Кажется, в 2024 году все уже согласились, что расизму в этом мире не место. Но недавно диснеевская актриса Авантика столкнулась с оскорблениями в Сети из-за цвета кожи. Поводом стали слухи, что девушка сыграет Рапунцель в киноремейке знаменитого мультфильма. Похожий скандал произошёл вокруг театральной постановки «Ромео и Джульетта» с Томом Холландом и темнокожей актрисой Франческой Амеваду-Риверс. Саша Подольникова — о том, почему зрителей так возмущает расовое разнообразие в кино.
Что произошло
Скандал с «Рапунцель» разгорелся, когда в интернете начали обсуждать, кто мог бы сыграть центральные роли в ремейке мультфильма 2010 года. Того самого, где главную героиню озвучила Мэнди Мур. Один из пользователей соцсети X написал, что, по данным «источников», в роли принца снимется звезда диснеевской франшизы «Зомби» Майло Манхейм, а принцессу сыграет Авантика. Она известна по подростковой драме «Играй» и новым «Дрянным девчонкам». Позднее, однако, пользователь удалил пост и написал, что сделал его «ради шутки». Более того, на тот момент Disney ещё официально не подтверждал ни своих планов снять ремейк, ни выбор актрисы на главную роль. Тем не менее в Сеть уже хлынула волна постов, авторы которых считали: Авантика не должна играть Рапунцель.
Пользовательница TikTok сняла себя плачущей и подписала видео: «Это я притворяюсь, что маленькая девочка внутри меня не расстроена кастом будущего фильма „Рапунцель“». Видео стало вирусным в соцсети X.
«Непопулярное мнение: Рапунцель — светловолосая блондинка. Извините, но актриса-индианка с длинными чёрными волосами НЕ Рапунцель».
Анонимная пользовательница TikTok
Некоторые оставляли в личных соцсетях Авантики негативные комментарии. «Мы не хотим видеть тебя своей Рапунцель», — писали под фотографиями актрисы в Instagram*.
Также пользователи саркастично предполагали, какие белые актрисы могли бы сыграть темнокожую принцессу в ремейке «Принцессы и лягушки».
«Ага, а Сидни Суини пусть сыграет Тиану».
missy is bae
В начале апреля авторы новой постановки «Ромео и Джульетта» в лондонском театре Герцога Йоркского объявили, что главные роли сыграют Том Холланд и Франческа Амеваду-Риверс. Вслед за этим им пришлось выпустить ещё одно заявление. Создатели спектакля рассказали о шквале расистских оскорблений в адрес одного из участников постановки. Так, в Facebook* посчитали, что из-за цвета кожи актриса не должна играть роль Джульетты, и называли Амеваду-Риверс «не женственной». Эти комментарии собрали десятки лайков.
«Давайте теперь на роль Малкольма Икса возьмём Вин Дизеля».
Пользователь Facebook*
«Ромео и его бро».
Пользователь Facebook*
«Да ладно вам, она эээ красивый».
Пользователь Facebook*
Кто поддержал актрис
Помимо оскорбительных комментариев, в сети есть и те, где актрис защищают.
Более 800 темнокожих актёров и актрис подписали онлайн-письмо в поддержку Франчески Амеваду-Риверс. Они назвали расовый хейт и мизогинию по отношению к ней отвратительными.
«Слишком часто темнокожие артисты, особенно женщины, сталкиваются с ураганом онлайн-оскорблений после того, как совершили „преступление“, получив роль самостоятельно».
Актёры и актрисы, подписавшие письмо в поддержку Франчески Амеваду-Риверс
Лауреатка «Оскара» темнокожая актриса Виола Дэвис также поддержала юную коллегу. В своих соцсетях Дэвис написала, что солидарна с каждым темнокожим артистом.
«Талант и способности не зависят от расы, и раса не должна быть ограничением. Хочется спросить тех, кто взял на себя смелость распространять эти оскорбления: „Почему вас так волнует цвет кожи?“»
Виола Дэвис
Instagram*
Пользователи Reddit высмеяли расистские комментарии в отношении Франчески Амеваду-Риверс и Авантики и тоже поддержали актрис.
«В моё время Ромео и Джульетту играли двое мужчин, и никто не жаловался. А теперь сюда добавляют женщин ради инклюзивности. Что вы делаете с моим Шекспиром!»
