Всегда на страже: что такое гейткипинг

Рассказываем, как от этого явления страдают пациенты, фанаты и представители нескольких рас.

Контроль доступа к важным новостям, клеймо «неправильного» фаната, враждебное отношение к женщинам в науке и спорте. Всё это — формы гейткипинга. Рассказываем, что это за явление и где с ним можно столкнуться.

Что такое гейткипинг

Термин «гейткипинг» состоит из двух английских слов: gate («ворота») и keeping («охрана»). Гейткипингом называют контроль над получением ресурсов, знаний и власти. Гейткиперы как охранники на входе в разные комьюнити: от геймерских до религиозных и феминистских. Они решают, кто может называть себя «настоящим» фанатом или специалистом, а кто нет. Гейткипинг нередко пересекается с сексизмом и другими формами дискриминации: расизмом, трансфобией, гомофобией.

Второе название гейткипинга — теория привратника. У привратника (гейткипера) есть социальное, культурное, этическое и политическое влияние. Им может быть врач, который игнорирует пациента, или мама, которая запрещает ребёнку есть конфеты.

История термина

Понятие «гейткипинг» впервые ввёл немецко-американский психолог Курт Цадек Левин. Он упомянул его в работе, опубликованной в журнале Human Relations в 1943 году. Левин исследовал пищевые привычки людей. Он хотел понять, можно ли эффективно перестроить питание семей во время Второй мировой войны. В ходе экспериментов учёный выяснил, что всей едой в доме заведовал не мужчина, которого обычно считали главой семьи, а домохозяйка. Именно от неё зависело, что будет куплено в магазине, и что в итоге окажется на столе. То есть в данной ситуации домохозяйка — гейткипер.

Курт Левин подчеркнул, что теория гейткипинга акутальна не только для бытовых вопросов: по той же модели распространяют новости. В 1953 году психолог Карл Ховланд и его коллеги из Йельского университета изучили гейткипинг в массовой коммуникации. Учёные заключили, что привратниками могут быть создатели контента. Они используют экспертность и имидж, чтобы убеждать аудиторию. Например, информацию в научных журналах и книгах известных авторов читатели автоматически считают более достоверной.

В XXI веке понятие гейткипинга переосмыслили. Появление интернета подорвало сам концепт «охраняемых ворот»: информации стало больше, она начала циркулировать свободнее и превратилась в коллективное достояние. На этом фоне власть гейткиперов уменьшилась. При этом медиаэксперт Максим Корнев считает, что совсем без них сегодня не обойтись: они фильтруют инфошум и помогают не теряться в потоке фейков.

Еще на блоге:   Дети умеют логически рассуждать до того, как научатся говорить

Примеры гейткипинга

В журналистике

Термин «гейткипинг» в журналистике впервые применил профессор Бостонского университета Дэвид Уайт. В исследовании для журнала Journalism Quarterly Уайт рассмотрел, как в роли гейткипера выступает редактор газеты (некий мистер Гейтс). Неделю Гейтс выбирал, какие новости пойдут в печать, а какие нет, и делал пометки о причинах своего решения. Изучив эти пометки, Уайт заключил: редактор оценивал материал субъективно. Например, живые истории нравились ему больше «скучных» новостей с кучей цифр. В итоге какие-то новости не дошли до читателей только потому, что не соответствовали личным вкусам гейткипера. Хотя в идеале он должен опираться только на этику и профессиональные стандарты работы.

Современный пример гейткипинга — кейс с научным журналом The Lancet. В июле 2021 года редакцию издания обвинили в сокрытии важных данных о вирусе COVID-19. По словам медицинского исследователя Джереми Фаррара, ещё в самом начале пандемии у журнала были сведения о заразности и бессимптомном протекании коронавируса. Редакция «придержала» эти данные, хотя их оперативная публикация (по мнению Фаррара) могла бы спасти миллионы жизней.

В медицине

Ситуация: человек приходит к врачу с жалобами, а тот игнорирует или обесценивает их. В итоге пациент теряет ценное время и получает диагноз слишком поздно (или не получает вообще). Так, например, онкобольные нередко узнают о заболевании уже на терминальной стадии. Гейткиперами становятся терапевты, которые не дают направление к нужному профильному специалисту — хирургу или онкологу.

Через врачей-гейткиперов проходят люди, которые хотят совершить трансгендерный переход. Они сталкиваются с недоверием, предвзятым отношением и назначением лишних обследований. В 2019 году ВОЗ исключила трансгендерность из списка психических расстройств, и сегодня многие врачи США работают с пациентами по модели так называемого информированного согласия. Перед началом заместительно-гормональной терапии (часть транс-перехода) пациенту рассказывают о рисках, и он принимает взвешенное решение. Тем не менее некоторые специалисты по-прежнему требуют предварительной консультации с психологом или психиатром. Транс-юристка и специалистка по биоэтике Флоренс Эшли считает такую практику проявлением гейткипинга.

В фанатских комьюнити и гик-культуре

В тематических сообществах гейткиперы — что-то вроде фейсконтроля. Они устанавливают критерии, которым должен соответствовать «настоящий фанат». Если речь идёт об актёре, кандидат в фанаты обязан знать всю его фильмографию. Если о сериале — устройство вселенной и сюжет до мельчайших подробностей.

Еще на блоге:   ДЕНЬ ПОБЕДЫ — ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ СССР НАД ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.

В сентябре 2018 года в твиттере завирусилась история 11-летней девочки, которая вместе с мамой посетила гик-фестиваль SuperCon. Девочка пришла в костюме с отсылкой к британскому сериалу «Доктор Кто». На фудкорте к ней подошёл мужчина с вопросом «знает ли она хоть что-нибудь о сериале». Когда девочка замешкалась, незнакомец стал заваливать её вопросами о главном герое, его врагах и планете, с которой он прибыл. Мама девочки постаралась вежливо поставить мужчину на место. Позднее она написала в своём блоге: «держитесь от нас подальше со своей высокомерной гейткиперской чушью».

В «традиционно мужских» сферах от гейткипинга часто страдают женщины. Например, спортивных фанаток не воспринимают всерьёз, они окружены стереотипами. Есть даже мнение, что женщины специально изображают интерес к спорту, чтобы таким образом привлечь мужское внимание. Американская исследовательница Натали Эльзер упомянула случаи, когда футбольным болельщицам не давали занимать «сакральные» места в первых рядах стадиона или советовали вообще не посещать матчи.

Игровая индустрия — ещё одна область, где гейткипинг сочетается с мизогинией. Геймерша Синтия Парк в своей статье для USC Annenberg Magazine написала, что в игровые сообщества женщин принимают неохотно. Им чаще задают неудобные «проверочные» вопросы, их унижают и критикуют независимо от игровых навыков. Именно поэтому многие женщины предпочитают не пользоваться голосовыми чатами в командных играх.

Само понятие gamer girl (девушка-геймер) часто используют в пренебрежительном контексте. Так называют девушек, которые якобы делают вид, что им нравятся игры (чтобы понравиться игрокам-мужчинам).

В самоопределении

С гейткипингом сталкиваются люди смешанных идентичностей — метисы и дети от межнациональных браков. Об этом рассказала научная сотрудница Калифорнийского университета в Беркли Сахра Алаи. Сахра — наполовину персиянка, наполовину полька. Она выросла в США, не зная польского языка и фарси. Попытки Сахры обрести себя в какой-то из национальных культур провалились: люди внутри комьюнити (и персы, и поляки) просто не приняли её. Сахра считает, что её уникальный опыт не даёт гейткиперам права оспаривать её происхождение, корни и культурную принадлежность.

Автор: Дарья Суворова

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий