Тысячелетиями пол новорожденных определялся как мужской или женский. Присвоенный пол навсегда детерминировал гендер детей и влиял на всю их дальнейшую жизнь. Однако с развитием биологии и медицины к концу XX века выяснилось, что мир устроен гораздо сложнее, и не всех можно вписать в бинарную систему восприятия. Есть люди, биологический пол которых невозможно определить как женский или мужской, есть те, чей гендер не соответствует полу или может меняться, и те, кто хочет отказаться от концепции гендера вовсе, потому что она накладывает на человека моральную обязанность соответствовать ограниченной социальной роли.
Иллюстрации к ликбезу о гендере нарисовала / Анна Феткулина
Полярная гендерная система с её стереотипами об истинно «мужском» и «женском» ограничивает не только небинарных персон — даже цисгендерные мужчины становятся заложниками патриархального уклада, при котором экономические, политические и культурные средства идут на поддержание нереалистичных представлений о маскулинности и феминности. Чтобы разобраться, зачем обществу нужна бинарная система идентичности, что будет, если от неё отказаться, и чего хотят добиться небинарные люди, отрицающие гендерный конструкт, журналистка Евгения Дубровина изучила научные труды и исследования о том, как устроена половая дифференциация у людей и животных, каким образом формируется небинарный биологический пол и как тело, идентичность и социум с разных сторон выстраивают гендерные модели нашего поведения.
Из масштабного ликбеза о биологическом поле человека и гендерном многообразии вы узнаете, почему мужской и женский пол эволюционирует асинхронно, кто такие интерсексы и химеры, из-за чего негативное отношение к своему телу ярко выражено у женщин, какой философы и психологи видят гармоничную психически здоровую личность, с какими трудностями сталкиваются небинарные люди, почему из мальчика нельзя воспитать девочку и чем обществу невыгоден старый гендерный порядок.
Почему о гендере сегодня говорят всё чаще? Игнорировать тему стало практически невозможно, потому что гендер — это наша социальная идентичность — то, как мы себя ведём и определяем. В конце второго тысячелетия с развитием медицины и достижениями современной науки произошло глубокое переосмысление сложившихся представлений о роли мужчин и женщин в семье и обществе. Многие стали воспринимать преобладающие гендерные аспекты личности иначе: чем интересоваться, кем работать, в какую одеваться одежду — для мальчиков и девочек эти вещи с самого рождения отличаются, поскольку в обществе существует женская и мужская гендерная социализация. Многие считают, что распределение гендерных ролей, где мужчина традиционно играет роль защитника, а женщина — хранительницы очага, — определено природой. Но всё чаще в гендерных исследованиях это трактуется не как данность, а как проблема: бинарная гендерная система пытается втиснуть всех людей в две ролевые модели, когда в реальности всё сложнее.
Гендер можно рассматривать по-разному. Это, в первую очередь, социально-психологический феномен, который влияет на поведение каждого из нас в зависимости от биологического пола, ведь он сформирован набором неосознанных стереотипов о различиях в поведении мужчин и женщин. В социологических науках гендерные стереотипы выполняют функцию «экономии мышления», сокращая процесс познания: люди привыкли понимать, какого человек гендера, по тому, как тот выглядит или ведёт себя на основе опыта поколений. К тому же, гендер — это ещё и философская категория: она обозначает совокупность способов конструирования социальных отношений на взаимодействии культурных характеристик и полов. Но как же именно гендер влияет на жизнь людей? Давайте разбираться.
Половая дифференциация и эволюция: бинарен ли пол?
Для начала важно уточнить, что гендер и пол — это не одно и то же. Биологический пол организмов описывает различия между живыми существами. У высших животных и у некоторых видов растений есть половая дифференциация, то есть совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол. Раздельнополость вовсе не является лучшим способом размножения — это лишь эффективный способ эволюции. Дифференциация полов — это выгодная для популяции форма информационного контакта со средой. Это объясняется теорией полового диморфизма, которую в 60-х сформулировал советский исследователь Виген Артаваздович Геодакян. Её суть заключается в том, что мужской и женский пол эволюционируют асинхронно: сначала мужской пол проводит эволюционный поиск и сохраняет прогрессивные находки и ошибки, а уже затем женский пол осуществляет отбор и закрепление наиболее удачных адаптивных признаков. У бесполых форм, например, у растений и микроорганизмов, а также у гермафродитов — некоторых рыб, червей, моллюсков и ящериц — такого деления нет.
