10 важных идей Канта. От критики суждения и императива нравственности до радости и сложности быть человеком

Кант спустил философию с неба на землю человеческого опыта — чтобы объяснить мир, он обратился к изучению того, кто этот мир познает. Его философия, как селфи, помещает человека в центр: вопрошает о границах его познания, заповедях его поступков, законах его морали. Философ Анна Винкельман собрала 10 идей Иммануила Канта, которые помогут разобраться в теориях одного из главных мыслителей истории, чье 300-летие отмечают в этом году. В чем трудность и радость бытия человеком? как расширять свою картину мира и что для этого лучше читать? в чем все люди одинаковы, а в чем нет? из-за чего опасно усердно думать во время еды? что значит поступать правильно и как следует понимать знаменитый кантовский императив нравственности? почему чувства никогда не ошибаются? и что является фундаментом для «вечного, гражданского и физического» благополучия всех людей?

 

 

 

 

 

«В день рождения Канта, который посвятил каждый день своей жизни философии, мы можем поблагодарить его и поздравить тем, что возьмем себе на вооружение хотя бы один из его уроков» / Изображение: picture alliance / akg-images

Работа философа — путешествовать в Мир Идей. Философ Кант был известен тем, что никогда в жизни не покидал Кенигсберга. Может быть, помимо исторических причин на это повлияло и то, что в мире идей его путешествия были настолько насыщенные, что других ему и не требовалось.

Большинство текстов Канта действительно очень сложные. И все же путешествие по ним оказывается не менее насыщенным для ума, чем путешествия, которые можно совершить, взяв не Кантову книгу, а билет на поезд. Поэтому я собрала 10 идей Канта, которые могли бы прийти в голову во время прогулки или небольшого путешествия вам самим. Идеи эти хоть и разнообразные, но не случайные. Все имеют свое основание в кантовской философской системе и перспективе на мир, формулировке которой Кант посвятил свою жизнь. Центр и цель этой системы — человек, трудность и радость бытия человеком. В честь 300-го дня рождения философа все мы можем поздравить его, взяв на вооружение хотя бы одну из них.

1. Самое важное — структуры

При покупке нового компьютера мы тщательно изучаем его технические характеристики. Графический дизайнер или профессиональный игрок не станет покупать процессор 2010 года, так как нужные программы или не запустятся, или будут лагать.

Кант сделал то же самое, но для «внутреннего процессора» самого человека (познавательного, этического и эстетического). Отсюда три главных вопроса, которые образуют структуру кантовской философии: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться?

Этим трем вопросам посвящены три «критики» Канта, которые образуют «критическую философию»: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Слово «критика» тут тоже следует понимать структурно, не в привычном значении «ругать». У «критики» греческое происхождение, κρίνω значит «судить». Получается, что для Канта критика значит — рассудить, разобраться, что одним только разумом человек может знать, как разум может направить и структурировать нас, наконец, требуется рассудить и то, на что в этом случае можно надеяться.


Три главных вопроса, которые образуют структуру кантовской философии: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? / Иллюстрация: dpa / picture alliance / Bertelsmann Lexikon Verlag

2. Чтобы организовать свои дела, организуй себя

Уверена, что Кант с исключительным презрением относился бы к книгам по селф-хелпу, мотивационным роликам и видео «как организовать свой день». Ему прекрасно удалось это одним только размышлением и наблюдением за собой. Доподлинно известно, что аскетом Кант не был, а организовать себя и свое пространство смог без помощи мотивационных видео. Кант с вниманием относился к пище, умел насладиться обедом и вином, ежедневно выделял время на прогулку.‌

Распорядок дня Канта знаменит не многим меньше, чем его философские работы. Однако такая ясная и строгая структура жизни стала возможной потому, что у Канта была ясная задача и понимание, что, для чего и как он делает. По всей видимости, Канта сложно было бы сбить с пути или ввести в берн-аут, эмоциональное выгорание, приступ ипохондрии и так далее:

