В Москве прошел семинар основателя процессуально-ориентированной психологии, исследователя околосмертных состояний Арнольда Минделла. Форум был посвящен его новой книге «Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме: осознавание пути согласно учениям Дона Хуана, Ричарда Феймана и Лао-цзы». Одна из основных тем, разрабатываемых Арни и Эми Минделл в последние годы, — это связь человека с Землей.
– Вы много путешествуете. Какие места на планете вы можете выделить?
— На Земле всегда были сакральные места, но для меня всякое место целительно. Земля говорит: «Имей терпение, все, что произойдет, — произойдет само собой». И даже в камере смертников можно ощутить ту энергию, которая исходит из Земли. Я это знаю, потому что я работал в этих местах и с этими людьми.
— Не место красит человека, а человек место?
— Я бы даже сформулировал это так: Земля помогает встроиться в место. Я вижу всю планету в целом как место силы.
— Что нужно делать, чтобы избежать проблем, болезней, неправильных поступков?
— В поисках ответа на этот вопрос я обратился к книгам по восточной философии и медицине, йоге, акупунктуре и буддизму… Я решил внимательно наблюдать за телесными реакциями и фиксировать их. И обнаружил связь между сновидениями и телесными симптомами.
— Для одних сон — приятные грезы, для других — ночные кошмары. Почему одним такое удовольствие, а другие так наказаны?
— То, что ты видишь во сне, зависит от количества увиденного и осознанного до того, как ты пошел спать. Человек может даже предугадать, что ему может присниться. Например, перед сном я принял душ и заострил свой взор на воде, которая бурлила и уходила сквозь отверстие. И мне снится Вселенная, которая движется по тому же принципу, что и вода в ванне. И я понял, что в каком-то смысле в этом космосе свободен.
— Что вы скажете о пророческих снах?
— Все сны сбываются. Не просто сбываются, а тут же сбываются. В симптоматике тела, в сигналах тела. Язык тела и язык сновидений подобны друг другу. Сон о воде тоже сбылся сразу. Я начал чувствовать себя свободным. Каждый сон сбывается в симптоматике и сигналах тела. Иногда мне даже не нужно узнавать содержание сна. Например, ребенку-астматику снились одни и те же сны, в котором сталкиваются машинки. Когда я начал с ним работать, я еще не знал, что ему снится. Процесс взаимодействия начался с того, что ребенок в меня плюнул, потом я в него плюнул, он меня толкнул, и я его толкнул, так мы стали боксировать, толкаться. Вот так выражался астматический припадок. Он пытался показать свою силу, которая была заблокирована в легких. Так что все наши сны выражаются через наше тело. Подавление чувств у этого мальчика выражалось в его снах. Люди подавляют не только агрессию, злобу, но даже любовь. Хроническое подавление этих чувств перерастает в болезненный процесс, ищущий реализации. Запертые эмоции могут обидеться, разозлиться.
— Какие законы, по-вашему, помогли бы людям?
— Во-первых, детей в обязательном порядке нужно научить играть и работать со снами. Во-вторых, в первом классе следует обучить детей, как управлять конфликтами на детской площадке. В-третьих, наблюдайте, что происходит. И других законов вам не понадобится.
Из истории вопроса
Кирилл Боголюбов, сертифицированный специалист процессуальной работы:
— Доктор Арнольд Минделл и его коллеги начиная с 1970-х годов разрабатывают процессуально-ориентированную психологию. По первому образованию Минделл физик, затем он обучался и работал в Институте Юнга в Швейцарии. Юнгианский анализ, как и классический психоанализ Фрейда, работает при помощи слова. При этом важнейшее место уделяется сновидениям. Минделл обнаружил, что те же процессы, которые имеют место в сновидениях, выражаются в телесных проявлениях, например в болезненных симптомах, особенностях движения. Далеко не всегда процесс клиента состоит в том, чтобы говорить или представлять образы. Очень важно обратить его внимание на ощущения тела, а часто необходимо двигаться вместе с ним. Но и движением, как в танцевально-двигательной терапии, ограничиваться не следует. Необходимо внимательное наблюдение за тем, что именно происходит с клиентом в данный момент. И здесь процессуальная психология прибегает к понятию дао — универсального закона изменения. В самой проблеме содержится ее решение: необходимо только помочь раскрыться таинственному процессу, совершающемуся в нераздельном единстве души/тела, получившем у Минделла название тела сновидения (по-английски dreambody — в этом языке сон и мечта обозначаются одним словом — dream). Осознание своих собственных телесных ощущений, фантазий, двигательных тенденций — это также важнейший инструмент работы процессуального терапевта, что роднит его с шаманом.
Автор: Изабелла Джавоева