Предопределяется пол у разных видов по-разному. Например, у крокодилов, черепах и ящериц нет половых хромосом, и то, кто вылупится из яйца, зависит от температуры: чем холоднее условия, тем выше шанс вылупления самки. А некоторые виды тропических рыб, например, губаны, вообще обладают способностью менять пол на протяжении всей жизни, поскольку живут группах, где на несколько самок приходится только один самец.
Самка губана может сать самцом, если единственный самец
из группы погибнет
Он защищает их от опасностей и занимается поиском пищи, поэтому самцы губанов часто теряются или погибают. Тогда одна из самок на протяжении нескольких месяцев проходит процесс трансформации в самца — меняет окраску, становится крупнее и агрессивнее, её яичники перестают работать, вместо них развиваются семенники и начинают производить сперматозоиды.
Определение пола у большинства млекопитающих зависит не только от наличия специальных генов, но и от времени и места активации нужных генов в процессе онтогенеза — индивидуального развития особи. Предшественники половых желез являются бипотенциальными, то есть могут при определенных условиях (наличии генов, регуляции экспрессии) развиться в семенники или яичники. Поэтому одни и те же гены задействованы при формировании как мужских, так и женских гонад. Молочные железы у самок формируются во внутриутробном периоде. Этот процесс требуют воздействия на плод большого количества гормонов, в том числе эстрогенов, прогестерона, пролактина, инсулина, кортизола, Т4 и гормона роста.
У человека, большинства позвоночных, многих насекомых и двудомных растений у самок две X-хромосомы (XX), а у самцов — одна X-хромосома и одна Y-хромосома. Но исключением из правил становятся особи, родившиеся с гениталиями промежуточного типа, или те, у кого впоследствии развиваются вторые первичные половые признаки, дополнительно к назначенному природой полу. То есть существуют различные комбинации, особенные хромосомы: XXY, XX0, XXXY — иногда вызывающие эндокринные нарушения, бесплодие и задержки развития.
В научном сообществе давно дискутируют о том, бинарен ли пол, как мы привыкли думать. Ещё в 2015 году в журнале «Nature» вышла статья научной журналистки Клэр Эйнсворт, в которой описываются случаи пациентов с генетической изменчивостью или аномалиями в развитии, из-за которых люди не вписываются ни в одну из типовых категорий генотипов. Их половые хромосомы не соответствуют типовой сексуальной анатомии. Таких людей называют интерсексами.
Интерсексы и химеры: как формируется небинарный биологический пол?
При формировании фенотипа проходит огромное количество промежуточных этапов. На каждом из них что-то может пойти не так, и о некоторых отклонениях люди могут даже не догадываться всю свою жизнь. Выявить аномалии можно только при анализе тканей. Иногда в организме могут одновременно оказаться разные генотипы — и ХХ, и XY. Однажды в Королевский госпиталь в Мельбурне обратилась беременная женщина 46 лет, которая хотела выяснить, всё ли в порядке с её третьим по счету ребенком. Генетические анализы клеток крови и эпителия внутренней поверхности щек выявили, что значительная их часть имеет не женский, а мужской генотип. Ученые склоняются к выводу, что XY-клетки женщины — это остатки тканей её сына — брата-близнеца, делившего утробу с дочерью. Это называют «близнецовым» химеризмом, когда из-за сращения кровеносных сосудов гетерозиготные близнецы передают друг другу свои клетки.
Людей, организм которых состоит из генетически разнородных клеток, называют химерами. У человека (и, возможно, у всех плацентарных) наиболее распространённой формой нарушений внутриутробного развития является эмбриональный химеризм, при котором клетки плода проникают через плаценту и создают клеточные клоны в организме матери. Когда одновременно оплодотворяются несколько яйцеклеток (в подавляющем большинстве случаев две), на ранней стадии развития происходит их слияние с эмбрионами в один организм. Такой тип химеризма называют тетрагаметическим. В противном случае родились бы разнояйцевые (гетерозиготные) близнецы — двойняшки, а не идентичные дети. В основном, химеризм не имеет никаких разрушительных последствий. Это явление настолько редкое, что среди людей пока зарегистрировали только 100 подтвержденных случаев. Это может быть связано с тем, что особых признаков химеризма, кроме некоторых физических особенностей, например, двух глаз разного цвета, нет.
