«Преодоление порога возвращения»: как найти смысл в завершении пути

Любое путешествие подходит к концу. Любая борьба завершается. Любое свершение остается в прошлом. Но с чем остаемся мы? Писатель Артур Брукс на страницах The Atlantic поразмышлял о том, как часто мы представляем себе жизнь в виде путешествия героя, но забываем о последнем этапе: отпустить.

У большинства из нас есть сценарий жизни, который мы усвоили, осознанно или нет. Он отражается во многих вымышленных историях, и со стороны кажется, что жизнь многих успешных людей также следует ему. Его часто называют путешествием героя, или мономифом.

Антрополог XIX века Эдвард Бернетт Тайлор был первым, кто описал путешествие героя в литературе. Как он показал, многие великие приключенческие истории следуют основной формуле мономифа. Мы видим это, начиная с библейской истории о царе Давиде и заканчивая современными «Звездными войнами». Можно представить, что в самом общем виде эта формула состоит из трех частей. Первая — это зов, своеобразный призыв к приключению, когда будущего героя побуждают к смелым действиям, обычно для решения сложной задачи — например, борьбы с Голиафом или Империей. Второе — испытание, в котором герой подвергается жестокой проверке и вынужден преодолеть существенные препятствия — например, победить великана в битве или взорвать Звезду Смерти. Третья — победа, когда герой все преодолевает триумфально возвращается домой.

Психоаналитик Карл Густав Юнг считал, что преуспевающие люди склонны рассматривать свою жизнь через призму этого мифа.

«Тот, кто никогда не встречался с драконом, не герой … В равной степени только тот, кто рискнул сразиться с драконом и не был им побежден, получает награду … Только он один имеет право на подлинную уверенность в себе, ибо он столкнулся с тёмной стороной своего «я» и тем самым обрел себя».

Здесь Юнг похож на Тони Роббинса: Хотите стать победителем в своей карьере? Тогда пройдите свой собственный путь героя — поставьте перед собой цель, боритесь, страдайте, жертвуйте, побеждайте и возвращайтесь победителем! Конец.

Это хороший нарратив, особенно если вы много работали и добились неплохих результатов. Проблема в том, что происходит в реальной жизни после триумфального возвращения. У людей обычно нет сценария для этой части. Нет сиквела «Звездных войн», где Люк Скайуокер целыми днями слоняется по дому, кричит, потому что кто-то дотронулся до термостата, и в тысячный раз рассказывает внукам, как взорвал Звезду Смерти, а они при этом закатывают глаза.

Конечно, некоторые наслаждаются отходом от дел и выходом на пенсию, но с тех пор как я начал писать о счастье в зрелом возрасте, многие люди, добившиеся успеха в молодости, рассказывали мне, что этот опыт оказался для них мучительным: они чувствуют себя несчастными, лишенными цели и скучающими. В поисках… — впрочем, они не совсем уверены, чего именно… — некоторые из них делают неправильный выбор, разрушая свой брак (что приводит к тому, что социологи называют «серыми разводами», которые удвоились за 25 лет между 1990 и 2015 годами) или принимая глупые бизнес-решения, на которые, как им кажется, они бы не решились, когда еще работали. Один человек сказал мне: «С тех пор как я бросил работу, я чувствую себя чужим самому себе».

Еще на блоге:   Самоактуализованны ли вы?

Путешествие героя — захватывающее приключение, когда вы находитесь в его середине. Проблемы начинаются, когда ваши силы начинают иссякать, потому что теперь все идет не по сценарию. Люди редко меняют историю, которую они создали для своей жизни; вместо этого они с яростью пытаются вписать свою жизнь в привычную сюжетную линию, что часто приводит к печальным результатам.

