Всем нам известна сила слова. Оно помогает нам обмениваться необходимой информацией. Но едва ли мы можем точно объяснить, как слово возникает, облекается в знаковую оболочку, порождает большие и связные тексты. Каким образом людям удается выражать свои мысли с помощью слов? Попытку приблизиться к пониманию этого процесса совершил известный психолог и нейролингвист А. Р. Лурия в своей книге «Основные проблемы нейролингвистики».
Для чего написана книга?
Нейролингвистика – весьма интересная и непростая область научных изысканий с богатой историей. Люди во все времена пытались понять, как рождается язык, что происходит с организмом, когда он слышит, думает, говорит на определенном языке. Автор книги А. Р. Лурия пытается решить эту задачу, используя в качестве инструментария метод нейропсихологического анализа речевой коммуникации.
В «Предисловии» ученый сообщает о полной готовности разделить с читателем плоды своей многолетней работы: «Книга дает итог исследований автора и его сотрудников, посвященных… изучению тех изменений, которые возникают в процессе порождения (кодирования) речевого высказывания и в процессе понимания (декодирования) речевого высказывания при локальных поражениях мозга» [1].
Книга состоит из 3 частей, каждая из которых подробно исследует определенный аспект анализа процесса возникновения и понимания речи: речевую коммуникацию, речевое сообщение, понимание речевого сообщения. Первый элемент этой цепочки (речевая коммуникация) также рассмотрен с учетом этапов осуществления, психологических факторов, влияющих на коммуникативные процессы.
Далее автор подробно анализирует природу речевого сообщения в аспекте изучения сбоев в работе синтагматического и парадигматического механизмов рождения речевого сообщения. Понимание речевого сообщения дается поэтапно: от анализа восприятия лексических элементов, синтаксических структур до сложно организованного синтаксического единства (текста).
Кодирование и декодирование – основа речевой коммуникации
Внимание автора сосредоточено на изучении разнообразных участков коры головного мозга в момент речевой коммуникации. Основными действующими механизмами при этом он считает процессы кодирования и декодирования. Как и всякая сложноорганизованная система, мозговые зоны могут работать некорректно. Нарушения процессов кодирования и декодирования служат сигналом о поражении отдельных зон мозга.
Сложность процессов кодирования и декодирования информации подтверждается результатами проведенных ранее научных наблюдений. Кроме того, в работе подробно описывается трехсложное строение каждого из этих явлений. Все авторские рассуждения и выводы, сделанные в ходе научного исследования, сопровождаются иллюстрирующими примерами из практики ученого.
С точки зрения А. Р. Лурии, процедура кодирования производится по следующему установленному алгоритму:
- Возникновение замысла автора о высказывании.
- Выбор формы высказывания, соответствующей речевой ситуации.
- Непосредственно формирование высказывания с помощью лексического и синтаксического инструментария, доступного автору.
- Сообщение реципиенту готового высказывания.
Декодирование же, напротив, направлено на расшифровку звуковой информации. Оно также осуществляется в три основных этапа:
- Выделение слов и присущих им смыслов.
- Анализ доступного реципиенту синтаксического инструментария для понимания смысла и выбор необходимых конструкций для расшифровки сообщения.
- Выделение смысла полученного речевого высказывания.
Рождение речи – где это происходит?
Изучение накопившихся проблем привело к обоснованному выводу о важной роли синхронно работающих участков коры головного мозга. По мысли автора, нарушения процессов кодирования и декодирования информации связаны с «поломками» определенных зон мозговой коры. Выводы проиллюстрированы примерами и подтверждают значимость метода нейролингвистического анализа для понимания природы речевых высказываний.
Обладая богатейшим опытом работы с пациентами военных госпиталей, страдавшими речевыми нарушениями в результате черепно-мозговых травм, Лурия сформулировал свою теорию языковых зон. Согласно его предположениям, за языковые умения человека отвечают две доли левого полушария. С их работой связана синтагматика (поэтапное членение крупной языковой единицы на более примитивные звенья).
Данное членение возможно благодаря особому строению мозговых долей: чем ближе находится участок, тем выше уровень языковых возможностей, которые позволяет реализовать эта зона. Также в результате проведенных исследований был предложен термин «динамическая афазия». К этому понятию было предложено отнести случаи, когда человек не может создать связный текст из разрозненных речевых отрезков.
Суммируя результаты отдельных глав
В рецензируемой книге излагается свежий исследовательский подход к изучению зависимости речевого процесса от человеческого сознания. Используя данные, накопленные нейропсихологией, о разнообразных проявлениях сбоев в понимании информации, переданной в виде речевого высказывания, автор доказывает зависимость этих явлений от определенных поражений мозга.
Изложенное автором понимание структуры и функций речи позволяет объединить языкознание и нейропсихологию в новую отрасль — нейролингвистику. Особую значимость работе придает исследование афазий сквозь призму нейролингвистического метода. Данная книга будет интересна педагогам, психологам, логопедам, дефектологам, филологам – всем тем, кто неравнодушен к изучению языковых проблем.
Неугасающую популярность данной научной работы можно объяснить ее доступным стилем и богатым арсеналом фактов, подтверждающих правоту ученого. А также любовью тех читателей, которые могли бы присоединиться к позиции известного английского философа Томаса Карлейля, писавшего: «Речь — удел человека; молчание — удел Бога; но и зверя, и смерти… А потому мы должны постигнуть оба искусства» [2].
Автор: Чеснокова Кристина Александровна, филолог, преподаватель кафедры журналистики и филологии Жетысуского государственного университета имени И. Жансугурова