Гетерохромия — одно из проявлений генетического химеризма. Фенотипические проявления химеризма могут быть как незначительными — например, отличия по форме больших пальцев, разная скорость роста волос на разных участках тела, — так и более заметными, например, неравномерная пигментация кожи, а в случае гермафродитных организмов — наличие двойственных половых органов
Наиболее негативное влияние на жизни людей оказывают другие особенности процесса формирования пола. Например, у интерсексов, рождённых с половыми характеристиками (включая гениталии, половые железы и набор хромосом), которые не вписываются в стереотипы бинарной системы восприятия мужского и женского тела. У таких людей часто находят и женские, и мужские половые органы, а у некоторых интерсексов также возникают сложности при попытках завести детей из-за нетипичного строения гениталий. Но в целом интерсексы выглядят и чувствуют себя как самые обычные люди. По смелым оценкам журнала Nature примерно один человек из ста рождается и вырастает с нарушениями в формировании пола. Интерсекс-люди сталкиваются со стигматизацией и дискриминацией с самого рождения или же с момента обнаружения интерсекс-вариации. Уязвимость интерсексов связана со многими явлениями вплоть до детоубийства, отказа от ребенка и хирургическими вмешательствами или гормональной терапии в целях создания более социально приемлемых половых характеристик. Для того, чтобы права и интересы таких людей учитывались, всё больше исследователей склоняются к идее того, что бинарная концепция пола устарела, и стоит рассматривать пол как непрерывный спектр, на противоположных концах которого расположены мужчина и женщина.
Системно-биологический взгляд на пол развивался учеными-антропологами, которые исследовали суть двуполости. Со временем было обнаружено, что мужское развитие активно включается наличием определенного гена на Y-хромосоме. В 1990 году газеты пестрили заголовками об идентификации этого гена, который назвали SRY. Именно он переключает гонаду с развития яичников на развитие яичек. Открытие SRY дало более ясное представление о том, как происходит предопределение пола в организме человека. Учёные также исследуют химеризм, мозаицизм по половым хромосомам (наличию генетически различающихся клеток в тканях), которые приводят к интерсекс-состояниям. Так расширяется половой спектр и учитываются особенности разных людей.
Однако культивирование идей о биологических различиях между полами свойственно именно «двуполой» модели — это прослеживается в современных взглядах на гендер. Поэтому сегодня благодаря исследованиям учёных и развитию интернет-коммуникации, которая позволяет людям узнавать много нового о себе и своём теле, гендерные стереотипы начинают размываться. О новых идентификациях мы сейчас с вами и поговорим.
Социальное моделирование пола: что конструирует гендер?
Мы разобрались, что представляет собой понятие биологического пола. Употреблять его в качестве синонима к термину «гендер» нельзя, несмотря на то, что пол и гендер связаны между собой.
Слово «гендер» в научный оборот ввёл американский сексолог Джон Мани в 1955 году. Он был первым, кто попытался найти название для обозначения не биологической дифференциации индивидов. Мани хотел изолировать понятие пола и оставить его исключительно для вопросов о строении половых систем. Поэтому ему нужен был термин, который описывал бы опыт людей, испытывающих дискомфорт из-за несовпадения между своей идентичностью и полом, приписанным при рождении. Для этого он использовал слово «гендер», которое раньше встречалось только в грамматике английского языка и обозначало род.
Гендер определяется как способ существования пола, совокупность маскулинных и феминных качеств, присущих мужскому и женскому социальному поведению. То есть суть его сводится к идее социального моделирования пола. Гендерный подход предписывает человеку выполнение определенных половых ролей. Однако при этом маскулинное и феминное начала могут в равной степени присутствовать в личности.
Современные учёные понимают гендер как сложную взаимосвязь трёх основных измерений: тела, идентичности и социума.
Все три аспекта важны для понимания гендера. Тело и опыт нашего организма создают гендерное разделение тел и определяют, как другие взаимодействуют с нами, основываясь на том, как мы выглядим. Идентичность подразумевает названия и ярлыки, основанные на нашем глубоко укоренившемся внутреннем чувстве себя, которые мы используем, чтобы обозначить гендер. Сформирована идентичность и телом, и его индивидуальным физическим и психологическим опытом. Социальный аспект гендера включает в себя гендерные роли и ожидания, а также то, как общество использует их для соответствия современным нормам.
Каждое из этих измерений формирует комфорт человека в своем гендере. Давайте рассмотрим их подробнее.
Тело: как гендерные стереотипы воздействуют на социальные группы и какой философы и психологи видят гармоничную личность?
