Специалисты сходятся во мнении, что подавленная агрессия приводит к развитию психосоматических проблем и потере интереса к жизни, а с точки зрения психологии «все эмоции важны». С другой — гнев может выйти из-под контроля и стать аффектом, мешая общему благополучию человека и угрожая здоровью окружающих. Разбираемся в том, как рождается гнев, как его принимать и прорабатывать, а когда нужно выпустить пар.
Кадр из фильма «Управление гневом»
Датский посланник Юст Юль в своих записках о петровском времени рассказывает: «Мы вышли из кареты и увидали, как царь, подъехав к одному простому солдату, несшему шведское знамя, стал безжалостно рубить его обнаженным мечом и осыпать ударами, быть может, за то, что тот шел не так, как хотел царь. Затем царь остановил свою лошадь, но все продолжал делать…». Петр I постоянно испытывал вспышки ярости, которые никому и не приходило в голову учить его «контролировать». Разве только жалеть и лечить императора после приступов. Его неспособность совладать с гневом привела в конечном счете к смерти его сына и наследника (официальная версия гибели царевича Алексея в заключении — сердечный приступ). В приступе гнева собственными руками сына убил и предшественник Петра I — царь Иван Грозный.
В современном мире подобные действия были бы классифицированы как убийство или причинение вреда здоровью, совершенное в состоянии аффекта. Впрочем, античные мудрецы согласились бы с таким определением. Сенека писал, что не зря некоторые из мудрых мужей называли гнев «кратковременным помешательством». «И верно: гнев так же не владеет собой, не заботится о приличиях, не помнит родства; так же упорен и целеустремлен в том, за что взялся, так же наглухо закрыт для советов и доводов разума; так же возбуждается по самому пустому поводу».
Два года назад актер Уилл Смит невольно разжег интерес к церемонии Оскар, заметно затухающий в последние годы. Он ударил ведущего — комика Криса Рока — прямо на сцене, и этот инцидент принялся обсуждать не только киномир. Крис Рок, видимо, пытался пошутить, сравнив жену Уилла Джаду Пинкетт-Смит с бритоголовой «Солдатом Джейн». Только вышло совсем не смешно: Джада вынуждена носить такую прическу из-за алопеции — у нее выпадают волосы.
Публичный бьютибуллинг привел актера в ярость. Мнения людей разделились. Кто-то говорил, что поступил бы так же, защищая близкого, другие возмущались и требовали извинений от Смита. Академия запретила актеру появляться на церемонии в течение десяти лет. Смит впоследствии извинился: «Я понимаю, насколько шокировал людей. Совершенно вышел из себя. Очевидно, это был гнев, который был закупорен внутри действительно длительное время».
Извинения не вполне помогли: оказалось, что Крис Рок до сих пор очень зол и не может отпустить гнев, который испытывает по отношению к Смиту, в этом он признался в марте 2023 года.
Инцидент с актером породил дискуссии: нужно ли современному человеку заниматься управлением гнева и избегать ярких негативных эмоций на публике? Где вообще проходит линия между неумением себя вести и моментальной здоровой реакцией? Действительно ли гнев — отец мести? Ведь это чувство порождает и решения, принятые хладнокровно — например, судебный иск.
Все эмоции важны, но некоторые — в гомеопатических дозах
С позиций современной психологии нет плохих и хороших эмоций: их определила эволюция и игнорировать их нельзя. Природу эмоций и реакций, и связанных с ними процессов, объяснил нейробиолог Пол Маклин в своей трехчастной (триединой) модели мозга. Агрессия и гнев запускаются самой древней частью человеческого мозга — рептильной (базовой), которой предположительно более 100 млн лет.
Эта часть включается, если есть реальная угроза для человека, она и отвечает за реакцию «бей-беги-замри». «Мы не осознаем эти эмоции, они включаются очень быстро, реагируем прежде чем думаем. «Бей» — это и есть гнев. И хотя у модели есть оппоненты, для понимания базовых эмоциональных реакций она может быть очень полезной», — объясняет психолог, старший преподаватель Департамента психологии ВШЭ Ольга Чекункова.
