Кажется, в XXI веке человечество находится на пике продуктивности, образованности и технологической подкованности, поэтому неудивительно, что исследования показывают рост глобального IQ. Но здесь же возникает ряд вопросов. Например, что мы понимаем под интеллектом? Какой сегодня становится ведущим — вербальный, эмоциональный, логический, межличностный и др.? Что нам дает усиление абстрактного мышления и что мы теряем по мере того, как оно начинает все больше влиять на наше восприятие мира? Разбираемся с обозревателем Big Think Филипом Перри.
Понаблюдайте за поведением людей в длинной очереди супермаркета или за водителями, которые застряли в пробке. Вы быстро разочаруетесь во всем человечестве и его коллективном IQ. Реалити-шоу и веб-сайты, такие как «Люди в супермаркете Walmart», лишь подтверждают эту мысль. Во многих популярных и андеграундных песнях можно услышать подобную фразу «Только глупые люди размножаются». По-видимому, это относится ко многим из нас.
Сегодня люди лучше разбираются в технологиях, чем раньше. Никогда прежде мы не были более продуктивными, образованными и технологически подкованными. Мой учитель в средней школе однажды сказал, что во времена, когда Эйнштейн разрабатывал теорию относительности, лишь малое количество людей во всем мире были грамотны настолько, чтобы понять ее. Спустя всего одно поколение, уже каждый человек проходил данную теорию в средней школе и полностью понимал ее. Как минимум уяснил в той мере, чтобы пройти тест.
Мы получаем противоречивую информацию из разных источников и сложно однозначно ответить на вопрос, становится ли человечество коллективно более умным или нет, если не брать в расчет конкретного индивидуума с его дальновидностью ума и личным опытом. Попробуем узнать, что же говорят нам исследования. Что здесь на самом деле происходит? Как это часто бывает, когда пытаешься понять проблему глубже, становится все сложнее разобраться в ней.
Во-первых, существует спор даже по поводу самого термина «интеллект». Гарвардский психолог Говард Гарднер предлагает ввести концепцию «множественного интеллекта». Данный термин уже несколько лет является ключевым в образовательной сфере и включает в себя следующие подтипы: вербальный, логико-математический, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, музыкальный, межличностный (затрагивающий отношения между людьми), внутриличностный (понимание собственных чувств, мыслей и убеждений), натуралистический (понимание внешнего мира) и экзистенциальный интеллект (понимание более глубоких вопросов жизни).
Традиционно словарный запас служил показателем интеллекта. Тем более была доказана его взаимосвязь с уровнем IQ. Но словарный запас американцев стремительно сокращался с момента своего пика в 1940-х годах, по результатам исследования 2006 года. Спорный момент в том, что тесты на словарный запас обычно несут в себе культурный уклон.
Если вы рассматриваете IQ как наиболее важный показатель, обратите внимание, он планомерно растет во всем мире. Но существует интересная тенденция — IQ растет в развивающихся странах, в то время как в развитых этот рост может замедляться. В 2015 году в исследовании Лондонского Королевского колледжа, опубликованном в журнале Intelligence, психологи хотели узнать, в какой форме находится мировой IQ. Исследование заняло более 60 лет. В общей сложности собрали оценки IQ 200 000 человек из 48 разных стран. Исследователи обнаружили, что глобальный IQ вырос на 20 пунктов с 1950 года.
Наибольшие успехи были в Индии и Китае. Во всех развивающихся странах в целом наблюдался рост благодаря улучшению систем образования и здравоохранения. То, что мы видим, известно, как эффект Флинна, названный в честь политолога Джеймса Флинна. В 1982 году он предсказал, что улучшение жизненных условий позитивно скажется на росте коллективного IQ людей. Ряд проведенных исследований подтверждает эффект Флинна. На основе анализа, проведенного Лондонским Королевским колледжем, специалисты сделали вывод, что IQ рос быстрыми темпами в развивающихся странах, а в это время в США и других развитых странах темпы замедлились. Можно утверждать, что развивающиеся страны когда-нибудь сократят разрыв по IQ показателям.
Еще одна причина заключается в том, что человеческий мозг продолжает эволюционировать в сторону все более абстрактного мышления.
Флинн опирается на результаты исследования, в котором опрашивали русских сельских жителей (Людей, чей образ жизни, по мнению авторов исследования, больше похож на образ жизни наших предков. Им говорили: «Все медведи белые там, где всегда есть снег. На Новой Земле всегда есть снег. Какого цвета там медведи?». Большинство из опрашиваемых ответили, что, поскольку никогда не были там, они не знают, или что они видели только черных медведей — то есть не стали завершать логический силлогизм.
Другой пример: если бы вы спросили кого-то в 19 веке, что общего у кролика и собаки, люди вряд ли бы указали, что они оба млекопитающие или теплокровные. Вместо этого ответили бы что-то подобное: оба они пушистые или используются людьми. Эти случаи показывают, что раньше люди больше опирались на свой опыт в реальном мире, а не на абстрактные, логические или «научные» рассуждения. Флинн сказал, что подобное изменение в наших сегодняшних способностях иллюстрирует «не что иное, как высвобождение человеческого ума».
Флинн пишет:
«Научное мировоззрение с его лексикой, систематизацией и разделением логического и гипотетического от конкретных сравнений начало проникать в умы постиндустриальных людей. Это проложило путь к массовому образованию на университетском уровне и появлению интеллектуальных кадров, без которых наша нынешняя цивилизация была бы немыслима».
Достигнем ли мы когда-нибудь максимума в том, что могут постичь люди? Видоизменят ли наш ментальный ландшафт перемены окружающей среды? А как насчет тех монументальных изменений, которые принесет следующая промышленная революция с внедрением роботов и искусственного интеллекта? Ответ на все эти вопросы никто не знает.
Пожилые люди часто жалуются, что молодежи не хватает «здравого смысла». Знаете же, если где-то прибыло, значит где-то убыло — принцип работает в природе и в жизни. Возможно, по мере того как мышление становится все более абстрактным, мы склонны терять практические аспекты наших способностей. По мере того как каждое поколение становится все более непохожим на предыдущее, их обновленные навыки помогают изменять мир более головокружительными, изощренными и восхитительными способами.
Статья впервые была опубликована на английском языке под названием «Are Humans Getting Smarter or Less Intelligent?» в журнале «BIGTHINK» 3 июня 2017 г.