Авторы этого крупного исследования получили доказательства того, что далеко не каждый из нас мечтает стать миллиардером, а устоявшееся мнение об алчности людей — миф.
Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит» / © Paramount Pictures
Одно из основополагающих понятий в экономике — ограниченность ресурсов, то есть разрыв между беспредельными потребностями человека и скудностью ресурсов, которые ему доступны в каждый конкретный момент. К примеру, следуя этой концепции, мы все постоянно хотим больше денег, даже будучи богатыми или осознавая, что способов достичь богатства нет.
Но исследование психологов из Университета Бата (графство Сомерсет, Великобритания) показало, что этот принцип применим лишь к меньшинству и далеко не универсален, в то время как большинству людей достаточно определенной суммы денег, хоть и значительной. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Sustainability.
Ученые провели опрос среди 7860 жителей 33 стран на шести континентах, чтобы понять, сколько денег люди хотят для «абсолютно идеальной жизни» и удовлетворения желаний. Поскольку в реальности разбогатеть просто так почти невозможно (нужно, например, либо усердно трудиться, либо пойти на риск и вложиться в инвестиции, либо удачно выйти замуж, получить наследство, либо вести преступную деятельность), участники исследования должны были представить, что они выиграют любую запрашиваемую сумму в лотерее — начиная от 10 тысяч долларов.
Авторы работы предположили, что, согласно концепции ограниченности ресурсов, испытуемые будут всегда выбирать максимально возможное в этом исследовании количество денег — 100 миллиардов долларов. Этого достаточно, чтобы стать самым богатым на планете. Однако такой вариант предпочли лишь от 8% (Китай) до 39% (Индонезия) жителей стран, где проводили опрос.
В 86% государств люди в основном хотели выиграть 10 миллионов долларов или меньше, в некоторых — включая Россию (лишь 11% россиян грезили о 100 миллиардах в одночасье) и Индию — склонялись к варианту «до одного миллиона долларов». По словам исследователей, ответы не зависели от того, насколько развита страна, в которой проживал участник, пола, уровня образования и социально-экономического статуса.
«Но люди с неограниченными потребностями, как правило, были моложе, горожанами, ценили власть, успех и независимость, жили в странах с большим уклоном в коллективизм и дистанцией власти (приемлемая степень неравенства в распределении прав)», — подытожили психологи.