Иной взгляд на природу эмоций — врожденные реакции или приобретенные конструкты?

Страх, гнев, печаль, счастье, отвращение — мы привыкли считать, что появляемся на свет с врожденным набором эмоций, которые отражают наши реакции на мир. Но в своей книге «Как рождаются эмоции» профессор психологии Лиза Фельдман Барретт предлагает иную модель, согласно которой эмоции не отражают мир, а фактически создают его для нас. Рассказываем коротко, в чем заключается идея Баррет и на чем она основывается.


Классическая модель эмоций выглядит примерно так: вы появляетесь на свет с врожденным набором эмоций — это счастье, грусть, злость и страх. Вы испытываете эти эмоции, когда получаете стимул. Стимул запускает цепь реакций в мозге, что, в свою очередь, вызывает телесную реакцию, которая заставляет вас поступать определенным образом.

В общем, эмоции случаются с вами.

«Это совсем не так», — говорит Лиза Фельдман Барретт, профессор психологии Северо-Восточного университета. В своей последней книге «Как рождаются эмоции» Барретт объединяет результаты исследований в области неврологии, биологии и антропологии, чтобы вывести принципиально новую теорию эмоций.

Барретт считает, что эмоции не отражают для нас мир, а фактически создают его для нас. Это происходит благодаря интероцепции — тому, как мы оцениваем состояние нашего организма (Интерорецепция (лат. interior внутренний + receptio принятие, прием),— процесс возникновения, проведения, восприятия и переработки в центральной нервной системе информации, возникающей в результате возбуждения рецепторов внутренних органов — интероцепторов).

Еще на блоге:   Величайший хирург. Притча в изложении ОШО

Интероцепция отслеживает внутренние процессы организма и отправляет о них данные в мозг, куда они поступают в виде четырех элементарных сигналов: удовлетворение, неудовлетворение, возбуждение и спокойствие. Эмоции, утверждает Барретт, формируются из попытки мозга разобраться в этих необработанных данных: он принимает необработанные данные и фильтрует их через наш прошлый опыт — через уже изученные вещи.

Согласно этой концепции, эмоции не отражают внешние события объективно. В одном из эпизодов подкаста Invisibilia NPR Брретт отметила:

«Для каждой категории эмоций, которые мы обсуждаем в США и которые, по нашему мнению, являются биологически базовыми и универсальными, есть по крайней мере одна культура в мире, в которой на самом деле нет такой же концепции эмоций и в рамках которой люди просто не испытывают подобных эмоций».

Как она говорит, эту же концепцию можно применить к зрению. Она отмечает случаи, когда люди с врожденной слепотой из-за повреждения роговицы оставались слепыми в течение некоторого времени после трансплантации.

«Они не видят в течение нескольких дней, а иногда и недель или даже лет. Они не могут видеть, потому что у них нет об этом представления. Их мозг не имеет прошлого зрительного опыта, чтобы обработать визуальные стимулы, которые они получают.

…Если взглянуть на это с классической точки зрения, нет никаких преград для того, чтобы они смогли начать видеть, но они не могут».

Ключевой вывод теории Барретт: мы можем лучше контролировать эмоции и нести ответственность за них, чем считалось раньше.

Еще на блоге:   Мужчины готовы помогать женщинам выжить, но не процветать

Согласно теории, у нас появляется возможность основательно изменять наш эмоциональный опыт, когда мы принимаем знания или отказываемся от них.

Тем не менее у теории есть недостатки.

Если Барретт права, то что общество должно сказать тем, кто страдает от постстрессового расстройства? Найти позитивный опыт? Барретт отвечает на это:

«Я вижу риски того, о чем я говорю. Но наука есть наука. И мы должны привлечь внимание людей к тому, что она говорит, чтобы в текущем общественном и культурном контексте люди могли обсуждать возможные последствия открытий. Знаете, я думаю, что очень опасно относиться к вещам, как к объективным, если они таковыми не являются».

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий