«Где я был, пока не родился?» «А куда мы пойдем, когда умрем?» «Бог добрый или злой?» Отвечая на метафизические вопросы своего ребенка, мы усмиряем его тревоги и помогаем в поисках смысла своей жизни.
Основные идеи
- Знание защищает. Представление об устройстве мира дает ребенку чувство большей безопасности.
- Искренность помогает. Честный разговор о том, что дают родителям их воззрения, поможет формированию его личности.
- Толерантность воспитывается. Зная, что взгляды бывают разными, дети вырастут более терпимыми.
Мы живем в светском обществе, где религия уже не играет той главенствующей роли, которую она играла в жизни наших предков. Современный человек не слишком часто размышляет о божественном, считая вопросы веры скорее частным делом каждого или попросту не придавая им особого значения. И поэтому нередко мы оказываемся не готовы к разговору на эту тему с нашими детьми. «В прошлом году, увидев по телевизору рождественскую службу, дочка потребовала, чтобы ее отвели в храм, — рассказывает Олег, отец семилетней Ксюши. — Она начала бегать, аукать, как в лесу, заглядывать во все углы. Потом Ксюша сказала, что искала Бога. Я попытался как мог объяснить ей, что его нельзя увидеть глазами, но, боюсь, она меня так и не поняла».
Сталкиваясь с подобными трудностями, многие из нас не касаются этой непростой темы в разговорах с ребенком в надежде, что с возрастом тот сам во всем разберется. Однако, обходя молчанием вопросы веры и устройства мироздания, мы лишаем наших детей возможности приобрести культурный и духовный опыт. «В том, что касается религиозного воспитания, родителям необходимо снабдить ребенка знаниями, которые подготовят его к восприятию нашего мира и привлекут внимание к разнообразию людских мнений и верований, — утверждает французский психоаналитик Малек Шебель (Malek Chebel). — Только так он сможет познакомиться с разными взглядами на мир, нормами морали и поведения. Это пригодится ему в будущем, ведь всегда полезно взглянуть на подобные вещи по-новому, открыто и непредвзято».
Знание и защита
Понимание культурных основ различных религий важно для гармоничного и целостного формирования человеческой личности. «Будь вы атеистом, агностиком, православным, иудеем или мусульманином, детей обязательно следует знакомить с религиозным наследием, ведь оно относится к базовым знаниям, накопленным человечеством за всю его многовековую историю, — полагает искусствовед Алексей Жуков. — Памятники архитектуры и праздники, отмеченные в календаре, музыка и литература, изобразительное искусство и история — пространство, окружающее современных детей, буквально пропитано религиозными символами. Не давая ребенку ключей к их пониманию, мы обрекаем его не только на эстетическую глухоту, но и на неадекватное восприятие того мира, в котором ему предстоит жить».
Однако необходимость освоить общие для всех людей культурные коды — не единственное основание для того, чтобы познакомить своего ребенка с религиозным видением мира и поведать ему о Боге. «Ребенок остро чувствует неизвестность будущего, неохватность Вселенной и собственную беззащитность перед ее могущественными силами. Именно поэтому мистические идеи очень близки детям, — считает гештальттерапевт Мария Андреева. — Они отвечают их внутренней потребности почувствовать себя под опекой мудрой и надежной силы. И, даже если сами вы не заведете с сыном или дочерью разговора о „потустороннем“, они будут фантазировать о нем, мечтать или бояться».
Подобный интерес не означает, что ребенку не хватает родительской защиты в повседневной жизни (хотя и это возможно), — скорее всего, он просто начинает осознавать, что в мире существуют силы, не подвластные даже его отцу или матери, и пытается заручиться еще более надежным покровительством. «Возможно, пятилетний малыш не сможет запомнить всех деталей, — продолжает Мария Андреева, — но саму идею существования Бога воспринять для него проще, чем кажется взрослым, — она базируется на понятной ему сейчас потребности в безопасности — одной из главных, присущих любому живому существу. Беседуя с детьми на подобные темы, мы позволяем им почувствовать себя более уверенно и надежно».