FFJamie94
Пользователь Reddit
«Они ведут себя так, будто действительно собирались пойти посмотреть пьесу Шекспира в Лондоне. Но теперь в ней появилась темнокожая девушка, и всё испорчено!».
mattsmithreddit
Пользователь Reddit
«Расисты в Интернете настолько ненавидят цветных женщин, что теперь будут заранее нападать на них, прежде чем они успеют получить роль в фильме. Кстати, вы даже не целевая аудитория „Рапунцель“».
Eyebronx
Пользователь Reddit
«Кто сказал, что Рапунцель блондинка? Её фишка — длинные, сильные волосы. И ещё она сидит взаперти, и ей не дают встречаться с мужчинами. Для меня это звучит определённо по-индийски».
Ok-Fox1262
Пользователь Reddit
«Да я всё своё детство ждала, когда диснеевскую принцессу сыграет южная азиатка! Но, чур, я первая».
silvertongue16
Пользователь Reddit
Почему пора перестать возмущаться расовым разнообразием
Искусство не имеет границ и постоянно развивается
Любое искусство, в том числе кино и театр, — это живая система. Она находится в постоянной трансформации. На протяжении истории одни направления в искусстве сменяли другие. И у каждого — от классицизма до модернизма и постмодернизма — были свои правила.
Вряд ли Денис Фонвизин, написавший самую классицистскую из всех классицистских пьес «Недоросль», мог представить, что спустя двести лет станет популярной постмодернистская литература. И что в ней не будет никакой объективной истины, переплетутся миллион разных сюжетов, а действие будет происходить в разных временных отрезках. Однако сегодня это никого не удивляет — в искусстве, к счастью, нет навсегда обозначенных правил.
Творец же волен делать с произведением что угодно — да, это пресловутое «Я художник, я так вижу». Автор вправе интерпретировать первоисточник по-своему, адаптировать его под современность, вносить новые смыслы. Так работает искусство. Шекспировская пьеса «Ромео и Джульетта» — едва ли не чемпион по количеству интерпретаций. В той или иной вариации её ставили десятки раз. В одной из версий — «Вестсайдской истории» (и в мюзикле, и в киноадаптациях 1961 и 2021 годов) — Джульеттой была латиноамериканская актриса. По задумке влюблённые герои принадлежали к разным молодёжным бандам — белых и пуэрториканцев. Идея состояла в том, чтобы показать: расовая нетерпимость и угнетение мигрантов до добра не доводят. И хотя авторы не во всём следовали букве Шекспира, история имела невероятный успех.
А ещё искусство очень зависит от конкретного периода, режима власти и общественных установок. В Древней Греции женщины были весьма ограничены в правах и потому не играли на сцене. То же самое происходило в Елизаветинскую эпоху. Профессия актрисы не соответствовала образу примерной скромной жены и матери — именно такой в те времена полагалось быть женщине. Но прошли годы, движение за женские права крепло, и в нашем поле зрения появились женщины-актрисы. И вполне логично, что в какой-то момент в кино и на театральных сценах начали играть люди с разным цветом кожи.
В прошлом кино и так было очень «белым»
Появлению цветных людей на экране предшествовала долгая история угнетения.
Кино изобрели белые люди и вначале показывали в нём белых героев — по крайней мере, если речь шла о главных персонажах. В современной культуре этот феномен называют вайтвошингом (от английского whitewashing). В узком смысле так обозначают практику, в которой в популярных проектах играют исключительно белые актёры. В широком — «вымывание» целого культурного и исторического пласта, связанного с какой-то этнической группой.
Цветные герои в основном изображались второстепенными и отрицательными — как в знаменитой эпической картине Дэвида Гриффита «Рождение нации» (1915). Фильм, вошедший в историю Голливуда, показывал темнокожих героев насильниками, выставлял их глупыми и примитивными людьми. В то же время белые герои, ультраправые консерваторы из Ку-клукс-клана, выглядели благородными спасителями. Похожий нарратив был в одном из первых классических вестернов — «Дилижансе» Джона Форда (1939). Индейцев племени апачи изображали «дикими», агрессивными и жестокими — в то время как в действительности апачи всего лишь защищали свою землю от вторжения белых.