Но эта ярость возникает из-за неправильного понимания пути героя. Структурируя его в три этапа, как я сделал выше, мы совершаем ошибку, упуская последний, критически важный этап. Литературовед Джозеф Кэмпбелл, автор книги «Тысячеликий герой», отмечает, что многие великие мифы включают в себя тонкий поворот после триумфальной победы в битве. Он называет это «преодолением порога возвращения». Кэмпбелл пишет:

«Возвращающийся герой, чтобы завершить свое приключение, должен пережить воздействие окружающего мира… Первая проблема возвращающегося героя — после радующих душу свершений принять принять как реальность все преходящие радости и печали, все банальности и вопиющие непристойности жизни».

Другими словами, конец путешествия настоящего героя — это возвращение домой и новая битва, которую нужно вести не с внешним врагом, а с собственными внутренними демонами. Выиграйте эту последнюю битву — самую трудную из всех — и истинная победа будет за вами.

Вспомните пример царя Давида. Он убивает льва; он побеждает Голиафа; он побеждает врагов Израиля и объединяет двенадцать колен нации. Путь Давида от мальчика-пастуха до верховного правителя своего народа — это путь героя. Но история на этом не заканчивается — она продолжается во второй книге Самуила, где мы видим возвышенного царя Давида в его послевоенной жизни, слоняющегося по своему дворцу от переизбытка свободного времени. Он просыпается после дневного сна, выходит прогуляться по крыше своего дворца и видит, как Вирсавия, красавица-жена соседа, принимает ванну. Короткая банальная история: Давид вступает в прелюбодейную связь с Вирсавией и оплодотворяет ее. Затем он посылает ее мужа умирать в бою, чтобы скрыть свой позорный проступок.

Еще на блоге:   Молчание — золото или обесценивание эмоций?

Величайший правитель, человек безупречной доблести и дисциплины, возвращается домой после триумфа, а затем становится жертвой своей собственной мелкой похоти. Героизм превращается в злодейскую гниль не на поле боя, а именно из-за «банальностей и шумных непристойностей жизни», по словам Кэмпбелла. Не сумев жить обычной жизнью, Давид потерпел неудачу на последнем, самом трудном этапе пути: стать хозяином самого себя.

В обычной жизни вкусившие успех люди иногда ведут себя примерно так же, как Давид, причиняя боль другим и разрушая свою заслуженную репутацию в дальнейшем, поддаваясь своему тщеславию, желаниям или неуверенности в себе. Я говорю о генеральном директоре, который, даже несмотря на ухудшение показателей, не хочет передавать контроль над компанией, пока его не вышвырнет совет директоров, или о политике, который вместо того, чтобы готовить себе преемника, в свои 80 лет делает последнюю попытку выдвинуть свою кандидатуру и терпит поражение. Или, пример еще ближе, мой любимый тесть, который всю жизнь управлял собственным успешным бизнесом и вложил под конец все свои сбережения в сомнительную инвестиционную компанию в Интернете, которая внезапно обанкротилась.

Хотя далеко не все проходят в жизни путь героя от и до, это не значит, что мономиф не заслуживает нашего внимания для размышлений о конечных целях. Во-первых, имейте мечту и идите к ней. Во-вторых, помните, что достижение ваших целей будет болезненным, если они чего-то стоят. Вы не избежите страданий. Смиритесь с жертвами. В-третьих, если вы достигнете цели, наслаждайтесь победой.

Но не забывайте и о четвертой части — личном испытании. После триумфов и расцвета сил ваши победы начнут меркнуть, навыки будут снижаться, а жизненные проблемы будут бесконечно вторгаться. Если вы будете пытаться удержать славу, когда она начнет угасать, это сведет на нет ваши победы и ознаменует печальное завершение вашего пути. Если вы все еще находитесь в середине пути героя, то вам стоит уже сейчас составить реалистичную картину, чтобы проявить истинную силу и характер на заключительном этапе. Планируйте посвятить последнюю часть своей жизни служению другим, любви к своей семье и друзьям и воплощению хорошего примера для тех, кто все еще находится на первых трех этапах своего героического пути. Счастье в финале зависит от сюжета, который вы выбираете.

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий