Ребёнок приходит в этот мир абсолютным сгустком энергии. Окружающие ещё не успели проникнуть в него. Его человеческая машина представляет собой один лишь двигатель, к которому авторитетные механики в ближайшие годы приладят коробку передач и трансмиссию, поставят диски и, облицевав каркас модным кузовом, спустят с социального конвейера.
Его лучшая, эмотивная часть, ответственная за игру, спонтанность и непосредственность, уступит место двум другим, обрекая его на вечные противоречия и внутренний торг.
Семена социума — Родитель и Взрослый, взрастят в нем новое нечто, называемое Личностью. Какова будет его судьба, после того как Родитель не только освоится в президентской ложе, но со временем сойдёт за кулисы и станет основным режиссером театра его жизни?
С каждым годом для него всё более отчетливым станет понимание того факта, что детские качества бывшие его лучшими проявлениями — не поощряются значимыми людьми. И тогда он заменит роль Ребёнка играющего, на роль Ребёнка приспосабливающегося. Того, кто живёт не ради игры и творчества, а ради того, чтобы порадовать внутреннего Родителя.
Боясь отвержения, он постарается действовать в предложенных рамках – посещать аккуратную работу, аккуратно складывать одежду, аккуратно есть и аккуратно трахаться. Постепенно, но очень уверенно, радость жизни, сопровождавшая его с самых ранних лет, заменит собой аккуратную уверенность в будущем дне.
Очень скоро он начнёт считать проявление детских качеств – непозволительным для себя, а творческие люди будут лишь вызывать раздражение.
Став привычно уютной, аккуратная дорога жизни, переведя его через черту сорокалетия, начнёт спускаться в тёмную лощину старости. Начнётся физическая и психическая инволюция, которая будет выражена в перепадах настроения, брюзжании, недовольстве окружающими и замутнённом восприятии мира. Фактически, с каждым годом его сознание будет затухать, приводя к самому распространённому заболеванию большинства старых маразматиков — атеросклерозу сосудов головного мозга. Ведь то, что не задействовано, неизбежно отмирает.
Сможет ли он восстановить контакт со своим внутренним Ребенком, как это сделал Карл Юнг?
Находясь в затянувшейся депрессии, Юнг решил предоставить полную свободу своим бессознательным импульсам. А затем вспомнил свои детские ощущения от игры в кубики, построения замков и домиков из бутылок. И наконец, после длительного внутреннего сопротивления сам стал играть: выстроил из камней несколько домиков и замок — маленькую деревню. И так он начинал играть всякий раз, когда перед ним возникало жизненное затруднение. К. Юнг писал, что все ценное, что он сделал в тот период, было благодаря его работе с камнем.
Внутренний ребенок присутствует у каждого, но лишь единицы позволяют себе услышать его зов и начать жить более активной и творческой жизнью. Фактически это единственный способ сделать ее более долгой и качественной. У представителей творческого труда не наблюдается спада умственной активности до самого преклонного возраста. Вся система их интеллекта характеризуется устойчивостью к старению и длительной сохранностью. И это не случайно, поскольку их деятельность требует максимальных умственных затрат, включенности всех систем интеллекта и личности.
«Старик не исчерпал мира, — пишет К. Кастанеда, — он исчерпал только то, что делают люди. В своем глупом замешательстве он верит, что мир не имеет больше загадок для него. Вот ужасная цена, которую приходится платить за наши щиты».
Дмитрий Печкин