Объятия, поцелуи и другие тактильные проявления нежности многим кажутся неотъемлемой частью близких отношений. Однако есть и те, для кого любовь партнера выражается в противоположном — в минимальных прикосновениях и соблюдении личных границ. Почему некоторые не терпят, когда их трогают даже близкие, и как строить отношения с такими людьми?
Все мы разные: хотя большинству из нас приятны прикосновения, есть и те, у кого они вызывают отторжение. Иногда это может быть признаком психических патологий — к примеру, обсессивно-компульсивного расстройства, а в других случаях — сформированной особенностью характера.С точки зрения психоанализа желание избежать тактильного контакта связано с недостатком нежности со стороны родителей в детстве, объясняет психотерапевт Ирина Белоусова. У ребенка, воспитывавшегося в такой среде, формируется избегающий тип привязанности, при котором ему крайне сложно быть любящим и открытым, а также проявлять свои чувства даже в близких отношениях.
«Если такая особенность личности приносит вам дискомфорт, то ее можно проработать со специалистом. Но если вам комфортно, то нет особого смысла менять что-либо. Ведь норма — это гибкое понятие», — отмечает эксперт.
«ТАКТИЛЬНАЯ «ХОЛОДНОСТЬ» СВОЙСТВЕННА МНЕ ПОТОМУ, ЧТО В ДЕТСТВЕ Я УЧИЛАСЬ ПОДАВЛЯТЬ ЭМОЦИИ»
Виктория, 23 года
Как мне кажется, у всех разные «границы тактильности». Для кого-то абсолютно нормально обниматься с малознакомыми людьми. Они не придают прикосновениям какого-то особого значения — для них это нечто бытовое. Но в то же время большинство не станут целовать в губы первого встречного — это уже нарушение границ.
Вот для меня так — как поцелуй в губы — ощущается любое прикосновение. Если кто-то резко захочет меня потрогать, это выбивает из колеи. Я даже друзьям не могу такого позволить. При этом мой партнер, например, должен знать, что, если я отстраняюсь от прикосновений, это не значит, что я никогда не захочу тактильного общения.
Когда я в первый раз прошу соблюдать границы, многие обижаются: «Если не хочешь, я вообще не буду тебя трогать». Нередко меня это расстраивает. Также некоторые пугаются и начинают соблюдать границы слишком сильно. Но лучшей тактикой будет просто спрашивать у меня, готова ли я к прикосновениям, или подождать, когда я сама сделаю первый шаг. Главное — не закрываться от меня сразу.
Нетактильным человеком я была с детства — даже родители все время спрашивали, почему я такая дикая. С ужасом вспоминаю родственников, которые на всяких семейных праздниках постоянно хотели меня потрогать, обнять.
Думаю, что такая тактильная «холодность» свойственна мне потому, что в детстве я училась подавлять эмоции. Я была довольно истеричным ребенком, и когда начинался очередной каприз, родители говорили: «Уйди в другую комнату, там проорись и приходи, когда успокоишься». Я так и делала: натягивала на себя маску спокойствия и возвращалась «к нормальным людям».
«ВО МНЕ ПРОСТО НЕ ЗАЛОЖИЛИ ПОТРЕБНОСТЬ В ТАКТИЛЬНОСТИ»
Наталья, 33 года
У меня довольно деспотичная семья, в которой нежности никогда не были в почете. Даже в раннем детстве мама почти не обнимала, не гладила меня. Думаю, это потому, что родила меня она рано, я была неожиданным ребенком. В итоге вышло так, что отношения у нас как у подруг.
Сейчас у меня есть ощущение, что во мне просто не заложили потребность в тактильности. В связи с этим подобное внимание ко мне со стороны других людей — даже любимых парней — кажется мне чересчур навязчивым, странным и отталкивающим.
Иногда думаю, что я какая-то неправильная. Но с другой стороны понимаю, что эта моя особенность — прекрасный вариант отслеживать, как партнер относится ко мне на самом деле, готов ли он соблюдать мои личные границы, уважает ли меня и могу ли я доверять.
«МОИ ДЕВУШКИ ОТ ЭТОГО ПО-НАСТОЯЩЕМУ СТРАДАЛИ»
Александр, 29 лет
В моем случае избегание прикосновений, как мне кажется, вызвано скорее физиологическими особенностями. Мне попросту щекотно и неприятно.
Конечно, допускаю, что существует в этом явлении нечто психосоматическое. Возможно, такое отторжение сформировалось в связи с какими-то психологическими процессами, но я не припомню каких-либо серьезных травм. Более того, у нас это семейное — моей сестре, к примеру, тоже физически неприятны прикосновения.
Честно скажу, что мои девушки от этого по-настоящему страдали. Им было крайне тяжело понять, что я отказываюсь от постоянных «обнимашек» и «поцелуйчиков» не потому, что на самом деле не люблю партнерш или считаю их непривлекательными, а потому, что я просто такой. Сейчас у меня нет партнерши, но я надеюсь, что когда-нибудь удастся встретить ту, которая поймет мои особенности, не станет принимать их на свой счет и тем более пытаться меня изменить.
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ПАРТНЕРУ?
Психотерапевт Ирина Белоусова уверена: найти взаимопонимание в паре, где один человек жаждет прикосновений, а другой всячески пытается их избежать, реально. Для этого она предлагает пять шагов:
- Важно понять и признать: вы разные. Вам надо больше прикосновений, ему — меньше, и вы оба привыкли к определенной стратегии поведения. Тем не менее всегда можно договориться о том, как удобно и комфортно обоим.
- Необходимо доверять. Замороженное сердце нетактильного человека все-таки может оттаять, если вы станете верным, открытым и отзывчивым партнером. Ведь именно этого ему, возможно, и не хватало в раннем детстве. Не торопите время, ваша задача — просто быть рядом.
- Придется подождать. Попробуйте постепенно, аккуратно и своевременно снижать физическую дистанцию — но только с согласия партнера. Так, он будет давать вам добро на физическое сближение, а вы — управлять этим процессом.
- Важно говорить. Для нетактильного человека из общения автоматически исчезает некоторая часть эмоциональных смыслов, которые мы передаем через тело. Придется компенсировать их словами. Вы сами можете заметить, что ему как воздух нужны разговоры о любви и поддержке. Придется научиться вмещать максимум смыслов и чувств в слова.
- Нужны эмоциональные инвестиции. Имейте в виду, что вы влюбились в человека, который был лишен их в детстве. Кроме того, вполне возможно, он нередко встречался с нарушением своих границ со стороны близких. Ему непросто поверить в себя, перестать бояться своей уязвимости, стать сильным. Он может быть жестким снаружи, но чрезвычайно ранимым внутри. Поэтому отношения с таким человеком требуют серьезной включенности, инвестирования в него своих личных ресурсов любыми понятными ему способами.
«Важный момент: сложно избежать феномена созависимости, если вы не отдаете себе отчет, что именно делаете и ради чего так вкладываетесь в человека, который может периодически проверять вас на прочность. Но, надеюсь, у вас все получится и ваша пара успешно выполнит эту терапевтическую функцию», — заключает Ирина Белоусова.