Заметили, что в последнее время мы стали больше уставать от общения с окружающими? Даже разговоры с самыми близкими могут быстро утомлять. Почему так происходит, связано ли это с пандемией и в порядке ли мы?
Впоследнее время на повседневное общение у нас уходит больше сил, чем раньше. Причем происходит это с людьми разного возраста — и двадцатилетними, и разменявшими пятый десяток. Об этом говорят многочисленные посты в соцсетях, отклики коллег и знакомых. С чем это связано?
Отвечая на каждый такой запрос по отдельности, можно выйти на разговор об индивидуальных особенностях человека. Можно найти причины, почему конкретно ему больше не хочется, как раньше, вести бодрую переписку в вотсапе или регулярно созваниваться с подругой. У всех свои стрессовые факторы: работа, учеба, конфликт с близким или вовсе возрастной кризис.
Однако если собрать отдельные запросы в единую картину, то выявляется определенная тенденция.
Мы стали быстрее и сильнее уставать от общения
Но почему именно сейчас? Какие причины, помимо личных, могут влиять на нас на всех? И стоит ли по этому поводу беспокоиться? Разобраться в этом помогает психотерапевт Анна Резникова:
«В последнее время среди запросов, с которыми приходят клиенты в терапию, все чаще встречается такой: „Кажется, у меня развивается социофобия — с недавнего времени я теряю желание общаться с людьми“. Для многих это действительно страшно, потому что все мы существа социальные, и мало кто из нас в действительности является социофобом. Я всегда задаю вопрос: „Что же, на ваш взгляд, могло послужить причиной?“ В ответ почти все пожимают плечами и обычно говорят о том, что все хорошо: никто ни с кем не ссорился, просто сильная усталость, а тут еще общение, которое будто бы забирает последние силы».
ВЫГОРАНИЕ В КОММУНИКАЦИИ
«Кажусь всем невежливой, но меня перестало хватать на ответы в мессенджерах. Созваниваться тем более напряжно, но проще разок настроиться и проговорить 10 минут, чем постоянно переключаться на переписку в течение дня. Раньше это было легко, между делом», — Елена, 45 лет
«Ощущение, что послековидная усталость распространилась и на сферу общения. Потому что я вроде бы и хочу общаться, но как только начинаю, так „батарейка“ сразу на ноль падает. Я будто вагоны разгружаю, а не человека слушаю», — Сабина, 28 лет
Действительно, как бы странно это ни звучало, многие из нас будто выгорели в сфере коммуникации. Хочется только тишины, покоя и одиночества. Кто-то грешит на «удаленку» («одичали» мы дома), кто-то — на переизбыток информации.
Причин действительно много, и все они сильно зависят от самого человека, но одна общая все же есть, считает психолог. «Реалии современной жизни таковы, что нам приходится постоянно общаться с соседями, коллегами, друзьями, близкими. Перефразируя одного из моих клиентов, можно сказать, что мы постоянно находимся в «коммуникационной банке», из которой нельзя выбраться, потому что крышка закрыта плотно.
И вроде бы такое было всегда, но мы как будто заметили и максимально громко об этом стали говорить только сейчас. И, наверное, спасибо за это можно сказать в том числе и пандемии. Ведь до того как мы, благодаря ковиду, оказались самыми активными участниками многочисленных перемен, нам только ленивый не рассказывал о том, как важен нетворкинг, как плохо быть интровертом, и о том, что без общения не стать успешным.
Это все действительно так во многих профессиях. Да и в целом общительных людей воспринимают как более дружелюбных, открытых и полезных. Правда, как всегда, есть одно «но».
Даже самый общительный человек имеет право устать от этого общения
Особенно когда к нему прибавляются тревоги за жизнь и здоровье (свое и близких), многочисленные новости о пандемии, сложности с разграничением работы и домашней жизни из-за «удаленки». Что уж говорить про тех, кому большое количество общения в принципе не свойственно и кому приходилось делать над собой усилие, чтобы соответствовать всему выше заявленному!»
ВНЕШНИЕ СОБЫТИЯ И ПОТОК НОВОСТЕЙ
«Я в какой-то момент поняла, что перестаю читать и даже смотреть новости и сериалы — не могу. Думала, слишком много работаю. Но при том же загрузе на удаленке, когда нет постоянного мелкого общения, мне легче. Я не одиночка, всегда любила встречи, разговоры по душам. Сейчас тоже люблю — но с самыми близкими и недолго. Потом устаю», — Ольга, 41 год
«Мы в принципе постоянно устаем, и это абсолютно нормально, — говорит Анна Резникова. — К стандартной и привычной всем моральной и физической усталости, связанной с работой, добавляется усталость от всего того, что происходит вокруг нас. Пандемия, переживания за здоровье и благополучие, многочисленные постковидные симптомы — это и многое другое отнимает наш ресурс, заставляет отказываться от общения. А теперь и политические, экономические события, которые добавляют еще больше тревог…
Добавьте большое количество новостей (чаще всего абсолютно бесполезных, но добавляющих нам эмоциональной напряженности) — и складывается ощущение, что мы под всем этим начинаем тонуть. В результате долгого психоэмоционального напряжения, которое приводит к истощению нервной системы, человек становится безразличным. Ресурсов на общение нет. И хочется только одного — поскорее надеть на себя спасательный жилет в виде тишины и одиночества».
