Для начала придётся прокачать свой эмоциональный интеллект. Мнение психолога Виктории Шиманской
Счастливо ли наше общество
Если бы у всех людей был высоко развит эмоциональный интеллект, мы могли бы говорить об очень гуманистическом счастливом обществе. Ведь эмоциональный интеллект в его истинном проявлении помогает достичь состояния счастья, причём не только через гедонистический подход к жизни, а благодаря тому, что в древнем мире называлось эвдемонией.
Гедонисты живут ради удовольствия: вкусной еды, покупки новых вещей, ярких впечатлений. При этом создаётся ощущение бесконечной погони за наслаждениями. То есть счастливыми их делают внешние факторы. Эвдемонисты находят это состояние благодаря внутренней опоре: когда и радости, и свершения, и трудности, и даже потери не выводят из состояния равновесия. Они ощущают счастье и гармонию в каждый момент жизни.
Эмоциональный интеллект — это ресурс, который позволяет человеку находить опору внутри себя, и более того — жить не только ради своего счастья, но и ради счастья других людей.
Но по данным ВОЗ, каждый четвёртый человек в мире страдает психическим расстройством, и уровень депрессии и тревоги лишь растёт. Только в России более триллиона рублей тратится на покупку антидепрессантов.
Как это влияет на развитие экономики? Люди, которые выгорают и не чувствуют удовлетворённости от работы, естественно, непродуктивны. Из‑за этого компании развиваются менее эффективно.
На уровне семей люди с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом не умеют работать со своей тревогой, агрессией, злостью. Это приводит к огромному количеству конфликтов и разводов. Дети в этот момент не получают достаточной поддержки от родителей, не могут справиться со своими эмоциями самостоятельно и растут, зачастую повторяя родительские ошибки. В результате мы, грубо говоря, имеем несчастное общество.
Почему не хватает эмоционального интеллекта
Если говорить жёстко, проще управлять удобными людьми, которые испытывают те или иные эмоции, но чаще всего зажимают их, действуя «так, как принято».
Поэтому долгое время развитию эмоционального интеллекта не уделялось достаточного внимания. В Сингапуре, Великобритании и некоторых других европейских странах лишь сейчас активно внедряют социально‑эмоциональный подход в обучении — когда детям помогают осознавать своё состояние, управлять своими эмоциями и благодаря этому настраиваться на учебный процесс. Это есть даже на уровне детских садов.
В России тоже стали чаще говорить об этом. Однако этот подход не был достаточно системным, поэтому сейчас мы видим, что эмоциональный интеллект находится не на самом высоком уровне.
Зачастую люди сами не до конца осознают важность эмоционального интеллекта.
В обществе до сих пор сохраняется тренд на успех и достижения, и существует миф о том, что эмоции якобы мешают добиваться высот.
Будто их контроль, зажимание — самая выигрышная стратегия, которая поможет достичь признания или славы. Однако это не так.
Есть множество исследований, которые показывают, что руководителей отличает развитый эмоциональный интеллект. Он необходим, чтобы вести за собой людей. Кроме того, он помогает в реализации себя в любой профессии. Особенно сейчас, когда рутинная и однообразная работа автоматизируется и на первый план выходят soft skills: стрессоустойчивость, коммуникабельность, лидерские навыки.
Технологизация сильно влияет на развитие эмоционального интеллекта. Да, когда у родителей появились стиральные машины, утюги, микроволновки, им стало проще высвободить ресурсы для общения с детьми.
Однако нарисовалась другая проблема: цифровые технологии стали сильно влиять на взаимодействие людей. С одной стороны, они до сих пор являются колоссальным ресурсом — при помощи них можно, например, общаться с родными, которые находятся очень далеко. Но одновременно с этим люди становятся более замкнутыми, так как технологии позволяют им оставаться один на один с телефоном, замещая общение родителей и детей.
Гаджеты не являются проблемой. Проблема появляется тогда, когда происходит замещение: скучно — гаджет, нет времени — гаджет, плохо ест — гаджет, капризы — гаджет. Это нарушает развитие коммуникации и эмоционального интеллекта у детей.
Но это ещё не всё.
Не хочется категоричных заявлений, но низкий уровень эмоционального интеллекта также частично связан с уровнем насилия в мире.
Во время войн, например, людям приходится фактически блокировать эмпатию и сопереживание другим людям, иначе психике сложно справиться с подобным.
Массовые потрясения влияют на то, как в обществе развивается эмоциональный интеллект.
Как это изменить
Конечно, вы вряд ли сможете повлиять на развитие эмоционального интеллекта у всех людей на планете. Однако у вас есть инструменты, чтобы сделать свою жизнь и жизнь своего ближайшего окружения немного лучше.
1. Начать с себя
Эмоциональный интеллект — это умение замечать свои эмоции и чувства других людей, понимать причины их возникновения и, как следствие, уметь управлять этими переживаниями. Обращаю внимание: не нужно контролировать эмоции, как многие часто говорят. Контроль подразумевает зажим, а управление нацелено на то, чтобы грамотно и без негативных последствий прожить свои чувства.
Чтобы узнать уровень своего эмоционального интеллекта, можно ознакомиться с тестами MBTI и SKILLFOLIO. Пройдя последний, вы получите результат не в виде: «Ваш ЭИ: 70/100», а развёртку разных параметров: то, насколько вы стрессоустойчивы, эмпатичны, открыты новому, осознанны и так далее. Такая декомпозиция очень важна.
Некоторые думают, что эмоциональный интеллект = эмпатия. Но это только одна из составляющих.