В сущности, кино «стирало» истории реальных цветных людей, ни слова не говоря о страданиях, которые выпали на их долю, — ни о столетиях рабства, ни о геноциде коренного населения США. Кстати, «стирание» часто было буквальным. В «Рождении нации», например, темнокожих персонажей играли белые актёры с блэкфейсом — тоже глубоко расистская практика.
Блэкфейс оставался актуальным и годы спустя: в широко известной экранизации «Отелло» (1965) с Лоренсом Оливье актёр был загримирован под своего темнокожего персонажа. В не менее известном фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976) Владимир Высоцкий исполнил роль Ибрагима Ганнибала — и тоже носил блэкфейс. А в легендарном «Завтраке у Тиффани» белый актёр Микки Руни сыграл японца.
Если небелый человек и играл положительного героя, то чаще второстепенного. Обычно это был смешной слуга или преданный хозяину всей душой помощник. В культовых «Унесённых ветром» (1939) встречается и то и другое. Баттерфлай МакКуин сыграла здесь неловкую чудаковатую юную служанку Скарлетт Присси. А с ролью Мамушки в кино вошёл образ верной наперсницы и помощницы белой главной героини. У неё нет полноценной сюжетной линии, а в истории она нужна, только чтобы служить хозяйке. Интересно, что сыгравшая Мамушку Хэтти МакДэниел стала первой темнокожей актрисой, получившей «Оскар». На церемонии ей пришлось сидеть отдельно от белых коллег, и даже в отель, где проходило вручение наград, МакДэниел пустили в виде исключения. Следующий раз темнокожая актриса получила «Оскар» только через полвека — это была Вупи Голдберг за роль в «Привидении».
Кино оставалось «белым» несколько десятилетий. В «золотую» эпоху Голливуда на экранах блистали белые актёры и актрисы. Цветные артисты в главных ролях начали появляться в 70-е, но обычно не в суперпопулярных фильмах, сделанных большими студиями. Лишь в конце 80-х — начале 90-х зрители наконец увидели мейнстримовое кино, где центральных персонажей играли небелые люди. Тогда вышли «Поездка в Америку» (1988) с Эдди Мёрфи, «Побег из Шоушенка» (1994) с Морганом Фрименом, «Люди в чёрном» (1997) с Уиллом Смитом, «Ураган» (1999) с Дензелом Вашингтоном. В то же время темнокожих женщин на большом экране было поменьше: в 1992-м Вупи Голдберг снялась в «Привидении» и популярной комедии «Действуй, сестра!», а Уитни Хьюстон — в мелодраме «Телохранитель». Будущие звёзды Куин Латифа, Холли Берри и Виола Дэвис ещё не получили своих прорывных ролей.
Людям с небелой кожей тоже нужна репрезентация
Недавно в разговоре в компании я поделилась, что найти актрису узбекского происхождения для съёмок нашего нового фильма оказалось непросто. Мне ответили что-то в духе: «Возьмите на эту роль темнокожую женщину с инвалидностью, чтобы порадовать меньшинства». Такие «шутки» я слышу с завидной регулярностью. Но — какой сюрприз — видеть на экране похожих на себя хотят не только белые люди, которые передвигаются без коляски. Это вроде бы очевидно, но почему-то ускользает от внимания критиков.
Если твоё существование замалчивают, поневоле начинаешь сомневаться: а можешь ли ты чувствовать себя полноценным, нужным, красивым, любимым. Поэтому так важно делать новых «Русалочек» — наперекор возмущению, что Ариэль сыграла Холли Бейли. Или ставить новую театральную версию «Гарри Поттера» — под крики: «Гермиона должна быть белой!» Или вводить в «Бриджертонов» темнокожих актёров — независимо от того, были ли у королевы Шарлотты действительно афроамериканские корни.
В прошлом году в интернете вирусилось видео, где дети реагируют на «Русалочку» 2023 года и восхищаются: «Вот это да, она выглядит прямо как я!». С первых секунд за тех, кто считает расовую инклюзивность надуманной проблемой, становится как-то неловко. Потому что это базовая потребность — расти с ощущением, что, если ты и отличаешься от большинства, с тобой точно всё в порядке и ты можешь быть героем собственной сказки. Инклюзивность эту потребность закрывает.
Автор: Саша Подольникова