Силы и мужества потребуется больше, чем при выборе агрессии.
Этика ненасилия: можно ли добиваться своего, не причиняя никому зла
«Отрубленная голова дешевле срубленного дерева», — сказала Амрита Деви и обняла акацию. Затем она и три её дочери были обезглавлены солдатами махараджи Абхая Сингха.
Амрита Деви принадлежала к общине бишнои. Они исповедуют одно из направлений индуизма, которое запрещает вырубку деревьев.
У этого религиозного принципа есть вполне объяснимая причина. Община и эти заповеди появились в пустыне в 1485 году. Во время засухи люди бесконтрольно вырубали деревья, чтобы кормить свой скот, который в итоге всё равно пал. Вырубка привела к экологической катастрофе, поэтому махараджа Джамбаджи запретил убивать животных и птиц и трогать деревья. Это принесло свои плоды — некогда пустынный регион славится растительностью и животным разнообразием.
Через 300 лет после этих событий махараджа Абхай Сингх собрался строить дворец. По разным источникам, ему нужна была древесина для строительства или зола, полученная от сжигания деревьев. Поэтому в 1730 году его слуги пришли в деревню Хеджарли, где росли деревья хеджри — акации.
Деревенские старейшины во главе с Амритой сказали, что не отдадут деревья, потому что это запрещено их верой. Им предложили взятку, но люди ответили, что это оскорбление и они скорее умрут, чем согласятся. Они обняли деревья, чтобы закрыть их своими телами, но были убиты солдатами. Перед смертью Амрита произнесла те самые слова, которые стали символом борьбы.
Этика ненасилия: бишнои обняли деревья, чтобы закрыть их своими телами
Новости об осквернении рощи быстро распространились среди всех бишнои. В деревню стали прибывать люди. На совете было решено, что за каждое дерево должен отдать жизнь один доброволец. Первыми вызвались старики, но солдаты сказали, что бишнои жертвуют теми, кого не жалко. Поэтому обнимать деревья стали молодые мужчины, женщины и даже дети. В результате многие из них оказались убиты. В общей сложности при протестах в Хеджарли погибло 363 человека.
Потрясённый мужеством бишнои махараджа лично прибыл на место событий, принёс извинения и постановил, что деревня никогда не будет поставщиком древесины. Хеджарли стала местом паломничества для всех бишнои. А правительство Индии впоследствии учредило премию имени Амриты Деви, которую присуждают защитникам окружающей среды. А день трагедии — 11 сентября — объявили Национальным днём лесных мучеников.
Что такое этика ненасилия и при чём тут она
Этика ненасилия — это этическая и философская концепция, которая заключается в неприятии насилия и отказе от него для достижения своих целей.
Корни этого учения идут из Нагорной проповеди, в которой сосредоточено основное содержание христианства. Впоследствии эту проповедь как основу своей философии использовали разные мыслители, такие как Лев Толстой, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг и другие.
Идеи Льва Толстого
Главный труд о сущности ненасилия написал Лев Толстой. Это «Путь жизни». В нём автор рассуждает о том, как всю человеческую историю насилие сменяло насилие и приводило к порабощению людей, революциям, войнам, ведь ничего другого оно породить не может. Поэтому единственный способ жить цивилизованно — отказаться от насилия как от средства решения проблем. Вместо этого нужно призывать к совести и духовной части каждого человека.
Идеи Махатмы Ганди
Ганди писал, что именно Лев Толстой вдохновил его не на агрессивную борьбу с британскими колонистами, а на ненасильственное сопротивление. Махатма призвал индусов не работать на англичан, не платить им налоги, не признавать их администрацию. Месть и кару Ганди предложил заменить прощением, состраданием, доверием, но вместе с тем неуступчивостью. Это не пассивное принятие, а активные действия. И так Индия обрела независимость, что подтвердило жизнеспособность идей Толстого.
Махатма Ганди
Индийский политический и общественный деятель.
Где бы ни возникала ссора, где бы вам ни противостоял оппонент, покоряйте его любовью.
Идеи Эриха Фромма
Согласно Фромму, гуманизация современного общества невозможна без победы принципа ненасилия. Философ приравнивал насилие к идеям превосходства, враждебности, агрессии и считал признаком нездорового социума. Насилие деструктивно, так как предполагает эксплуатацию, манипуляции, оно связано со стремлением обладать, иметь, владеть. В целом оно отчуждает людей друг от друга. Только ненасилие можно считать конструктивным, потому что оно сплачивает нас.
Эрих Фромм
Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик.
Если я развил в себе способность любить, я буду любить своих ближних… Если я воспринимаю другого человека поверхностно, то вижу в основном различия, то, что нас разделяет. Если же я проникну в его суть, то увижу нашу общность, почувствую наше братство.
Почему этика ненасилия не является трусостью и пассивностью
Ненасилие не равно пассивности. Ничего не делать — это бессильно капитулировать перед несправедливостью. Философы, конечно, порицают такой выбор.
Даже насилие в сравнении с пассивностью кажется более оправданным: это неправильный путь, но он подразумевает активное сопротивление злу. А ненасильственное сопротивление тем более требует огромной внутренней работы по преодолению страха и обретению способности воздействовать на людей и целые институты ради изменений. Для этого нужны большая сила и мужество.
Махатма Ганди
Каков бы ни был результат, во мне всегда идёт сознательная борьба за целенаправленное и непрерывное следование закону ненасилия. Такая борьба делает человека сильным для дальнейшей борьбы. Ненасилие — это оружие сильных.
Зачем знать об этике ненасилия
Чтобы знать, что есть выбор. Даже в сражениях люди вели себя по‑разному: кто‑то великодушно щадил пленных, а кто‑то впадал в безумную ярость. Но это поле боя в древние времена, а мы живём в цивилизованном обществе.
Автор: Полина Жарикова