На самом деле, помимо неё, есть более 16 параметров, которые определяют уровень этого типа интеллекта. Когда вы узнаете, как развит каждый из них, станет понятно, как повышать свой эмоциональный интеллект.
Первое, с чего можно начать, — это развивать в себе наблюдателя, фиксировать, какие эмоции вы ощущаете в данный момент, какие мысли их сопровождают, в каком состоянии находится тело.
Для этого можно вести дневник эмоций. Записи в нём могут быть представлены в такой форме:
- Начинаете с формулировки: «Я чувствую…». Перечисляете эмоции, мысли, ощущения в теле.
- Определяете причину: «Потому что…».
- Завершаете фразу осознанным решением: «Я хотел бы…».
2. Изменить отношения с людьми
Мы можем управлять только своими эмоциями, словами, телом. Мы не можем насильно изменить других. Как ни странно, если мы всем подряд — родителям, родственникам, друзьям — будем говорить, как неправильно они себя ведут, наш эмоциональный интеллект будет снижаться.
Вместо этого можно начать по‑другому строить диалог с людьми. Например, спрашивать у них: «Я правильно понимаю, что ты сейчас чувствуешь раздражение из‑за этой ситуации? Ты хотел бы, чтобы было вот так? А я бы хотел, чтобы было так. Давай вместе поймём, как поступить. Всё-таки у нас с тобой единая цель».
Я бы призвала всех читателей подумать, что они могут сделать в каждой конфликтной ситуации. Возможно, объяснить что‑то своим оппонентам, по‑другому сформулировать свои мысли, рассказать о своих эмоциях и о том, почему что‑то очень важно для вас.
Есть очень хорошая практика. Держите в уме интересную провокационную фразу: «Намерения всегда позитивные».
Это сложно принять с первого раза. Но попробуйте представить, что даже тогда, когда ваши родственники кричат, раздражаются и, кажется, всё делают назло, они поступают так из лучших побуждений.
Намерение у них может быть позитивное, но действие, которым они пытаются это донести, — неадекватное, и мы реагируем в первую очередь на действие. Увидев за ним намерение, мы сможем сказать своим родным, что понимаем их и готовы вместе найти решение проблемы без крика. В этот момент, когда вы по‑настоящему приняли это, вы совсем по‑другому будете выстраивать коммуникацию с другим человеком.
Например, женщина очень беспокоится за сына, пришедшего домой поздно. Когда сын появляется на пороге, мать с низким эмоциональным интеллектом начинает на него кричать: «Где ты был? Да как ты мог! Ты вообще обо мне не думаешь!» Её намерения — позитивные. Это забота о сыне и о себе. Если бы она распознала это намерение сама, то построила бы диалог по‑другому.
Та же самая мама, но с высоким эмоциональным интеллектом говорит: «Солнце, я рада, что ты пришёл. Я очень волновалась. Давай вместе подумаем, что мы можем сделать, чтобы я не волновалась и была уверена, что ты в безопасности. Например, договоримся, что ты возвращаешься домой до 22:00».
Сын с высоким эмоциональным интеллектом в свою очередь мог бы задать себе вопросы: «Почему мама сейчас плачет? Почему кричит? Почему ругается?» Ведь одно и то же действие человек может совершать из разных побуждений. Если она волнуется за него, то можно сказать: «Мамочка, спасибо, что ты обо мне беспокоишься, но я готов тебя уверить, что, во‑первых… во‑вторых… в‑третьих…» Если мы угадали это намерение, то человек быстро успокоится и скажет: «Да, спасибо, что ты это понимаешь».
Важно отметить, что иногда люди ведут себя некорректно из‑за позитивного намерения по отношению к себе.
Некоторые действительно кричат на других, потому что им нужно снять стресс, а не потому, что они беспокоятся за кого‑то.
Тогда, когда мы понимаем, что человек кричит не из‑за того, что на самом деле зол на нас, а из‑за своей внутренней боли, то можно принять осознанное решение: мы готовы помочь человеку прожить эту боль, не реагируя на обидные слова в наш адрес, либо мы не готовы разговаривать с ним в таком состоянии? Поэтому дальше есть два варианта возможных ответов:
- «Возможно, ты сейчас кричишь, потому что ты находишься в состоянии возбуждения. Если хочешь, мы с тобой можем вместе попить чай, побегать, прокричаться. А потом уже поговорим».
- «Извини, я не готов разговаривать в таком тоне. Если тебе нужна помощь, попроси, но так общаться я не буду».
Расширить влияние
Безусловно, в школы и детсады нужно внедрять практики социально‑эмоционального обучения. У меня есть такой курс специально для педагогов. Я подготовила уже тысячи специалистов, но моя мечта — чтобы эта дисциплина была внедрена сразу в педагогические вузы. Это кардинальным образом поменяет ситуацию в системе образования в лучшую сторону. Поэтому стоит выносить этот вопрос на обсуждение в рабочих коллективах или на родительских собраниях.
Также в рамках школы родительства или школы беременности стоит внедрять проекты, которые будут помогать папам и мамам решать свои психологические проблемы. Благодаря этому они будут понимать, с какими трудностями могут столкнуться — например, с послеродовой депрессией — и как в этот момент поддержать себя.
Ещё, я думаю, надо создавать и спонсировать радиостанции и каналы, где профессиональные проверенные психологи будут отвечать на вопросы людей. Туда каждый сможет обратиться для того, чтобы ему оказали поддержку.
Автор: Виктория Шиманская