Оказалось, число людей, проводящих за смартфоном слишком много времени, необычайно велико для одного из полов, а также значительно превышает норму в одной из частей мира. В целом их численность настолько большая, что авторы исследования предложили сделать критерии такой зависимости более мягкими — иначе в некоторых группах больше половины участников можно было бы считать клинически зависимыми.
Около трети всех участников нового глобального исследования могут быть признаны зависимыми от смартфонов / © Depositphotos
В крупнейшем в истории исследовании, проведенном учеными из Канады и США, участвовали более 50 тысяч человек со всего мира, около трети из которых, согласно результатам работы, оказались подвержены высокому риску смартфонной зависимости. Кроме того, опрос выявил неожиданные закономерности в гендерном и региональном распределении зависимости среди совершеннолетнего населения почти 200 стран. Тем не менее ученые, признавая ограничения своего исследования, усомнились в адекватности и применимости классической оценки чрезмерного использования смартфона в современном обществе.
Чуть более чем за 20 лет с момента своего появления смартфоны стали важнейшими предметами для большинства людей в мире. Несмотря на невероятную распространенность этих устройств, исследователи до сих пор пытаются выяснить, как именно новая технология влияет на человека, его физическое и эмоциональное здоровье. Хотя на сегодня проведены тысячи исследований о чрезмерном использовании смартфонов и, как следствие, развивающейся от этого зависимости, по-настоящему крупных международных проектов с большой репрезентативной выборкой участников не было.
Более того, авторы значительной части этих работ изучают проблему среди подростков и студентов, игнорируя пожилое население. И даже те результаты исследований, что сегодня есть в распоряжении ученых, невозможно сравнить между собой из-за применения различных шкал, критериев и опросников, оценивающих чрезмерность использования телефонов. С другой стороны, невозможно сделать корректные выводы о зависимости населения от мобильных устройств на основе, например, глобальных данных о времени, проведенном перед экраном.
Ведь в этом случае эффекты крайне субъективны: одни используют смартфон для работы или общения с близкими и не испытывают никаких последствий для здоровья, а другие проводят время в социальных сетях и чувствуют нарастающие тревогу и депрессию. В новом исследовании психиатры из Университета Макгилла (Канада) и психологи из Кембриджа (США) постарались преодолеть ограничения предыдущих работ и опросили чуть более 50 тысяч человек в 195 странах. О результатах глобального опроса и выводах ученые рассказали в статье, опубликованной в журнале International Journal of Mental Health and Addiction.
Результаты опроса в разных странах. Красная линия – женщины, синий пунктир – мужчины / © Olson J.A. et al., International Journal of Mental Health and Addiction, 2023
Участники в возрасте от 18 до 90 лет заполнили краткие опросники из десяти утверждений, для каждого из которых предлагалось выставить оценку от одного (полностью не согласен) до шести (полностью согласен). Анкета включала такие утверждения, как: «Мне трудно сосредоточиться на уроке, при выполнении заданий или во время работы из-за использования смартфона» и «Я пропускаю запланированную работу из-за использования смартфона». В среднем участники набирали 27,6 балла из 60 возможных, что говорило о весомой роли мобильных телефонов в жизни современного общества.
Учитывая, что пороговые значения, говорящие о высоком риске смартфонной зависимости, соответствовали 31-33 баллам, использование мобильных устройств почти для трети участников опроса можно считать опасно близким к зависимости. Помимо этого, почти для каждой из 41 страны, в которой удалось опросить не менее сотни человек, наблюдалась схожая тенденция: женщины набирали более высокие баллы, чем мужчины. Разрыв различался в зависимости от страны: примерно от нуля (то есть отсутствие различий) в Австрии до шести баллов в Турции.
Карта распределения количество баллов в опроса, проверяющего уровень зависимости от смартфона. Показаны средние значения по полу в возрасте 25 лет / © Olson J.A. et al., International Journal of Mental Health and Addiction, 2023
Авторы объяснили такое гендерное различие тем, что женщины склонны использовать телефоны для более социально направленных целей, а также для преодоления трудностей, стресса, тревоги и депрессии. В отношении зависимости количества набранных баллов от возраста не было неожиданностей: больше всего набирали молодые участники, а с увеличением возраста результат падал в среднем на 0,2 балла на год жизни. Хотя в таких странах, как Бразилия, Япония, Филиппины и Россия, люди старше 60-70 лет испытывали проблемы со смартфонами не меньше 18-летних сограждан.
Что касается регионального распределения, то в Юго-Восточной Азии зарегистрировали один из самых высоких показателей чрезмерного использования смартфонов по сравнению с относительно низким уровнем зависимости в странах Европы. Авторы исследования предположили, что эти географические несоответствия связаны с сочетанием культурных различий (например, больший акцент на семейных связях, что приводит к более частым телефонным звонкам) и разным уровнем и темпом развития технологий.
Еще одним важным выводом исследования можно считать то, что ученые предложили пересмотреть традиционные критерии классификации чрезмерного использования смартфонов и найти новые способы оценки проблемного поведения. Ведь иначе получается, что, например, каждая вторая студентка в Канаде страдает серьезной клинической зависимостью от своего гаджета. По словам исследователей, социальные нормы и общество в целом сильно изменились за последнее время, смартфоны стали действительно интегрированы в нашу жизнь, а их использование, раньше считавшееся бы чрезмерным, теперь стало более нормальным.