Начнем с разговора о теле. Гендерные представления о том, как должны выглядеть мужчины и женщины в разных культурах, сформированы тем, что в обществе неизменными остаются стереотипы о различиях в требованиях к мужскому и женскому телу. Так формируется социальная оценка нашего внешнего вида. Сами гендерные представления изменяются на протяжении всех этапов развития общества вместе с представлениями о красоте. Например, в современном обществе стройность, хрупкость, отсутствие волос на теле являются атрибутами женственности, тогда как физическая сила — это атрибут маскулинности. Гендерные требования к внешности можно назвать меняющимся веянием моды, поскольку на различных этапах развития общества каноны красоты менялись. В 20-е годы среди женщин привлекательными казались мальчишеские фигуры, в 50-е были популярны широкие бедра в комплекте с тонкой талией по канонам эпохи Барокко, в 60-е в почете была худоба вплоть до анорексии, в 80-е начал набирать популярность тренд на крепкую, спортивную фигуру, в 90-е привлекал высокий рост и параметры 90–60–90.
Согласно гендерным стереотипам западноевропейского общества, преимущественно для женщины физическая привлекательность преподносится как основной ресурс социального взаимодействия, в то же время мужчине предоставляют альтернативные по отношению к внешности варианты самореализации (профессиональные успехи, высокий материальный доход, развитие умственных способностей). Именно поэтому соответствие определенным нормативным эталонам красоты для женщины, по этим стереотипам, более значимо, чем для мужчины. Об этом может свидетельствовать хотя бы тот факт, что, согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в феврале 2020 года, наибольшее количество респондентов мужского пола (29%) ответили, что в женщинах их больше всего привлекает именно внешность и красота, что позволило занять этому критерию первую строчку в сравнении с образованностью, трудолюбием или чувством юмора.
При этом гендерный анализ различий в степени удовлетворенности собственной внешностью свидетельствует о наличии тенденции, согласно которой среди женщин более выражено негативное отношение к своему телу по сравнению с мужчинами. Но такая гендерная «сегрегация» по внешним признакам встроена в правила жизни социума настолько, что не ощущается большинством людей как ограничения.
Современная гендерная теория предлагает рассматривать феминность и маскулинность в качестве знаковых социальных конструктов. Они воссоздаются культурой посредством идеологии, образования и воспитания.
В начале 70-х годов американская психологиня Сандра Бем предложила концепцию андрогинии, по которой предполагалось, что мужчины и женщины не обязательно должны соответствовать традиционным моделям и могут сочетать в своем поведении как маскулинные, так и фемининные характеристики. Как выяснилось, андрогинная личность может предоставить более гармоничный стандарт психического здоровья в обществе, где ригидная типизация половых ролей изживает себя. Бем и ее коллеги представили результаты исследований, которые выявили, что индивиды, обладающие строго привязанными к их полу характеристиками, оказались менее приспособленными к жизни. А вот андрогинный тип личности, который сочетает в себе черты разных полов, имеет наиболее богатый репертуар полоролевого поведения, потому что отказывается от гендерных стереотипов.
Вообще андрогинность как некий человеческий идеал рассматривалась ещё в работах античных философов. Разнообразие половых вариаций нашло отражение в мифах и некоторых философских концепциях, которые исследуются современными учёными. Вопрос происхождения полов поднимался ещё до библейских времен. Древние египтяне верили в двуполое существо — бога-гермафродита Атума, который держал «женскую свою часть» в руке и однажды выплюнул изо рта первую божественную пару на земле: богиню-кошку Тефнут и её мужа Шу. А у древних греков существовал миф о двуполом юноше Гермафродите, сыне Гермеса и Афродиты, в которого влюбилась нимфа Салмакида, и боги соединили их тела в ответ на её просьбу никогда не разлучаться с избранником. А в сочинении Платона «Пир» существовало не два пола, а три. Мужской происходил от Солнца, женский — от Земли, а третий пол, дети Луны, состоял из женского и мужского одновременно. Андрогины обладали особыми качествами и превосходили остальных и, когда они начали угрожать власти богов, Зевс ударом молнии разрезал их на две половинки — мужчину и женщину, чтобы лишить силы. Так в «Пире» Платон дал толчок для дальнейших исследований андрогинности.
Философы-идеалисты XIX и XX веков, например, Якоб Бёме и Франц Баадер полагали, что смысл половых отношений заключается не в продлении рода, а в стремлении к воссоединению противоположностей, и андрогинность, как единство феминной и маскулинной составляющих — это воплощение истинного человека, божественного идеала, к которому должны стремиться люди.
Человеческие тела являются гендерными в контексте культурных ожиданий. Маскулинность и феминность приравниваются к определенным физическим атрибутам, обозначая нас как мужчину или женщину в зависимости от степени, в которой эти атрибуты проявляются.
Идентичность: с какими трудностями сталкиваются небинарные люди?
