Когда мы счастливы, мы улыбаемся. Но работает ли это наоборот? Можно ли улучшить настроение, приподняв уголки губ? Психологи давно изучают влияние выражения лица на эмоции. Эта идея называется гипотезой мимической обратной связи. Исследователи Стэнфордского университета проверили концепцию и пришли к парадоксальным выводам.
В новой статье, опубликованной в журнале Nature Human Behavior, международная группа исследователей во главе с ученым из Стэнфордского университета Николасом Коулзом рассказала, как натянутая улыбка влияет на настроение. Коулз — содиректор Stanford Big Team Science Lab и директор Psychological Science Accelerator. Он исследует эмоции и кросс-культурную психологию.
По словам Коулза, эффекта от наигранной улыбки, конечно, недостаточно, чтобы преодолеть депрессию, но исследование дает полезную информацию о том, что такое эмоции и откуда они берутся.
«Мы так часто испытываем эмоции, что забываем удивляться тому, насколько невероятна эта способность. Но без эмоций нет ни боли, ни удовольствия, ни страдания, ни радости, ни трагедии, ни славы», — рассуждает ученый.
Психологи до сих пор не уверены в происхождении эмоций. Одна из теорий состоит в том, что сознательное переживание эмоций основано на ощущениях в теле, — например, учащенное сердцебиение может вызывать чувство, которые мы называем страхом. Гипотеза мимической обратной связи часто приводилась в качестве доказательства этого подхода, но некоторые эксперименты поставили ее под сомнение.
Когда Коулз провел мета-анализ предыдущих исследований на эту тему в 2019 году, результаты указывали на наличие некоторых доказательств, подтверждающих гипотезу мимической обратной связи. Он собрал команду исследователей, в которой были и те, кто поддерживал эту концепцию, и скептики. Вместе они разработали методологию исследования, которая удовлетворила всех.
В исследовании участвовали почти 4 тыс. человек из 19 стран. Добровольцев разделили на три группы: первая во время экспериментов держала во рту ручку, не касаясь ее губами, вторая — имитировала улыбку голливудских актеров, третья — пыталась двигать уголки губ к ушам и приподнимать щеки.
В каждой группе половина испытуемых выполняли задание, глядя на веселые изображения щенков, котят, цветов и салютов, а другая половина смотрела на пустой экран. Чтобы скрыть цель исследования, ученые попросили участников выполнить физические упражнения и решить математические задачи. После каждого задания добровольцы оценивали, насколько они счастливы.
Исследователи проанализировали данные 3878 участников из 19 стран и обнаружили заметный скачок счастья у тех, кто имитировал улыбки актеров или «натягивал» улыбку. При этом не было зафиксировано сильных изменений настроения у испытуемых, державших во рту ручку.
«Мы не уверены, почему так получилось. Приступая к исследованию, мы предположили, что все три техники создают правильную конфигурацию мышц для выражения счастья, — сказал Коулз. — Но мы нашли некоторые доказательства того, что ручка во рту может не создавать выражение лица, похожее на улыбку». Дело в сжатии зубов, которое придает лицу напряженный вид.
Результаты двух других групп служат убедительным аргументом в пользу того, что человеческие эмоции каким-то образом связаны с движениями мышц или другими физическими ощущениями, утверждают ученые.
«Натянутая улыбка может сделать людей счастливыми, а нахмуренные брови — сердитыми. Таким образом сознательное переживание эмоций должно хотя бы частично основываться на телесных ощущениях, — резюмирует Коулз. — Теперь мы ближе, чем когда-либо, к пониманию фундаментальной части человеческого состояния — эмоций».