Путь развития нашей личности — от зависимости к свободе

Рождаемся мы личностью или становимся? И когда можно сказать, что наше «Я» уже полностью сложилось? На этот счет есть множество теорий, и у каждой свой ответ. Но основной вектор — от слияния и зависимости к освобождению. Вспоминая пройденный путь, мы можем увидеть, что обрели и чего нам не хватает.

Мы способны меняться всю жизнь. Найти точку, в которой развитие личности начинается или завершается, невозможно: рождение «Я» может произойти и в 3 года, и в 60 лет, а развитие может остановиться на этапе средней школы.

«Критерий зрелой личности, на котором сходится большинство специалистов, — это способность осознанно принимать ту или иную систему ценностей и делать нравственный выбор, — замечает психолог Екатерина Патяева. — Но развитие идет и по другим линиям: мы постепенно обретаем самостоятельность, учимся анализировать поступки, собственные и чужие, учимся уважать себя и других, вступать в диалог, то есть не просто высказывать мнение, но и слышать оппонента, учимся разрешать конфликты».

Психолог рассказывает об этапах развития личности и иллюстрирует их персонажами литературы и истории. Узнаете ли вы себя в ком-то из них?

1. ПРОСТОЕ «Я»

Примерно до двух с половиной лет мы охотно слушались взрослого и делали все, что нам говорили. Ближе к трем годам появилось «я сам!», «я хочу!» — это был первый возрастной кризис. Простое «Я» может усложняться по мере взросления, но… не обязательно: развитие может замереть на этой стадии. Если так, у нас есть желания, и мы стремимся их удовлетворить. Но нет «надо» и нет никаких ценностей. Внутренний мир прост и непротиворечив.

Культурные ассоциации: некоторые персонажи народных сказок, универсальный потребитель из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», Анфим Барыба из повести Евгения Замятина «Уездное».

2. СОВЕСТЛИВОЕ «Я»

Мы растем, и примерно к 5–7 годам возникает понимание, что такое хорошо, а что такое плохо, появляются первые ценности и соподчинение мотивов: «Я хочу есть сладкое, но знаю, что до обеда нельзя». Незаслуженно получая желаемое, мы переживаем (эффект «горькой конфеты»). Этот шаг психолог Алексей Николаевич Леонтьев называл «первым рождением личности».

В это время у нас появляется голос совести — но это усвоенный извне голос общества, родителей и других значимых людей.(Фрейд называл это рождением «Сверх-Я».) Мы некритично принимаем идеи и установки, которые предлагают авторитетные фигуры.

Культурные ассоциации: гомеровская Греция. Ахилл, разгневанный на Агамемнона, может прислушаться к голосу разума и усмирить себя.

3. ОСОЗНАННОЕ «Я»

Мы вступаем в подростковый возраст. Основное достижение на этом этапе — занимать собственную позицию и обосновывать ее: «Я понимаю важность вашего выбора, но стою на своем и поступаю именно так». Если мы воспитаны в определенной системе координат (скажем, атеистической или христианской), на этом этапе понимаем, что есть разные системы ценностей, и делаем собственный выбор.

Еще на блоге:   Ваш малыш вырастет полиглотом, если будете соблюдать эти простые правила

Такая способность — один из критериев психологической, личностной взрослости. А.Н. Леонтьев называл это «вторым рождением личности». В это время бунтующий против родителей и их ценностей подросток опирается не только на свое «Я», но и на свою группу с ее ценностями, то есть делает выбор между двумя системами ценностей, хотя и не всегда осознанный.

Культурные ассоциации: древнегреческая трагедия, где в основе сюжета лежит нравственный выбор, например «Антигона», — выбор не между желанием и ценностью, а между двумя ценностями. Жизнь и взгляды Сократа, Августина.

4. РОМАНТИЧЕСКОЕ «Я»

Мы снова выбираем систему ценностей, высшей из которых часто становится свое «Я». Романтик склонен отказываться от авторитета, от фигуры Бога. Он мог бы сказать: «Бог мне не указ. Я лучше знаю свою ситуацию и основываюсь на собственном решении, исходя из себя и своих идеалов. Я сам себе закон», — но в этой позиции таится некий произвол.