Следующая важная структурная составляющая гендера — это гендерная идентичность, наш внутренний опыт и самоопределение. Он может соответствовать полу, который был приписан человеку при рождении, или отличаться от него. Сам термин впервые ввел психоаналитик Роберт Столлер в 1963 году — он говорил про трансгендеров и о том, что их гендерная идентичность отличается от половой принадлежности. Его концепция тоже строилась на разделении биологического пола и гендера: изучение пола является предметной областью биологии и физиологии, тогда как гендер может быть предметом исследований в психологии и социологии. Само слово «идентичность» обозначает именно социально-психологическое содержание нашей личности, то есть то, что мы обретаем в процессе социализации.
Поэтому идентичности обычно делятся на категории. Чаще всего гендер рассматривается как бинарная система с двумя жестко фиксированными вариантами: мужским или женским. Они основаны на репродуктивных функциях и анатомии человека. Но бинарный взгляд не в состоянии охватить даже биологический аспект гендера, поскольку, как мы уже говорили, в практике известны случаи рождения детей с неоднозначными половыми признаками, например, интерсексов. Поэтому со всей своей строгостью и стереотипами бинарная система подходит не всем. Она включает только носителей цисгендерной идентичности, то есть людей, чьё гендерное самоопределение совпадает с биологическим полом.
Другая категория включает в себя спектр небинарной гендерной системы, который не соответствует стандартам и нормам людей с бинарным взглядом. Термин небинарная гендерная идентичность имеет аналогичное значение со словом гендерквир. Гендерквир может вписываться в традиционный спектр с его полюсами от маскулинности до феминности, а может выходить за его рамки.
Гендерквиры отрицают поведение в социуме, характерное для определенного пола, добиваясь свободы, выражающейся полным отказом от установленных поведенческих норм и социальных ролей по половому признаку. Концепция гендерквира заостряет внимание на том, что отказ от бинарного понимания гендерной идентичности не сводится к пониманию возможности комбинации мужских и женских черт в рамках отдельной личности.
Полная ликвидация пола и гендера у человека с использованием инновационных биотехнологий в репродуктивной сфере рассматривается в общественно-политическом движении «постгендеризма». По мнению его представителей, фундаментальная гендерная система негативно влияет на каждого отдельного индивида и общество в целом. Идеи течения можно обнаружить в книге канадской феминистки Шумламит Файрстоун «Диалектика пола», где она рассматривает перспективы революции для будущего общества с устранением разделения по биологическому полу и заменой продолжения рода искусственным размножением.
Отказ от гендерных установок и стереотипов рассматривается как необходимость в рамках гуманистически-интеллектуального феминизма, в котором противостояние маскулинизации основано на том, что в социуме маскулинная культура деформирует и подавляет не только женщин, но и мужчин, так как в ней утверждается культ силы. Эти идеи поддерживаются большим набором социальных практик: от гендерированных форматов одежды и обращений до сексуальной эксплуатации и насилия — и чего угодно ещё, что мы можем идентифицировать в качестве компонента гендера.
В спектре небинарных идентичностей выделяются две группы явлений: трансгендерность и агендерность. Трансгендерность означает идентификацию себя с гендером либо противоположным биологическому полу, либо с другими идентичностями, выходящими за рамки бинарной системы. Сюда относятся:
- андрогинность, которая используется для внешнего описания людей с точки зрения определенных маскулинных и феминных черт, подразумевает, прежде всего, воспринимаемые и оцениваемые нами паттерны фенотипа (внешность, поведение) и связана с гендерной презентацией/экспрессией, а не идентичностью;
- гендерфлюидность, включающая людей, гибких в отношении своей гендерной принадлежности, — они могут переходить от одной идентичности к другой или проявлять маркеры различных гендеров одновременно;
- транссексуальность, при которой гендерная идентичность противоположна приписанному при рождении полу человека и вызывает тяжёлый психологический дискомфорт из-за несоответствия самоощущения социальным ожиданиям — гендерную дисфорию.
Трансгендерные люди зачастую переживают телесную и социальную дисфорию. Они сталкиваются с игнорированием и маргинализацией со стороны общества, и специалисты нередко приписывают им «замешательство в части полового самоопределения» («genderconfusion»). Индивидуумы, не соответствующие социальным ожиданиям по поводу пола, могут подвергаться стигматизации. Трансгендерные люди нередко подвергаются преследованиям и нападкам, а окружающие могут обращаться с ними как с представителями другого пола (иногда они делают это преднамеренно). Такое обращение часто оказывается вредоносным для человека и вызывает у него негативные чувства, эмоции и их последствия — серьезные психологические травмы.
