Большинству из тех, кому приходилось не спать всю ночь, знакомо чувство разбитости и в то же время взвинченности на следующий день. Физически ощущается усталость, но в голове — эйфория и ошалелость, почти опьянение. Американские нейробиологи выяснили, что приводит к такому эффекту.
Хроническая бессонница хорошо изучена, а ее пагубные последствия подробно задокументированы. В то же время кратковременное лишение сна, которое, например, бывает у студентов, когда они готовятся всю ночь к экзамену, исследовано в меньшей степени. Разобраться, что именно происходит в мозге после подобного «всенощного бдения», решила команда нейробиологов из Северо-Западного университета (США).
В работе, результаты которой опубликовал журнал Neuron, ученые провели серию экспериментов с мышами, в которых заставляли их бодрствовать с помощью специальной установки. Она состояла из цилиндрической камеры с небольшой платформой (диаметром три сантиметра) внутри, приподнятой над медленно вращающимся стержнем, который покрывал всю поверхность «пола». Если мышь забиралась на платформу для отдыха и засыпала, она падала с подставки и пробуждалась, задетая вращающимся стержнем.
После 12 часов без сна подопытные стали агрессивнее, у них проявилась гиперактивность и гиперсексуальность по сравнению с контрольными животными, которые спали как обычно. Во время дальнейших исследований выяснилось, что поведение мышей изменилось под влиянием повышенной активности дофаминовых нейронов, входящих в систему вознаграждения мозга.
Схема эксперимента и его результатов / © Mingzheng Wu et al.
Ученые рассмотрели четыре области мозга, ответственные за высвобождение дофамина: префронтальную кору, прилежащее ядро, гипоталамус и дорсальное полосатое тело. Пронаблюдав за выработкой дофамина в них после 12-часового лишения сна, нейробиологи обнаружили, что в процессе участвовали три первые из перечисленных областей. Конкретно антидепрессантный эффект обеспечили дофаминовые нейроны в префронтальной коре.
Большинство поведенческих особенностей после лишения сна, такие как гиперактивность и повышенная сексуальность, у подопытных мышей исчезли спустя несколько часов. Однако антидепрессатный эффект сохранялся несколько дней. Это позволило исследователям предположить, что депривация сна запускает определенный механизм, усиливающий синаптическую пластичность в префронтальной коре.
По мнению ученых, такое действие бессонной ночи могло развиться в ходе эволюции, чтобы помочь животным активизировать организм в случае столкновения с хищниками или другой опасностью. Однако специалисты предупредили, что лишать себя сна ради подобного эффекта не стоит.
«Антидепрессантное действие временное, и все мы знаем, как важен хороший сон. Я бы советовала лучше сходить в спортзал или прогуляться», — заявила профессор Евгения Козоровицкая, одна из соавторов исследования.