«Разумный человек не позволяет возникнуть ипохондрии: если на него нападает страх такого рода, который может переродиться в ожидание воображаемых, т. е. придуманных, болезней, он прежде всего задает себе вопрос, присутствует ли в нем действительно объект этого страха […] Из-за плоской и узкой груди, затрудняющей работу сердца и легких, я был предрасположен к ипохондрии, которая в юности граничила с отвращением к жизни. Однако понимание того, что это гнетущее чувство вызывается чисто механической причиной и что устранить его нельзя, помогло мне не обращать на него внимания и, несмотря на стеснение в груди, оставаться спокойным и веселым: и в обществе я не был подвластен капризной смене настроений (обычно свойственной ипохондрикам), но в силу принятого решения и по своему природному складу проявлял в своем общении с людьми те же качества. И так как в жизни большую радость приносит то, что свободно делается, чем-то, чем наслаждаются, то духовная деятельность может доставить остроту жизнеощущения другого рода и противопоставить ее тем неприятным ощущениям, которые вызываются физическим состоянием человека. От стеснения в груди я не освободился, так как причина его заключается в строении моего тела. Однако отвлекая мое внимание от этого ощущения, будто оно меня вообще не касается, я подчинил его себе, не позволяя ему оказывать влияние на мои мысли и поступки».‌

3. Быть человеком — долгая и сложная дорога

Быть человеком действительно сложно, что, впрочем, не обязательно значит, что быть человеком тяжело. Сложность бытия человеком заключается в том, что в «человеческом процессоре» всегда открыто сразу много «программ» и перспектив и что мир для человека состоит из многих структур и измерений.

Еще на блоге:   Не причиняйте добро: как правильно давать советы

Их нужно понять каждую по отдельности и соотнести вместе. Одно из самых важных достижений критической философии Канта — указание на то, что все люди обладают одинаковыми структурами восприятия. При этом каждый человек должен воспользоваться ими самостоятельно. Например, на одном и том же компьютере можно запустить и бессмысленную казино-игру, но можно создать что-то новое и интересно людям.

При этом Кант подчеркивает, что при общности структур восприятия, мы должны стремиться к многообразию содержания, которое схватывается структурами восприятия. Это значит, что от своей собственной перспективы нужно уметь оторваться и изучать другие. Только так мы расширяем нашу картину мира, включаем в нее больше, чем то, что просто увидели сами.

Методов тут множество. И хотя я смело рекомендую чтение Канта, сам философ с симпатией относится, например, к путешествиям: «К средствам расширения границ антропологии относятся путешествия, даже если это только чтение описаний путешествий. Однако предварительно следует обрести знание людей дома посредством общения с согражданами и земляками, чтобы знать, что надлежит искать в чужих краях, стремясь увеличить свое знание о людях».‌

4. Чувства нас не обманывают

Образ Канта — чаще всего образ холодного, рационалистичного философа, чьи требования к деятельности ума оказываются почти несовместимы с жизнью в связи со свой холодностью и суровостью. И все же Кант вовсе не лишен чувственности, как может показаться из какого-нибудь учебника. Более того, Кант придал теме чувства и восприятия новый смысл, показав, что чувственность (Sinnlichkeit) — познавательная способность. Он пишет, что «…можно, пожалуй, с полным правом сказать, что чувства не ошибаются, однако не потому, что они всегда правильно судят, а потому, что они вообще не судят».‌


Кант писал: «…можно, пожалуй, с полным правом сказать, что чувства не ошибаются, однако не потому, что они всегда правильно судят, а потому, что они вообще не судят» / imago / Leemage

Если читать эту строчку из «Критики чистого разума» с точки зрения философии познания, то она сообщает нам, что «чувственность» — есть способность человека к восприятию, которое он потом может обработать рассудком. Поэтому, говорит Кант уже в другой работе, «чувства не запутывают. Того, кто хотя и схватил данное многообразие, но еще не упорядочил его, нельзя обвинить в том, что он его запутал».‌