Если родители — верующие
Когда ребенок растет в религиозной семье, это не значит, что вопросы, связанные с верой, решатся для него автоматически.
«Говорите с детьми о Боге в традициях вашего вероисповедания, объясняйте им смысл ритуалов, соблюдения которых вы от них ожидаете, — советует Катерина Хмельницкая. — Механическое повторение молитв и обрядов подавляет в ребенке творческое начало, живой интерес к жизни и препятствует его взрослению». Воспитывая ребенка в религиозном ключе, родителям стоит соблюдать известную осторожность. Мария Андреева предостерегает: «Очень легко превратить Бога в подобие „милиционера“, которым пугают детей некоторые родители. Чтобы этого избежать, не забывайте подчеркивать всепрощающий характер Создателя, его любовь к людям и безграничное терпение. Обратите внимание детей на то, что многие вещи приходится делать самостоятельно и что в конечном итоге их жизненный путь зависит только от них самих».
Высказать свое мнение
Основные причины, не дающие родителям говорить с детьми о вере откровенно, — это нежелание навязывать им свои убеждения и сомнения, а порой и банальный недостаток знаний.
«У нас в семье о Боге практически не упоминали, — рассказывает 38-летняя Зоя. — Я сама не могу назвать себя безоговорочной атеисткой, но и никакой определенной веры тоже не придерживаюсь. А кроме того, мне просто не хватает образования в этой сфере. Поэтому, когда мой сын заговаривает со мной на „божественные“ темы, я уклоняюсь от ответов или пытаюсь подсунуть ему какую-нибудь хорошую детскую книжку». Конечно, в разговоре о таких важных вещах, как вера, неуместны категоричность и нетерпимость. Однако и скрывать собственное мнение (или его отсутствие) — далеко не лучший выход, тем более что ребенок все равно ощутит фальшь. «Дети понимают гораздо больше, чем мы говорим словами, — утверждает Мария Андреева. — Как бы мы ни старались сохранить беспристрастность, они все равно почувствуют нашу неуверенность и ту степень свободы, которую мы готовы им предоставить в сфере духовного поиска».
Утаивая от детей собственный взгляд на вопросы веры, родители могут не только снизить их чувство защищенности и внутреннего комфорта, но также и создать препятствие развитию личности ребенка. «Негативно сказаться на ребенке может только принуждение верить или не верить во что-нибудь, но не открытый разговор о ваших взглядах, — говорит семейный психотерапевт Катерина Хмельницкая. — Расскажите ему о том, во что верите вы сами, и объясните, что дает вам эта вера в жизни (ведь и атеизм не является безверием, но верой в то, что Бога не существует). Если вы не знаете ответа на заданный вопрос, честно признайтесь в этом и предложите почитать и подумать об этом вместе — вы не только удовлетворите потребность детей в стабильной картине мира, но и укрепите близость и доверие с ребенком».
Осознание собственной — через родителей и семью — принадлежности к конкретной системе взглядов накладывает на детей определенные ограничения, однако в этом нет ничего страшного. «Ограничивая себя в тех или иных областях (например, в употреблении в пищу некоторых продуктов), взамен ребенок получает ощущение причастности не только к своим родным, но и к огромному сообществу людей, разделяющих те же убеждения, — полагает Мария Андреева. — Родители непременно должны объяснить ребенку, что не существует „плохих“ и „хороших“ религий и что выбор конкретной конфессии или осознанный отказ от религии определяется взглядами самого человека и традициями его семьи, а не недостатками других точек зрения».
Этапы осознания
«Начиная разговор на метафизические темы, стоит учитывать уникальные особенности восприятия, присущие каждому возрасту», — советует гештальттерапевт Мария Андреева.
- 4—5 лет Ребенок очень отзывчив и чувствителен к мистическим идеям. Он легко понимает и принимает саму мысль о существовании Бога, потому что она базируется на понятной для него потребности в безопасности. Интерес ребенка к религиозной теме носит предметный характер: он хочет понять, кто такой Бог и что факт существования Бога означает для него лично.
