Спортсмен, спасший 20 человек из затонувшего троллейбуса
Шаварш Карапетян – советский спортсмен, 17-кратный чемпион мира по подводному плаванию и 11-кратный мировой рекордсмен, – тот самый человек, который более 40 лет назад спас из-под воды двадцать обреченных на смерть людей.
Такие люди существуют. Их называют героями.
Однажды, более сорока лет назад, один советский спортсмен навсегда оставил занятия спортом. Казалось бы, ничем не примечательная история, таких в спортивном мире – тысячи. Но это – лишь на первый взгляд. Потому что речь идет об 11-кратном рекордсмене мира, 17-кратном чемпионе мира, 13-кратном чемпионе Европы, 7-кратном чемпионе СССР. Спортсменов с таким «послужным списком» во всей истории спортивных состязаний можно перечесть по пальцам.
В тот день, 16 сентября 1976 года, в Ереване сорвался в воду троллейбус, проезжавший по дамбе (у водителя произошел инфаркт). Девяносто два пассажира оказались заживо погребены на десятиметровой глубине. Все они были обречены на неминуемую гибель, если бы не одно обстоятельство: именно в это время вдоль озера совершал 20-километровую тренировочную пробежку с братом многократный чемпион и рекордсмен мира по подводному плаванию Шаварш Карапетян. Шаварш не знал, сколько там людей. Он не знал, что троллейбус был переполнен. Они с братом просто побежали к месту падения, раздеваясь на ходу. На раздумья не было времени. Брат должен был принимать, Шаварш – доставать.
Вода была холодная. Может, даже ледяная, и при этом мутная от стоков и поднявшегося со дна ила. Глубина даже для тренированного человека, даже для пловца без специального снаряжения, – немыслимая, под десять метров. Шаварш понимал, что в его распоряжении минут 15, не больше.
Троллейбус затонул не у берега, а чуть поодаль. Карапетян нырнул, нащупал скобы, выбил ногами заднее стекло, вытащил первую пострадавшую и передал брату. Ноги у него были уже посечены стеклом, все в крови и осколках, дыхание нужно было восстановить, рефлекс сработал, он пошел вниз снова. Так было не меньше тридцати раз. Может быть, сорок, хотя это невозможно. Или кажется невозможным.
Впоследствии эксперты признают: никто на свете просто физически не смог бы сделать того, что сделал тогда Шаварш. Более двадцати минут в ледяной воде. Двадцать спасенных жизней. На самом деле он вытащил из троллейбуса больше людей, но не всех удалось спасти.
Потом, на вопрос – что же было тогда самым страшным? – Шаварш ответил: «Я точно знал, что, несмотря на всю мою подготовку, меня хватит лишь на определенное количество погружений. Там на дне видимость была нулевая, поэтому я на ощупь хватал человека в охапку и плыл с ним наверх. Один раз я вынырнул и увидал, что в руках у меня… кожаная подушка от сиденья. Я смотрел на нее и понимал, что цена моей ошибке – чья-то жизнь. Эта подушка потом не раз снилась мне по ночам».
Последний заход – и Карапетян из последних сил прикрепил к троллейбусу трос крана, протащив его через салон. С момента падения прошло 45 минут. В живых внутри уже никого не было. Спасать надо было самого Шаварша.
Спасали его 45 суток. Такой подвиг стоил ему тяжелейшей двусторонней пневмонии, осложненной общим заражением крови – в озеро сбрасывались городские канализационные стоки. Когда он вышел из больницы, на воду он смотреть не мог — среда, бывшая любимой, стала враждебной. Он все-таки вернулся, стал чемпионом России и Европы, побил еще один мировой рекорд — последний. Легкие, позволявшие ему быть уникальным пловцом, были уже «не те». Он ими пожертвовал, как мог пожертвовать и жизнью. Потому что так было надо.
Он навсегда погубил свой выдающийся талант пловца. Но дар любви к людям он преумножил за эти страшные двадцать минут многократно.
Вот таких людей надо ставить в пример нынешней молодежи! Вот такими детей воспитывать! Вот про такие подвиги рассказывать в школе!
Дело в том , что потенциал тела нам неизвестен, но в таких ситуациях он полностью раскрывается. Очень тронул меня случай! Спасибо!
Таким людям надо ставить памятники при жизни