Действительно, совершенно не самоочевидно, что определенное воздействие на зрительный аппарат живого существа (сетчатку) приведет к такому ощущению, которое рассудок «ухватит», зафиксирует и назовет («опосредует») словом «красный». В целом, чувство для Канта — непосредственное восприятие, т. е. в чувстве нам дано все сразу целиком. Именно поэтому верно и психологическое прочтение этой фразы: не просто так наше первое впечатление о человеке оказывается верным. При первом знакомстве мы еще не успели обработать впечатление от человека, он был дан нам весь целиком и сразу. В дальнейшем мы уже будем сталкиваться с отдельными его проявлениями и успевать его судить, но именно это первое и целостное восприятие дает нам то самое ощущение «я с самого начала знал, что он козел».

5. Диета для ума

Жизнь человека — непрестанная обработка многообразных данных, которые он получает из внешнего мира. Кант гениально преуспел в том, чтобы объяснить, как их следует структурировать. Вот одно из соображений, которое сегодня особенно актуально: нужно быть очень осторожным с тем, что мы потребляем. Интеллектуальная пища тоже считается: «Для ученого мышление составляет питание, без которого он, пребывая в одиночестве и бодрствуя, не может жить; мышление может заключаться в приобретении знаний (чтении книг) или в самостоятельном исследовании (обдумывании и открытиях)».‌

Более того, нужно внимательно следить и за тем, как мы ее перевариваем и усваиваем. Например, не стоит, говорит Кант, читать или усердно думать во время еды:

«Если во время одинокой трапезы заниматься чтением или размышлением над какими-нибудь научными вопросами, легко будут возникать болезненные ощущения, поскольку жизненные силы тем самым отводятся от желудка, который в данное время несет основную нагрузку. То же происходит, если это размышление сочетает с утомительной работой ног (на прогулке)».‌

6. Нельзя лечь спать с чистой совестью

Одна из причин, почему чтение Канта у многих вызывает сопротивление, состоит в том, что Кант призывает читателя к действию. Особенно трудна идея о том, что человек никогда не должен морально расслабляться. Яркий и поучительный пример — кантовское определение понятия совести: «Совесть — это сама себя судящая способность суждения».‌

Иными словами, Кант говорит, что мы никогда не можем лечь спать с чистой совестью, ведь совесть — это постоянно включенный фильтр (способность суждения). Как только человек перестал постоянно подвергать свои моральные поступки критике (суждению), его моральная жизнь обрывается. Так что если вы легли спать с чистой совестью, вы легли спать без совести вообще.

Еще на блоге:   «Вина может быть только личной» - Виктор Франкл

7. Если вы не знаете, как правильно — вы плохо подумали

При всей пользе философских занятий, считает Кант, недостаток философского образования нельзя считать поблажкой, если нужно принять моральное решение. Верно и обратное — философское занятие не дает преимущества на том уровне, где все мы может понять, что хорошо, а что плохо.

«Так мы наконец добрались в моральном познании обычного человеческого разума до его принципа, который этот разум, конечно, не мыслит себе столь отвлеченно в общей форме, но все же постоянно имеет перед глазами и применяет как руководящую нить своих суждений. Здесь было бы нетрудно показать, как он с этим компасом в руках отлично разбирался бы во всех происходящих случаях, что хорошо и что плохо, что сообразно с долгом и что противно долгу, если только, не обучая разум ничему новому, обратить его внимание, как это сделал Сократ, на его собственный принцип; следовательно, для того, чтобы знать, как поступать, чтобы быть честными и добрыми и даже мудрыми и добродетельными, мы не нуждаемся ни в какой науке и философии».‌