Дисфории также подвержены люди-интерсексы. Небинарность не относится к интерсекс-состояниям, потому что она не является одной из возможных идентичностей. В прошлом при рождении ребенка с анатомическими особенностями интерсексуальности врачи зачастую сразу проводили операцию для формирования либо мужских, либо женских гениталий. Некоторые сообщали родителям об этой аномалии и позволяли им выбрать пол ребенка, но часто эти процедуры проводились без согласия родителей — им могли вообще ничего не сообщить. В любом случае дети, которым был предписан пол, и которые подверглись хирургическому вмешательству для достижения физического соответствия этому полу на уровне тела, в последующие годы жизни часто идентифицировали себя с другим полом, и у многих из них развилась гендерная дисфория.
Например, Доктор Мани, который ввел термин «гендер», как раз работал с транссексуалами и интерсексами. Изначально для их обозначения он выбрал термин «гермафродит», но его использование некорректно, потому что люди, как и все млекопитающие, не могут иметь две полноценные половые системы. Он говорил, что благодаря хирургической операции, социализации и гормональной терапии дети могут успешно адаптироваться к особенностям того пола, который выберут для них родители. По его теории генетический пол не обязательно должен соответствовать психологическому. Вообще он первый начал разговор о том, что тело и то, что находится в голове, — вещи напрямую не связанные. Но Мани не ограничился одними только теориями и задумал грандиозный, но негуманный эксперимент, чтобы доказать, что при рождении ребёнок является гендерно-нейтральным, а половая принадлежность определяется воспитанием в первые годы жизни.
В 1965 году в Канаде родились мальчики-близнецы Брайан и Брюс. В возрасте восьми месяцев врач диагностировал у них фимоз, который вызывал трудности с мочеиспусканием, и назначил операцию. Но из-за ошибки хирурга гениталии Брюса были сильно повреждены. Отчаявшиеся родители однажды увидели по телевизору доктора Джона Мани, который вещал о том, что его команда успешно проводит операции по смене пола. Они написали ему письмо, и доктор, конечно же, заинтересовался уникальной ситуацией.
Мани был автором теории гендерной нейтральности интерсексов. Он верил, что при работе с такими детьми хирурги должны сами «задавать» наиболее подходящий пол сразу после рождения ребенка, поскольку такие дети появляются на свет «гендерно нейтральными». Его оппоненты утверждали, что эта теория применима только к ограниченной подгруппе детей — а именно детей, родившихся с неоднозначными гениталиями. Но Мани верил, что его теорию можно применять ко всем детям, и что Брюс предоставлял ему возможность доказать её правильность, особенно учитывая, что его близнец Брайан идеально подходил для проведения контрольных сравнений.
Учёный предложил воспитывать Брюса как девочку и никогда не рассказывать ему о происшествии. Мани убедил родителей, что это избавит их ребёнка от множества психологических проблем. В год и восемь месяцев Брюса Реймера официально переименовали в Бренду.
Наблюдая за ростом Брюса, ставшего Брендой, и проводя сравнения с его братом-близнецом, Джон Мани хотел доказать свою теорию о том, что все дети рождаются гендерно-нейтральными / Брайан и Бренда Реймер
Доктор Мани объявил миру о том, насколько успешным оказался его эксперимент, и мальчика, при правильном воспитании, можно превратить в девочку. Когда Брюс-Бренда достиг подросткового возраста, ему стали давать эстроген, чтобы стимулировать рост груди, а потом психолог стал настаивать на новой операции, в ходе которой Бренде должны были сформировать женские половые органы. 13-летний подросток взбунтовался. Он прекратил визиты к доктору Мани и даже пригрозил родителям, что если они попытаются сделать это против его воли, он покончит жизнь самоубийством. Ребёнок и родители жили в постоянном стрессе и однажды открыли Брюсу правду о его поле. Это стало для него шоком, и после очередной попытки суицида он начал борьбу за возвращение к жизни в качестве мужчины.
Он сменил имя на Дэвид, остриг волосы и начал носить мужскую одежду. В 1997 году он прошел через серию реконструктивных операций, чтобы вернуть физические признаки пола. Эта история получила широкую огласку, опровергла теорию доктора Мани о том, что гендер формируется исключительно воспитанием, и дала начало новым исследованиям соответствия пола и самосознания.
Существует теория гендерной схемы: согласно ей детей постоянно поощряют рассматривать мир с точки зрения, соответствует ли та или иная игрушка или вид активности их половой принадлежности. И, хотя принятие гендерных ролей происходит задолго до подросткового возраста, именно в период пубертата на основе принятия новой телесности и целостного изменения самоидентичности происходит формирование представления о гендерной роли. В период юности и взрослости оно определяет свободу выбора, вариативность поведения в разных ситуациях и функционирование личности.