- 5—7 лет Его волнуют более сложные вопросы: «Куда я попаду, когда умру?», «Что такое душа?» и т. д. Дети способны уже не просто поверить в существование неосязаемых и незримых абстракций, но и непосредственно их вообразить.
- 7—11 лет Он может понять смысловое и этическое содержание обрядов и религиозных норм. А главное — отличить их от социальных императивов: ребенок начинает осознавать, чем заповедь «не убий» отличается от маминого «драться нехорошо».
- 12—15 лет Его познавательные способности развиваются до уровня взрослого. Подросток начинает в полной мере осознавать то духовное содержание, которое составляет суть любой религии.
Борис Фаликов
Верный тон, нужный момент
Говоря со своим ребенком о вере, стоит учитывать и специфические особенности детского восприятия. «Прежде всего, разговор должен идти на понятном ему языке, — советует Мария Андреева. — Все религиозные представления абстрактны, их можно представить, но нельзя потрогать. Именно поэтому очень важно, чтобы наши объяснения опирались на слова и опыт обыденной жизни, например: «Создатель заботится о нас, он грустит и смеется вместе с нами». Важная задача — выбрать точную интонацию и удачное время для беседы. «Главное, чтобы ваш разговор с ребенком был доверительным и происходил, что называется, по обоюдному вдохновению, — считает Катерина Хмельницкая. — Если вы собрались поделиться с сыном или дочкой своими соображениями на эту деликатную тему, а он(а) в эту минуту хочет играть или смотреть мультики, разговор вряд ли получится. Если ребенок сам задаст „наводящий“ вопрос, воспользуйтесь им как поводом для дальнейшей беседы. Важно не отказывать детям, если они сами просят поговорить о том, что их волнует, — например, о том, все ли мы умрем и куда отправимся после смерти. Если вас застали врасплох, честно скажите: сейчас я не могу с тобой обсудить этот вопрос, но мы обязательно вернемся к нему. И не откладывайте разговор в долгий ящик!»
Некоторым свойственно говорить о религии с чувством, другие предпочтут интонацию отстраненную, и в любом случае нас будет волновать, что же ребенок вынес из нашей беседы. «Не стоит искусственно создавать атмосферу таинственности, говорить с пафосом или, наоборот, стараться обойтись безличными предложениями — ребенок сразу почувствует вашу неуверенность или неловкость, — советует Катерина Хмельницкая. — Будьте собой, говорите с ребенком как с равным. Что же касается вопросов на „усвоение материала“, то попробуйте спросить: „Что ты думаешь по этому поводу?“ Если место, время и тон были выбраны правильно, вы увидите: ребенок сам, своими словами скажет вам больше, чем вы успели рассказать ему».
Учесть культурный контекст
«У нас одна бабушка — католичка, дед — мусульманин, моя жена — пятидесятница, а сам я убежденный атеист, — рассказывает 42-летний Георгий, отец близнецов Ани и Сережи. — Мы решили, что лучший способ дать детям представление о религии — читать им мифы разных народов. Ребята слушают истории о Моисее или о подвигах Рамы с тем же удовольствием, что и сказку о Снежной Королеве. Думаю, они сумеют сориентироваться в сфере религии и составить собственное мнение». В семье, члены которой не принадлежат к единой конфессии или не очень компетентны в вопросах веры, проще всего познакомить ребенка с основами религиозного восприятия мира через памятники культуры.
Поход в музей, прогулка или совместный просмотр телепередачи могут стать отправной точкой для разговора об устройстве мира. По мере взросления дети сумеют переосмыслить полученную информацию в новом ключе и на ее основе сформировать собственное отношение к религиозным взглядам. Об этом же говорит и известная буддийская притча: «Помнишь, — спрашивает один монах другого, — в дни нашей юности покойный настоятель читал свои проповеди так тихо, что мы не могли их расслышать? Так вот, я только сейчас сумел разобрать его шепот».