Однако философ может быть очень полезен тем, кто запутался. Потому что именно философ находит критерий того, что значит правильно или неправильно. Более того, философ формулирует и принцип, по которому мы можем абстрактный импульс к поступку (вообще поступить как-то) определить и сделать в итоге правильным поступком. Кант называет это правило императивом: «Это императив категорический. Он касается не содержания поступка и не того, что из него должно последовать, а формы и принципа, из которого следует сам поступок; существенно хорошее в этом поступке состоит в убеждении, последствия же могут быть какие угодно. Этот императив можно назвать императивом нравственности».‌

Точная его формулировка такая: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».‌

Итак, Кант открывает нам неприятную в краткосрочной, но замечательную в долгосрочной перспективе истину. Чтобы знать, как правильно поступить — не нужно быть ученым. Как правильно — знают все, ведь структура мышления у всех людей одинакова, формула добра доступна всем. А если вдруг есть сомнения — то это значит, что вы не до конца разобрались или сами себя запутали. Для запутавшихся Кант предлагает подсказку — категорический императив. Так, чтобы в вопросах морали все всегда было однозначно.

8. Работа и учеба — это радость

Для думающего человека, говорит Кант, «работа — лучший способ наслаждаться жизнью»: чем больше ты сделал, тем больше ты жил.‌ Впрочем, любовь к труду тоже следует прививать. Кант остроумно замечает, что «воспитание должно быть принудительным, однако оно не должно стать из-за этого рабским».‌


Кант с вниманием относился к пище, умел насладиться обедом и вином, ежедневно выделял время на прогулку / Музей Канта в Калининграде (Кёнигсберге) / Источник: hello-kalinigrad

Воспитание главным образом и заключается в изучении структур и перспектив. И философия тут играет одну из решающих ролей. В работе «Спор факультетов» Кант ясно обозначил три главных направления: философия и теология, юриспруденция и медицина. Все три вместе они образует фундамент для «вечного, гражданского и физического» благополучия всех людей.‌

9. Человек — это цель

«Цель всех успехов в области культуры, которые служат школой человеку, — применять полученные знания и навыки к миру; но наиболее важный предмет в мире, к которому эти знания могут быть применены, — это человек, поскольку он есть собственная последняя цель»‌, пишет Кант в «Антропологии».

Но вот в общем контексте кантовской философии это звучит не только не претенциозно, а даже и скромно. То, что человек есть цель, — возлагает на него не автоматически господствующее положение, а подчеркивает момент движения и необходимости развития, того, как трудно и интересно быть человеком — существом, для которого открывается такое многообразие оптик и перспектив.

10. Нет равенства полов, и это прекрасно

В контексте многочисленных упреков Канта в расизме и сексизме обращу внимание вот на эту цитату: «У прекрасного пола столько же ума, сколько у мужского пола, с той лишь разницей, что это прекрасный ум, наш же, мужской, — глубокий ум, а это лишь другое выражение для возвышенного».‌

Потому Кант может помочь нам увидеть ясную, но затерявшуюся в современной суете идею. Женский и мужской пол не одинаковы по своей природе, но из этого ничего не следует в отношении того, какой пол лучше. Более того, вопрос так поставить попросту нельзя. Само разделение полов происходит на уровне природы (Natur), где нет разницы между хорошим и плохим, добром и злом. Зато эта разница есть в мире, который люди создают, будучи частью природы. Как раз таки о мире как пространстве равенства и справедливости для человека, вне зависимости от пола, мы и должны позаботиться.

В каждом из измерений мира, от брака («Брак — это равенство»‌) до научных занятий и великих открытий, нужно поддерживать все время неустойчивую по своей природе мораль и справедливость. В день рождения Канта, который посвятил каждый день своей жизни философии, мы можем поблагодарить его и поздравить тем, что возьмем себе на вооружение хотя бы один из этих уроков.

Автор: Анна Винкельман, философ (PhD Candidate, Radboud University, Nijmegen)

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий