать эту гадость. Обычно после этого человек начинает себя оправдывать, объяснять себе, что поступил правильно. От того, что он себя оправдал, он снова стал немножко другим. В этом своем новом состоянии он способен сделать гадость побольше. И, пройдя несколько ступеней, он может делать уже такие вещи, которые год назад вызвали бы у него глубокое отвращение.

Еще на блоге:   На тонкой нити. Притча в изложении ОШО

В любой момент времени он теоретически может остановиться. Но для этого ему придется пойти на очень серьезный шаг. Сказать: «Да, я был глубоко неправ». Способность к раскаянию сама по себе является большой ценностью в большинстве мировых религий. Это — качество «самурая», который не просто способен извиниться, но даже искупить совершенную гадость, возможно, не жалея себя. В этом заложена идея глубокой ответственности за сохранение своих высших ценностей.

Быть «самураем» тактически менее удобно, но стратегически такая жизненная позиция дает более уверенное существование. «Самураю» нет необходимости тратить много энергии, чтобы кем-то казаться. У него есть определенные внутренние ценности, и он живет в согласии с ними, в мире с собой, что является для него большим источником энергии. Такой человек представляет ценность не только для себя, но и для окружающих. Большинству людей проще, приятнее и полезнее иметь дело с человеком, способным отвечать за свои слова. Он предсказуем, и с ним можно делать что-то совместно. Будь то бизнес, семья или какие угодно отношения.

Если человек «самурайского» типа встает на определенный путь, то, может быть, не гигантскими рывками, но он будет последовательно по нему продвигаться.

С каждым годом будет повышаться его авторитет, кредит доверия людей к нему, его к себе. Люди будут хотеть общаться с ним, работать, вступать в партнерские отношения.

В обществе «диалектиков» легко может прийти к власти любой диктатор, который будет делать с людьми все что угодно под угрозой дискомфорта. «Диалектиками» очень легко манипулировать. А вот в стране, где много «самураев», установить диктатуру вряд ли получится: люди будут объединяться, защищать свои интересы и скорее согласятся погибнуть, чем превратиться в стадо баранов.

Автор: Юлия Качалова

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий