Психологические причины пассивности были раскрыты в одноименной теории (пассивности) школы Шиффов, каковую я правда несколько расширил и дополнил. Согласно данной теории любой человек, на поверхностном уровне якобы желающий что-то изменить, а на глубинном – внутреннем – на самом деле – отнюдь к этому не стремящийся (а, наоборот, избегающий всего, что может помочь), демонстрирует один из пяти видов поведения:
- Ничегонеделание
- Сверхадаптацию
- Ажитацию (возбуждение)
- Грандиозоманию
- Насилие и
- Беспомощность.
В случае ничегонеделания вся энергия человека направляется как раз на торможение ответной на некий вопрос, просьбу или предложение реакции. В основе его обычно лежат детские проблемы и нежелание взрослеть. Однако результатом данного типа пассивности как раз и является отказ от любых действий, которые могут исправить сложившееся положение.
При сверхадаптации (довольно трудно диагностируемой и, кстати, весьма одобряемой и поощряемой обществом) человек старается не достичь собственных целей тем, что весьма энергично достигает цели окружения («От меня другие ждут не этого, а того!»). Но, живя для других, он делает все, чтобы не жить для себя, отчего все внутренние желания измениться к лучшему просто тонут в хаосе внешних (и чужих!) ложных целей…
Ажитация (возбуждение) предстает перед нами повторяющейся (и затягивающей) нецелесообразной деятельностью или активностью. Когда вместо того, чтобы делать нечто полезное, люди просто делают что-то не слишком нужное (или совсем ненужное…), но, в общем-то, нравящееся им или их устраивающее. Так что, глядя на возбуждение толпы болельщиков на стадионах или поклонников неких «звезд» в концертных залах (а также созерцая истовые увлеченности бог весть чем малополезным и отвлекающим от жизни), я иногда думаю, что именно этот способ проявления пассивности наиболее принят человечеством…
Грандиозомания (название мое – С.К.) суть посвящение себя столь грандиозной по масштабам идее или деятельности (типа обретения абсолютной святости; получения Просветления; всеобщего счастья или просто создания Единой Теории Всего), что выполнение её в масштабах краткой человеческой жизни становится просто невозможным. А значит, ее можно и не осуществлять. То есть вообще ничего не делать по реализации и воплощению: или, просто лелея замысел, или проводя многолетнюю, никогда не заканчивающуюся подготовку к «покорению вершины». Вообще-то сие есть чисто русское, родное, суконное и домотканое. Нечто, что могло возникнуть только среди родных осин… И видимо, именно поэтому данную форму пассивности Шиффы пропустили и не описали.
Когда в результате этой самой пассивности человек накапливает достаточно много энергии, и её надобно куда-то высвободить, возникает насилие. Агрессивные действия, направленные, по сути, против кого угодно (и чего угодно), выбранного на роль «козла отпущения». И, судя по количеству дорожных войн, семейных разборок, девичьих (!) драк и прочего, что мы наблюдаем ежедневно и ежечасно, это весьма популярная у нас в России форма (вид) проявления пассивности.
Есть, однако, и ещё одна – тоже весьма у нас распространённая. Это беспомощность, пышным цветом расцветшая на полях нашей необъятной родины (когда, например, для того чтобы ввернуть лампочку в подъезде, обращаются лично к Президенту). Что здесь печально, так это то, что это тоже форма насилия. Но обращенная не вовне, а внутрь. То есть, если вы не можете изнасиловать кого-то из вашего ближнего или дальнего окружения, вы будете регулярно насиловать себя и только себя. Вплоть до крайностей: когда в ответ на невозможность избавить мир от чего-то, доставшего вас и опостылевшего, вы избавите мир от самого себя – вас же доставшего и вам же опостылевшего…
Теперь о том, что прямо сейчас вы можете сделать со своей пассивностью. Так вот, предлагаю вам как бы «укротить» её посредством следующих трёх шагов.
Шаг 1. Определите, какой именно области вашей жизни более всего касаются ваши же цели (ну, те, которые вы поставили…). Выделите её как исходный предмет для работы с пассивностью. Напоминаю, что у нас в ИНП это здоровье, взаимоотношения, любовь, секс, работа, материальное благополучие, а также смысл жизни.
Шаг 2. Возьмите достаточно большой отрезок своей собственной жизнедеятельности и просмотрите (а также проанализируйте…) его, выделив наиболее присущие вам формы пассивности, мешающие достичь желаемого.
Шаг 3. Создайте собственные системы переключения и «отключения» этой пассивности. Например, при склонности к ничегонеделанию составляйте списки необходимых дел, после чего заранее хвастайтесь о них друзьям и знакомым (я думаю, что нежелание прослыть среди них никчемным балаболом окажет на вас безусловно мотивирующее воздействие). При сверхадаптации проанализируйте свои прошлые деяния с точки зрения их глупости как отсутствия пользы и другим, и себе (см. мою статью «Психология человеческой глупости») и попробуйте стать умнее. При ажитации (казалось бы, весьма невинной…) подумайте о том, что вы так никогда не повзрослеете, и что весьма приятная роль болельщика или поклонника малопродуктивна в контексте благополучной жизни: после чего примите решение о том, как вы будете (всё-таки) вырастать из коротких штанишек затянувшегося детства и врастать во взрослую жизнь. При грандиозомании просто наметьте несколько вполне конкретных дел, которые станут первыми шагами в реализации задуманного (разумеется, Грандиозного и Великого). При насилии постарайтесь найти более экологичный способ выплескивания оного: например, приступите к изучению боевых искусств (с обязательным спаррингом) или просто приобретите «неваляшку» для уже совсем индивидуального «слива» агрессии. И, наконец, при беспомощности просто разбейте (разделите) то, в чём вы беспомощны (например, деятельность или ситуацию) на последовательность простых этапов или стадий, после чего начните потихоньку (и строго последовательно…) тренироваться в их исполнении.
Автор: Ковалёв С.В. / источник