Ашока был величайшим правителем Индии. Ему было бы легче покорить весь мир, чем Александру Великому. Он был намного богаче, его армии были намного больше, он имел более развитую военную технику. И он готовился завоевать весь мир, но ему хватило первой победы. Он завоевал область, которая сейчас является штатом Орисса. В те дни она называлась Калинга.
Люди, жившие на этой земле, были готовы умереть, но не покориться завоевателю, поэтому он должен был уничтожить миллионы людей. Таким образом, битва продолжалась бы до тех пор, пока во всей стране не осталось бы ни одного живого человека, и Ашока праздновал бы победу над миллионами трупов. Ашока содрогнулся, видя, как миллионы людей гибнут от рук его воинов. Он понял, что эти люди не сдадутся: либо свобода, либо смерть — для них нет иного выбора. Они не согласятся быть рабами. Когда он полностью уверился в этом, он задумался — прямо на поле боя, среди миллионов трупов: «Ради чего всё это? Что я выиграю? Я перебью всех этих храбрых людей и стану властителем в стране мёртвых… Я буду раскаиваться всю свою жизнь, из-за того, что отнял столько жизней. И не простых людей, а людей необычайной отваги, которые поставили окончательный ультиматум: «Мы будем жить свободными — или умрём свободными. Мы не согласимся на рабство. Ты можешь быть великим царём, ты можешь иметь огромную власть, но у нас есть хотя бы свобода умереть — и ты не сможешь отнять ее у нас».
Эта страна была очень бедной. Она не шла ни в какое сравнение с огромной империей Ашоки. Империя Ашоки была самой огромной из всех, которые когда-либо были в Индии. Она включала в себя Афганистан, который теперь является отдельной страной, Пакистан, который тоже является отдельной страной, Непал, Бутан, Сикким, Ладакх… Индия не была такой огромной империей ни до, ни после Ашоки. Только эта маленькая страна под названием Калинга оставалась независимой, и её население было очень бедным. У них не было армии, не было военной техники — только бесстрашие, такое необыкновенное бесстрашие, что они предъявили королю ультиматум: «Мы будем жить свободными — или умрём свободными. У нас нет другого выбора».
Ашока в конце концов задался вопросом: как эти люди могли веками оставаться свободными, не имея армии, у них было одно только бесстрашие, гордость и достоинство? Это был неразрешимый вопрос для великого императора, который мог перебить их без всяких усилий. Он уже уничтожил половину жителей страны. Но внезапно в его сознании произошёл переворот: он понял, как это глупо: «Ты уничтожаешь прекрасный, гордый народ, и ты можешь уничтожить их всех, потому что у тебя большая армия, у тебя много оружия; у тебя лучшие кони, но у тебя нет людей лучше, чем те, которых ты уничтожаешь. Твои люди — это просто слуги, которые сражаются только потому, что им за это платят. Эти люди сражаются, не имея оружия, не имея коней — только потому, что они любят свободу. Убивать этих людей — варварство, так можно уничтожить прекрасный народ».
Он повернул назад. Его генералы спросили его:
— В чем же дело? Мы вот-вот выиграем войну.
Ашока ответил:
— Это не победа, это просто убийство. А я не убийца. Если я не могу завоевать их живыми, то я не хочу их завоёвывать. Я не хочу остаться в истории как «победитель мёртвых». Забудьте об этом.
И вся эта война стала для Ашоки таким кошмаром, что в тот момент, когда он добрался до своего дворца, с ним произошла трансформация: он отказался от своего царства. Он сказал:
— Зачем мне это царство? С меня достаточно! Я больше не хочу никого завоёвывать, не хочу, чтобы меня кто-то завоёвывал.
Ашока стал учеником Гаутамы Будды. Гаутама Будда умер за двести лет до того, но его ученики были живы, его просветлённые ученики все ещё жили на земле. Это было третье или четвёртое поколение, но ещё были люди, которые обладали тем же даром, той же магической притягательностью. Ашока стал учеником, отрёкся от мира, стал нищим в своём собственном королевстве, каждый день прося милостыню в своей собственной столице.