Аргументы
Что и как говорить? Этот вопрос мы задали представителям ведущих конфессий.
Отец Георгий Кочетков, православный священник «Когда сын или дочь спрашивают вас о Боге, не стоит пускаться в богословские рассуждения. Я советую своей пастве вести разговор в таком ключе: „Бог — это тот, кто всегда, при всех обстоятельствах нас любит, и поэтому мы тоже хотим его любить. Да, увидеть его нельзя, но и ветер не увидишь, его можно только почувствовать. Попробуй дунуть — и ты ощутишь, как шевелится воздух. Так и божественный дух: ты его не видишь, но чувствуешь“. У ребенка появятся новые непростые вопросы. Например, почему у других народов боги другие? Мне кажется, тут важно подчеркнуть, что Бог — один, но постигать его люди могут по-разному. Наивные детские вопросы и вам помогут лучше осознать свою веру. Так что польза от таких бесед будет и детям, и родителям».
Его Святейшество далай-лама XIV «Маленькому ребенку нужно время, чтобы вырасти и превратиться во взрослого человека. Это не может произойти в одночасье. Подобным образом нужно время и для трансформации сознания. Когда речь заходит о духовной практике, мы не можем мгновенно привить человеку те или иные позитивные качества и моментально трансформировать его сознание. На это нужно время. Очень важно хорошенько поразмыслить, прежде чем отнести себя к той или иной духовной традиции. Но если уж вы сделали выбор, то нужно придерживаться его в будущем. Не стоит превращаться в человека, который то и дело пробует блюда в различных ресторанах, но так и не может решить, где ему поужинать. Будьте внимательны в выборе религиозной практики, но затем следуйте ей всем сердцем и постарайтесь передать это отношение к вере своим детям».
Католический теолог Алексей Юдин, член Папского совета по делам мирян «Предлагаю начать этот важный разговор с емкого и глубокого образа: „У тебя есть отец, отец твоего отца — твой дедушка, а Бог — это наш всеобщий отец. И он равно любит всех своих земных детей. Даже если они шалят. Но ведь ты не станешь шалить, если не хочешь огорчить того, кто тебя любит?“ Такой зачин вполне подходит и для детей из нерелигиозных семей. Отец для ребенка — самое могущественное существо, одновременно любящее и требовательное. Образ Бога — отца всех живых не навязывает веру, а дает повод для размышления. Выводы ребенок будет делать сам. Я советую родителям прочитать книгу Михаила Дымова „Дети пишут Богу“ (см. „Об этом“). Второклассник Игорь пишет: „На земле столько бед и страданий, чтобы людям не жалко было умирать?“ Подумайте над этим вопросом, и, может быть, вы сумеете поддержать „богословский разговор“ с ребенком на должном уровне, но без академической сухости».
Имам Шамиль Аляутдинов, проповедник Московской мемориальной мечети на Поклонной горе «Вера в Бога дает ребенку, да и каждому человеку, так необходимую ему уверенность в том, что его любят, поддержат и в нужный момент протянут руку помощи — лишь прояви немного терпения и старания. Именно об этом родителям и нужно говорить в первую очередь. Но также необходимо обращать внимание наших детей на то, что вера дает почувствовать ответственность, которая лежит на нас в этой жизни. Если не напоминать взрослеющему ребенку, что каждый в этом мире ответствен перед своей семьей, перед обществом и, наконец, перед Богом, то он может встать на путь нежелания взрослеть. Родители постараются вместе с детьми развеять сомнения, обосновать логически свою точку зрения и тем самым сделают отношения со своими чадами еще более близкими, а заодно передадут им мощный заряд оптимизма, заложенный в религиозном взгляде на мир. Ведь, как говорил пророк Мухаммад, «верующий при любых обстоятельствах считает свое положение наилучшим: как бы тяжело ему ни было, он благодарит Господа».
Автор: Наталия Ким, журналист