МИКРОКОНТАКТЫ
И если с показателями усталости все понятно, то по поводу соцсетей и микроконтактов у многих возникают вопросы и удивление: почему же они так сильно влияют на наше нежелание общаться с людьми?
«Моя работа во многом состоит из переписки в чатах, по электронной почте, в фейсбуке — порой за один час доводится пообщаться с 10-15 людьми в 3-4 разных мессенджерах, — пишет Сергей, главный редактор информационного портала. — Этот процесс настолько плотный и непредсказуемый, что я даже иногда специально начинаю работать на час-другой раньше всех коллег, чтобы с утра успеть сделать что-то, требующее погружения.
Такой темп коммуникации приводит к тому, что ощущение времени теряется
Вот ты ответил на первое сообщение в Телеграме, вот тебя спросили о чем-то еще — и три рабочих часа позади. Проходит день, ты устаешь, мозг перегружен, а если задать себе вопрос: «Что я сделал сегодня?» — то на него далеко не всегда получается найти конкретный ответ. Поэтому я стараюсь, словно барон Мюнхгаузен, запланировать один подвиг на каждое утро, до начала волны коммуникации. Закрыть какую-то большую задачу или реализовать какую-то идею.
Проблема таких микрокоммуникаций еще и в том, что каждая из них почти всегда требует принятия каких-то микрорешений. А мозгу все равно, «микро-» или «макрорешение» он принимает: ресурса тратится одинаково. В результате вечером бывает и так, что простой выбор, что бы поесть на ужин, оказывается слишком сложным».
Количество сообщений, которые мы получаем ежедневно, исчисляется сотнями, комментирует Анна Резникова. Сюда можно отнести многочисленные рабочие, личные, школьные, «мамские», семейные и еще бог знает какие чаты, постоянные переписки с коллегами и партнерами в различных мессенджерах, соцсетях, рабочей и личной электронной почте… Все это требует наших оперативных решений. Это настолько плотный и вязкий процесс, что в итоге возникает стойкое ощущение, что хотя мы и получаем неимоверное количество информации, наша результативность остается почти на нуле.
СОЦСЕТИ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ ШУМ
То же самое касается и соцсетей. Фейсбук, Телеграм, ВК, Одноклассники, Инстаграм… С одной стороны, это прекрасно: мы всегда в курсе всего, что сейчас происходит не только в мире, но и у соседа. Однако с другой — то количество информации, которое мы получаем ежеминутно, просто открывая страницу в социальной сети, заставляет нас захлебываться. Не зря среди самых популярных выражений в последние годы термин «информационный шум» особенно выделяется.
Информационный шум — это неотфильтрованный поток ненужной информации, с которой мы сталкиваемся каждый день. Мы не можем анализировать все, что воспринимаем, и вроде бы даже привыкаем к такой жизни, но этот инфопоток забирает у нас силы и вместе с тем почти ничего важного нам не приносит.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
- Понять, что с вами все так, и дать себе время отдохнуть. Попробуйте объяснить вашим близким и друзьям, что вы устали и вам нужно немного побыть наедине с собой, восстановиться.
- Проанализируйте свой день, посмотрите, на что у вас уходит больше всего сил и что сейчас можно уменьшить или вообще убрать из вашей жизни. Например, сократить время, проведенное в соцсетях не по работе, временно удалить или хотя бы игнорировать те чаты и группы, которые сейчас не особо актуальны, сократить долгие разговоры с коллегами ни о чем за чашкой кофе.
- Попробуйте расставить приоритеты в делах и работе и делать то, что действительно важно в данный момент.
- Выделите для себя время, которое вы будете проводить наедине с собой без телефона, телевизора, радио, газет и людей. В этот период вы можете делать, что хотите: лежать, играть с питомцем, читать книгу, гулять, заниматься спортом, вышивать крестиком… Самое главное — помнить о том, что это время — только для вас и вашего восстановления.
- Спите не 4-5 часов, а 8-10 часов в сутки, возьмите паузу от всех и всего, съездите в отпуск, выберитесь на природу или просто на улицу наедине с собой. Делайте все, что поможет вам восстановиться.
- Без зазрения совести говорите «нет» тем, от кого вы устаете больше всего. Возможно, это коллега или родители в школьном чате вашего ребенка, которые в очередной раз хотят что-то купить.
- Просите о помощи, делегируйте то, что можно, — максимально разгружайте себя.
- И самое главное: помните, что усталость от общения с людьми — это вполне нормальное состояние, которое может испытывать каждый из нас.
Автор: Анна Резникова, психолог-консультант, детский психолог