Согласно психоаналитической теории, гнев необходим ребенку, чтобы отделиться от матери. Когда новый человек появляется на свет, он воспринимает себя и мать как единое целое. Это так называемый «симбиоз жизни». Но со временем ребенку необходимо будет обрести свое «я», а для этого — выйти из симбиоза. Это происходит через вспышки гнева, через негативизм, через все детские внезапные «нет». В год-полтора и затем в три года ребенок часто становится невыносимым: сопротивляется, кричит, отрицает. Вот в эти моменты и начинает зарождаться его отдельность, отмечает Чекунова. Именно в такие моменты важно поведение родителей. Если они реагируют агрессией на его гнев, то ребенку будет сложнее проявлять свои чувства. Тогда есть риск, что он останется в состоянии «ложного я», откажется от независимости. Как надо реагировать, чтобы не задавить чувства ребенка? Признавать их. «Я понимаю, что ты не хочешь сейчас ложиться спать, а хочешь досмотреть мультик. В такой ситуации можно почувствовать гнев и разозлиться, я понимаю. Но таковы правила», — предлагает говорить психолог. Невыраженный в детстве гнев может привести к неспособности говорить о своих желаниях и договариваться в будущем.
Испытывать гнев не стыдно и взрослым людям, он призван быть результатом здоровой реакции на раздражители. Здесь тоже можно говорить о гневе как о естественном чувстве при отделении, защите территории и личных границ. Датский психотерапевт Илсе Санд в книге «Компас эмоций: Как разобраться в своих чувствах» делит гнев на первичный и вторичный. Первичный лучше выпускать наружу. А вот вторичный скрывает за собой другие эмоции, которые стоит проработать, считает врач.
О пользе гнева: почему эмоции не стоит обесценивать
Специалисты выделяют несколько основных искажений в восприятии эмоций: это «миф о валентности эмоций» (мы оцениваем чувства как приятные или нежелательные), «ограниченность» (полагаем, что эмоции необходимо быстро подавлять, либо выражать), «пренебрежение к нюансам» (не оцениваем правильно интенсивность эмоции ) и, наконец, «упрощение» (не понимаем, что мы можем испытывать несколько даже противоречивых эмоций — и это тоже вариант нормы).
Также эксперты говорят, что у гнева есть виды и стадии (циклы). Он может выражаться как в пассивной, так и в открытой агрессии, или бысть «вспомогательным». Последний вариант наиболее предпочтителен для психики, так как он предполагает, что человек готов проделать путь к кооперации со своими чувствами и готов оценивать то, что он собирается сказать или сделать, выслушивать другую позицию, четко доносить свои аргументы и мысли.
А развиваться внутри нас гнев может от стадии к стадии, всего их выделяют пять: триггер, эскалация, кризис, восстановление и депрессия. Считается, что уметь распознавать стадию, на которой вы находитесь, полезно. Прежде всего, чтобы понимать, что вам сейчас может помочь.
Еще античные философы отмечали пользу гнева. Аристотель считал, что гнев необходим, так как без него «нельзя выиграть ни одного боя: для военного успеха нужно, чтобы он наполнил душу и воспламенил дух. Следует, однако, употреблять его не в качестве полководца, а как простого солдата», — замечал философ. И учил как различить гнев от ненависти: «Гнев врачуется временем, ненависть же неизлечима. Первый есть стремление вызвать досаду, а вторая стремится причинить зло, ибо человек гневающийся желает дать почувствовать свой гнев, а для человека ненавидящего это совершенно безразлично».
Выражение «праведный гнев» пошло из священного писания и изначально обозначало эмоцию Бога по отношению к действиям людей, то есть даже для Бога, в интерпретации человека, гневаться было нормально.
Современные исследования показывают, что иногда гнев может быть полезным: стать силой, которая направит желания и страсти в правильное, созидательное, русло. Консультант по отношениям в семье и браке Моше Ратсон выделил 16 причин, по которым гнев может принести пользу и человеку. Он может способствовать повышению кооперации между людьми, защищать ценности, выступить помощником в адаптации к стрессовым ситуациям, мотиватором в достижении цели, и даже стать проводником к оптимистичному мышлению. Но, похоже, человечеству уже не уйти от осознанности, — делать это надо продуманно, рекомендуют исследователи бихевиористики и психологии: замедлять первоначальную реакцию и продумывать все на два шага вперед.
Когда тлеющий огонек превращается в пожар
Неконтролируемые гнев и агрессия могут быть симптомами психических отклонений и требуют работы со специалистами. Поэтому, если человек знает о своих триггерах — не стоит давать им возможность управлять ситуацией. Например, алкоголь: исследование показало, что водители, которые употребляли алкоголь или наркотики, были более подвержены гневу, агрессивнее вели себя на дороге. В России, по данным МВД, более четверти процентов преступлений совершается под воздействием алкоголя.
И если реагировать на раздражитель — вариант нормы, то постоянно испытывать гнев — это уже проблема, предупреждает директор Института изучения и лечения гнева и агрессии в Нью Йорке и соавтор книги «Управление гневом для всех», профессор Говард Кассинов. Любой положительный эффект от этого чувства перестает наблюдаться, если гнев живет в человеке слишком долго, слишком интенсивно или возникает слишком часто. А кардиолог Майкл Кучер медицинской школы Университета Уэйк-Форест отмечает, что сердце может пострадать от приступов гнева, особенно если у человека уже есть предрасположенность к проблемам с сердечно-сосудистой системой. Также хронический гнев может провоцировать бессонницу, тревожность, снижение иммунитета и другие проблемы со здоровьем. Исследования показывают, что уровень цитокинов коррелирует с агрессивным поведением пациентов. То есть, чем выше воспаление — тем более человек раздражен.
Есть версия, что гнев может приносить лишние килограммы, если его «есть» — человек, который испытывает гнев или злость может также ощущать пустоту внутри себя, и, путая ее с пустотой в желудке, пытаться себя накормить, предупреждает физиолог Ховард Ранкин, автор книги «Вдохновлен, чтобы потерять». А директор Центра пищевых расстройств в Университете Пенсильвании Томас Вадден высказывает мнение, что люди, которые неспособны контролировать свой гнев, пытаются заглушить его едой.
Невыраженный гнев не оставляет человека, подтверждает психолог Ольга Чекункова. Например, он может начать попадать в аварии, ломать ноги и руки, периодически чем-то болеть, — это может в какой-то мере проистекать из самоагрессии, стать самонаказанием. Депрессия тоже нередко становится последствием невыраженной агрессии.
Как правильно выплескивать гнев и агрессию
Чтобы выплескивать эмоции в правильном месте и времени, нужно суметь их отложить и сохранить, а потом распаковать в нужный момент. Если выдержка позволяет, то можно сделать из этого процесса целый незабываемый ритуал. Министерство туризма Исландии, например, предлагает гостям снять эмоции: орать можно на ледники и другие экзотические рельефы. Для тех, кто лично приехать не может, есть другая опция: записать крик, а потом передать файл организаторам, чтобы проиграть его в красивых локациях через специальное оборудование. Выпустить пар можно и в Москве — цены варьируется от за 6 000 до до 17 0000 рублей.
