Изначально речь шла не о любви и страсти, а о чистоте и социальных связях
Огюст Роден, «Вечная весна» (фр. L’Éternel Printemps).
Ученых уже давно интригует вопрос — почему мы целуемся? Где эволюционные истоки этой распространенной среди людей практики? Почему обезьяны-капуцины, например, в знак особой любви и привязанности суют друг другу пальцы в глаза, а мы прижимаемся выпяченными губами к губам друг друга и делаем сосательные движения?
Тем временем, целуются не только люди, поцелуи замечены и у других приматов — бонобо и шимпанзе. Приматолог и эволюционный психолог Адриано Ламейра из Уорвикского университета (Великобритания), статья которого опубликована в журнале Evolutionary Anthropology, предложил гипотезу происхождения поцелуев, которая прежде никому не приходила в голову, возможно, потому, что она подразумевает довольно отвратительные вещи.
По мнению Ламейры, поцелуй — ни что иное, как рудиментарный элемент груминга, то есть гигиенического ухода за шерстью друг друга, который практикуют современные приматы и практиковали наши покрытые волосами предки миллионы лет тому назад. Груминг также является ритуальным поведением, связанным с проявлением дружеских, родственных чувств и привязанности.
«Уход за шерстью друг друга помогает приматам устанавливать и поддерживать союзы, иерархии и групповую сплоченность», — объясняет Ламейра.
«При груминге происходит выброс эндорфинов, что снижает стресс и способствует возникновению позитивных чувств между тем, кто ухаживает, и тем, за кем ухаживают, что еще больше укрепляет социальные связи».
Адриано Ламейра, приматолог, эволюционный психолог
Когда грумер очищает тело своего товарища от паразитов, омертвевшей кожи и мусора, он, наткнувшись на то, что нужно удалить, обычно наклоняется, вытягивает вперед губы и высасывает грязь или насекомое из шерсти. Заканчиваться такие сеансы могли контактом рот-в-рот. Постепенно, по мере того как наши предки эволюционировали и становились все менее и менее волосатыми, необходимость в очистке шерсти отпала. Сеансы груминга сокращались, пока совсем не исчезли, но этот прощальный очистительный «поцелуй грумера» остался, превратившись просто в поцелуй.
«В ходе эволюции человека гигиеническая значимость ухода за шерстью снизилась, но даже в укороченных сеансах груминга сохранилась финальная стадия „поцелуя“, в конечном итоге оставшись единственным следом некогда ритуального поведения, призванного укреплять социальные и родственные связи у наших предков», — пишет Ламейра.
Автор: Татьяна Щеглова