Гендер как социальная категория: зачем обществу нужно гендерное разделение?
Гендер формируется в социуме. Сегодня наблюдается тенденция к некоторому «размыванию» гендерных границ, что является закономерным этапом развития общества. В развитых странах возможность получения равного образования и развития в профессиональном отношении, отсутствие четкого разделения обязанностей в семье привело к смягчению жестких полоролевых установок. В книге Арона Исааковича Белкина «Третий пол» это рассматривается как «сознательный гермафродитизм» в психологическом плане (вспомните, мы уже говорили о концепции андрогинности Сандры Бем).
Как правило, пол новорожденного ребёнка определяется как мужской или женский, и, вслед за биологическим полом, ребенку автоматически присваивается и гендер, который-то, чаще всего, и влияет на всю его дальнейшую жизнь. То есть гендер — это социально сконструированный кластер.
Почему же для разграничения людей на основные группы выбран именно гендер, а не другие критерии, например, рост вес или цвет глаз? Просто эти признаки не имеют такой значимости в обществе и в принципе могут варьироваться внутри групп людей. Сама структура общества и организация повседневной жизни в нем построена на наличии двух дистинктивных групп — мужчин и женщин. Поэтому общество прилагает огромные усилия, чтобы постоянно поддерживать это разделение. Оно институализирует гендер, то есть вводит его в социальное обращение через важнейшие общественные институты: семью, систему образования, законодательство и религию. Поэтому в жизни, культуре и обществе гендерные роли создают разный опыт для мужчин и женщин.
Если в таком обществе господствующее положение занимают мужчины, то именно мужская перспектива закрепляется в доминирующей культуре и идеологии и, следовательно, применяется для общества в целом. Утверждение идеологии доминирующей группы достигается посредством использования языка в различных дискурсах. Именно язык воссоздает гендерные отношения, установленные в обществе, через существующие в нем концепты, употребление мужского/женского рода, прилагательных, ассоциированных с мужским/женским референтом, различные феминитивы и маскулинитивы. Языковое поведение, как и гендерное — всегда приобретённое в обществе в процессе взаимодействия с людьми. Разговор о пластичности и изменчивости языка поднимается современными феминистками, поскольку языковая деятельность имеет гендерную специфику. Исследование языка может многое рассказать о природе, структуре, формировании и постоянном воспроизведении гендерных отношений в обществе, поэтому использование феминитивов для повышения видимости женщин в обществе — тоже гендерная история.
В 70-х годах новое значение гендеру придали британские феминистки, а уже в 80–90-е годы понятие гендера как «социального пола» стало активно использоваться феминистскими исследователями, привлекая внимание к сфере управления и власти в контексте патриархального общества, в котором экономические, политические и культурные средства используются для поддержания представления о различиях мужчин и женщин.
Если первая и вторая волны феминизма относятся, главным образом, к движению суфражисток за предоставление женщинам избирательного права и права собственности, а также против дискриминации в политической и экономической жизни, то третья волна как раз совпала с развитием гендерного подхода. Если раньше категории «женственности» и «мужественности» считались природной данностью, подобно этносу, то теперь они воспринимаются как нечто гибкое, что человек способен сконструировать самостоятельно, попадая в социум. Для новых, собственно гендерных, исследований характерно изучение различных сфер человеческой жизни, где сохраняется неравенство между полами (или между разными группами внутри одного и того же пола) — религии, брачных отношений, сексуального и домашнего насилия, красоты как навязываемого конструкта в контексте теорий тела, работы, где сохраняется неравенство в зарплатах (на среднестатистическом уровне) и «эффект стеклянного потолка», то есть специфические препятствия, стоящие перед женщинами, стремящимися достичь высоких ступеней в карьере, такие как распределение домашних обязанностей и ответственности по уходу за детьми и их воспитанию.
Так зачем же тогда существует гендерное разделение и гендерная социализация? В книге Джины Риппон «Гендерный мозг» объясняется мысль о том, что в патриархальном обществе категоризация и разделение типично женского и типичного мужского поведения приводят к появлению самых закоренелых практик дискриминации. Государственные механизмы — правовые, политические и идеологические — работают на то, чтобы использовать социально организованные различия между полами в свою пользу. Они продвигают идеологии того, какие роли должны быть у мужчин и женщин. Государство действует, можно сказать, нормативно и давит морально, прописывая законы и в этом смысле по-разному конструируя мужественность и женственность. Привычный гендерный порядок, по мнению Риппон, стал анахронизмом, который тормозит общественное развитие, так как создает массу препятствий для раскрытия личностного потенциала и мужчин, и женщин, которые «загнаны» в рамки своих гендерных ролей и ограничены в самораскрытии. Это значит, что традиционные принципы уже стали архаикой и не отвечают вызовам времени. Гендерный порядок стал невыгоден для общества ни экономически, ни социально, ни политически.
Гендерные исследования, особенно квир-исследования, неоднократно подвергались критике со стороны приверженцев патриархальной идеологии. Например, Папа Римский говорил об «идеологической колонизации», утверждая, что «гендерная идеология» угрожает традиционным семьям и плодородной гетеросексуальности. Франция была одной из первых стран, где это утверждение привело к общественному резонансу, когда в 2013 году католические движения вышли на улицы Парижа против законопроекта о легализации однополых браков и усыновлений. Этот страх имеет глубокие исторические корни, поскольку обществу удобно существующее гендерное разделение, несмотря на то, что форсированная токсичная маскулинность, как и другие стереотипы, мешает жить носителям любого гендера.
Существуют «Международные сети гендерных исследований», которые объединяют различных исследователей-гендерологов по всему миру. Самая крупная и мощная из сетей организована при Гендерном институте Лондонской школы экономики в 1996-м. В числе своих задач она видит поддержку проектов гендерных исследований; развитие теории этики, справедливости и демократии с учетом гендерного фактора; расширение перспективы социальной политики, включая в круг её внимания тех, кто был несправедливо обойден защитой — не только женщин, но и сексуальные меньшинства. Еще одна из известных Сетей в Восточной Европе развивалась в Центрально-Европейском университете в Будапеште, однако в 2018 году программы по гендерным исследованиям в Венгрии были запрещены. В тексте заявления премьер-министра Венгрии Виктора Орбана было указано, что позиция правительства заключается в том, что люди рождаются либо мужчинами, либо женщинами, и власть не считает приемлемым говорить о социально сконструированных, а не о биологических полах. Также Орбан объявил, что «они [гендерные исследования] разрушают ориентированный на ценности образ мышления», — иными словами, вскрывают социальные и культурные механизмы, с помощью которых в традиционном обществе формируется неравенство людей на основе их биологического пола.
Движения, отрицающие небинарные идентичности, набирают силу в основном в Центральной и Восточной Европе, особенно в Венгрии, Польше и России. В 2021 году Всемирный банк поставил Россию на 129-е место в рейтинге гендерного равенства рядом с Бурунди и Угандой. А по результатам исследования Аналитического центра НАФИ, российских женщин менее охотно берут на работу и платят им в среднем на 28% меньше, чем мужчинам с той же квалификацией. Женщины реже занимают руководящие должности или занимаются бизнесом, но чаще несут ответственность за детей и пожилых родственников. Несмотря на это, гендерные исследования в России развиваются крайне медленно. Первые российские центры гендерных исследований появились в 90-х годах и часто имели статус НКО. Многие из них работали благодаря финансированию из-за рубежа. После 2000 года они или закрылись, как Московский центр гендерных исследований, или получили статус иностранного агента, как Центр социальной политики и гендерных исследований в Саратове. Во многом это связано с политикой государства, которое защищает консервативные устои. В 2020 году был принят президентский законопроект о закреплении в Семейном кодексе приоритета Конституции РФ, а именно норм о защите семьи, сохранении традиционных семейных ценностей, защите института брака как союза мужчины и женщины.
«Сейчас ведь чего только нет — шесть или пять полов напридумывали. Трансформеры, транс… Я даже не понимаю, что это такое. Ну дай бог здоровья всем!» © Владимир Путин
В современном мире гендерные стереотипы могут негативно влиять даже на цисгендерного человека, не говоря уже о представителях трансгендерных идентичностей. В обществе ярлыков ограничиваются возможности самореализации любого, кто рискует не соответствовать установленным рамкам нормы в бинарной системе гендера. Четкое разделение мужского и женского порождает строгую стигматизацию, когда любое проявление несвойственных традиционным характеристик вызывает у общества негатив. Хотя с точки зрения науки биологические признаки и различия мужчин и женщин не исчезают, а демонтаж гендерной идентичности подразумевает лишь уход от четко присвоенных в соответствии с половой принадлежностью ролей в обществе. Гендерные стереотипы конструируют гендерную дисфорию, рождают токсичную маскулинность и мизогинию, с которыми современному обществу может быть не по пути.