На этой стадии мы не способны учитывать интересы тех, кто рядом, не оставляем им права иметь свое мнение. В истории это модель «героя и толпы». Однако герою необходимо достаточно сильное «Я», на которое он может опираться, противостоя окружающим.

Культурные ассоциации: Байрон, мистер Рочестер из романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».

5. АВТОНОМНОЕ «Я»

Ступень, до которой добираются лишь немногие. Здесь мы выстраиваем собственные основания жизни и делаем свой выбор без оглядки на какой бы то ни было авторитет. Как говорил Декарт, «даже Бог не предшествует мне». Здесь у нас есть свобода, но есть и ответственность перед самим собой: мы в ответе даже за Бога, которого выбираем.

Автономное «Я» — это позиция уважения ко всем системам ценностей и уважения к другому человеку с его особыми взглядами. По словам философа Мераба Мамардашвили, «дьявол играет нами, если мы не мыслим точно». Автономное «Я» включает в себя это стремление мыслить точно.

Культурные ассоциации: Йозеф Кнехт в «Игре в бисер» Гессе, Зенон Лигр в «Философском камне» Маргерит Юрсенар, Дэниэл Мартин в одноименном романе Дж. Фаулза. Рене Декарт, Мераб Мамардашвили.

ДАТЬ РЕБЕНКУ ОПОРУ В ЖИЗНИ

Жить в согласии с мечтами и планами и вместе с тем — прийти к ощутимым результатам, оставить видимый след… Как вырастить детей счастливыми людьми с сильным «Я»? Возрастной психолог Галия Нигметжанова размышляет о том, каким должно быть родительство.

Еще на блоге:   Такова природа: действительно ли нежелание работать заложено в нас

Основа основ — это принятие. Каждому важно быть принятым в этом мире. С ошибками, проступками, особенностями.

  • «Что бы ни случилось, ты есть для меня, я есть для тебя» — такой посыл взрослого становится основным ресурсом для сильного «Я» ребенка, которое позволит шаг за шагом продвигаться в мире, познавать и исследовать.
  • Следующая ступень — пробуждение в ребенке собственных мотивов действовать. Трудно убедить его пойти на тренировку, участвовать в олимпиаде, выполнять домашние задания, пока ему самому это не нужно. Если мы ведем ребенка стальной рукой к заданным нами целям, это лишь тормозит становление его «Я»: ребенок может надолго застрять в чувстве вины или в обязанности следовать воле родителей. Либо расходовать все силы на борьбу с давлением извне. Мы, взрослые, можем лишь заразить своей увлеченностью, быть моделью, давать импульс.
  • И договариваться. Договариваться. Выстраивать тонкую систему помощи и веры в то, что он сможет самостоятельно справляться с трудностями. Отзываться на то, что пробуждается в ребенке.

Наш объективный взгляд спасает ребенка от потери себя, позволяет сохранить целостность

  • Выход в мир не бывает гладким. Встреча с трудностями и препятствиями приносит ребенку разочарование и сомнение в своих силах, порой боль, злость, обиду.
  • Тут задача взрослого — понимать и принимать эти сложные чувства без обесценивания и игнорирования. Помогать распознать их и уравновесить другой точкой зрения. Замечать даже небольшие продвижения и давать справедливую обратную связь. Особенно когда ребенок сталкивается с невозможностью осуществить задуманное. Может быть, время не пришло, или мечта иллюзорна, или силы переоценены и для начала стоит упростить задачу?
  • Наш объективный взгляд спасает ребенка от потери себя, позволяет сохранить целостность. Переживания силы своего «Я» могут прийти и при выполнении задачи небольшого масштаба. Но этого не происходит, если сами взрослые нацелены на выполнение грандиозных задач, задают планку высоких достижений. Безусловное принятие, чуткость и отзывчивость, способность интегрировать разные по знаку чувства и эмоции — все это может предложить ребенку зрелая личность: взрослый не по возрасту, а по внутреннему складу. Такой родитель и есть главная опора в становлении сильного «Я» ребенка.

Авторы:

Екатерина Патяева — старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Галия Нигметжанова — детский, возрастной, семейный психолог, автор (вместе со Светланой Кривцовой) книги «Искусство понимать ребенка» (Clever, 2018).

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий