Что такое глупость? Стоит ли ее изучать так, как исследуют сегодня интеллект? Как безусловная и слепая вера людей в свои интеллектуальные возможности связана с бессмысленной войной с ГМО и психологией экстремизма? И почему появление бо́льшего объема данных не увеличивает наши шансы на правильное решение проблемы, а только снижает их? Разбираемся вместе с обозревателем Nautil.us Брайаном Галлахером.
В 1933 году философ Бертран Рассел, будучи глубоко опечаленным «нацификацией» Германии, написал книгу «The Triumph of Stupidity» («Триумф глупости»). В этой работе он провел прямую параллель между популярностью Адольфа Гитлера и желаниями толпы – глупой и жестокой. Именно эти два качества – глупость и жестокость, – «как правило, всегда вместе». Далее следует одно из его самых знаменитых высказываний:
«Проблема этого мира в том, что глупцы слишком уверены в себе, а умные люди полны сомнений».
Это высказывание Рассела предвосхитило появление в психологии нового термина: «эффект Даннинга-Крюгера». Открытие этого когнитивного искажения произвело настоящий резонанс, и даже нашло отражение в поп-культуре, послужив вдохновением для песни, которая однажды прозвучала на ежегодной Нобелевской премии Гарвардского университета:
«Некомпетентные люди почему-то думают, что всё, что они делают – они делают первоклассно…».
Неудивительно, что психолог Джойс Эрлингер предварила статью 2008 года, которую она написала вместе с Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером, среди прочего, цитатой из книги Рассела «New Hopes for a Changing World»:
«Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».
В своей статье Эрлингер отмечает:
«В наше время данный феномен можно отнести к решению повседневных задач, при выполнении которых существенную роль играет уровень компетенции и навыков их исполнителей».
Иначе говоря, люди необъективны к своему уровню мастерства даже в таких обыденных действиях как, например, вождение автомобиля.
Глупость нельзя назвать просто противоположностью разума.
Бертран Рассел (ум. в 1970 году в возрасте 97 лет), вероятно, не удивился бы, услышав новость о появлении нового исследования, опубликованного в журнале Nature Human Behavior:
«Убежденные противники продуктов с ГМО думают, что знают больше всех, но, на самом деле, это далеко не так».
Исследователи во главе с Филипом Фернбахом, ученым-когнитивистом и соавтором книги «Иллюзия знания. Почему мы никогда не думаем в одиночестве», проанализировали результаты опроса взрослого населения США (идентичные ответы были получены также в сравнении с результатами опроса во Франции и Германии). Целью опроса была проверка отношения населения к медицинскому применению генной инженерии (генной терапии).
Опрос выявил «извращенное» представление населения об этой теме. Фернбах подчеркнул, что такой результат согласуется с его предыдущей работой, посвященной изучению эффекта Даннинга-Крюгера и психологии экстремизма:
«Экстремальные взгляды часто проистекают из того, что людям кажется, что они понимают некоторые сложные темы лучше, чем это есть на самом деле».
Теперь, как, впрочем, и всегда, обществу необходимо понять, как с этим можно бороться.
Но что же такое глупость?
Дэвид Кракауэр, президент Института Санта-Фе, подчеркнул, отвечая на этот вопрос интервьюеру Стиву Полсону (из издания Nautilus), что глупость нельзя назвать просто противоположностью разума:
«В основе глупости лежит идея того, что появление бо́льшего объема данных не увеличивает ваши шансы на правильное решение проблемы. На самом деле, это повышает вероятность того, что вы допустите ошибку».
С другой стороны, по мнению Кракауэра, суть интеллекта заключается в способности решать сложные проблемы простыми и элегантными способами.
«Глупость – это очень интересный феномен в истории человечества, и этот феномен связан с системами правил, которые препятствуют в достижении человеком истины. Интересно, что существуют целые департаменты, деятельность которых направлена на изучение интеллекта. Но если бы вы задали вопрос – какая самая большая проблема сегодня стоит перед миром, я бы сказал, что это – глупость.
Стыдно быть глупым профессором. Поэтому должна существовать профессура, изучающая глупость».