Крик снимает эмоциональное напряжение, не дает ему начать разрушать психику. «Комнаты ярости» стали популярными еще в 1970-е годы. Придумал их психолог Артур Янов, психотерапевт и психолог из Калифорнии, к которому обращались Джон Леннон и Йоко Оно. Однако есть и противоположное мнение экспертов: моментальное выражение агрессии может усилить эмоции, и в следующий раз человек рискует просто не успеть «донести» свои эмоции до специального места. Или уже же сам выступит в роли агрессора. В прошлом году группа психологов опубликовала статью, в которой отмечается, что вышеописанные техники могут иметь обратный эффект, ведь стресс от крика только усилит стресс от негативного события. Другое слабое место криотерапии и активного переживания эмоций — это краткосрочность момента. Возможно, кому-то будет достаточно один раз снять «крышку со своей кипящей кастрюли», но другим потребуется более глубокая проработка проблемы.
Как контролировать приступы гнева
Гнева можно взять под контроль, поменяв свой привычный ответ на триггеры. Увидеть в ситуации что-то комичное и пошутить, например. Профессор психологии и психиатрии Мери Фристад советует начать дышать при первых приступах взрывоопасного гнева. Просто встать и уйти — тоже вариант, говорит специалист. Таким образом человек меняет окружающую его среду, это может помочь. Есть и другие методы «ассертивных коммуникаций» — стратегии, которая призвана помочь человеку временно совладать с проблемой: стараться не оценивать событие «или черное, или белое». А в некоторых ситуациях не временно не оценивать событие вообще, говорит психиатр. Также можно записаться на курсы управления гневом (их стоимость варьируется от 2000 рублей до 100 0000 рублей). Во многих странах есть Национальные ассоциации по работе с гневом и агрессией.
Чтобы управлять гневом, необходимо сделать эго синтонное — эго дистонным, объясняет Ольга Чекункова. Реакции и сценарии, которые воспринимаются автоматически, например, когда мы говорим «Ну я такой человек, что поделать…», — это и есть синтонное эго. И тут важно осознавать, что «да, я могу резко вспылить, но у меня есть самонаблюдение, я отслеживаю свое поведение, я знаю свои слабые стороны и точки уязвимости». То есть нужно «включить» неокортекс (еще один отдел мозга, который формируется к 20-28 годам, оставаясь незрелым у детей и подростков). Когда человек знает свои слабые стороны и точки уязвимости, вот тогда у него и появляется выбор, уверена психолог: «Автоматизм заменяется возможностью самому принимать решения о том, как человек будет действовать. Наша задача — усиливать область мозга, которая отвечает за стратегию и тактику».
Выразить агрессию можно также сублимированным способом: в творчестве, игре, спорте. Так, например, дети прекрасно это делают, играя в волков или разбойников. В играх есть роль, границы, правила — это безопасно. Есть такая возможность и у взрослых. Например, можно принять участие в марафоне, квесте или квизе.
Голливудский актер Джек Николсон поступил еще более креативно. В этом году кинохит «Управление гневом», в котором он играл главную роль, отмечает двадцатилетие с даты появления на экранах. За 9 лет до этого актеру пришлось оправдываться за то, что он не смог сдержать свой гнев: некий Роберт Бланк подал заявление в полицию, в котором описал как известный актер подошел к его Мерседесу на светофоре. Николсон был в ярости — он считал, что Бланк подрезал его на дороге. Актер достал клюшку для гольфа и на глазах прохожих начал бить по машине. Но дело о вандализме и причинении вреда было закрыто после того, как Николсон выступил с извинениями (а также, предположительно, передал пострадавшему $500 000 компенсации). Позже, он назвал инцидент «одним из постыднейших в жизни». По его словам, из-за стресса от смерти друга и съемок в агрессивном фильме Шона Пенна, он просто «потерял контроль и вышел из себя» в той ситуации. Возможно, когда продюсеры предложили Николсону сняться в «Управлении гневом», он расценил эту возможность как вариант терапии, и не упустил ее.
«Защищать свои эмоции надо так, чтобы не разрушить другого и не разрушить отношения, — говорит Ольга Чекункова. — Хорошая, цивилизованная агрессия — это способность заявить о своих желаниях, выстроить границы, выдерживать конфликт, и при удовлетворении своих интересов, с уважением относиться к интересам другого».
Автор: Юлия Федотова