Любое упоминание эвтаназии — добровольного прерывания жизни человека, испытывающего физические или психологические страдания — приводит в нашем обществе к ожесточенным философским спорам. Допустима ли эвтаназия в мире, где человеческая жизнь является высшим благом? Гуманно ли позволять человеку мучаться, если мы можем прервать его страдания? Свое мнение по этому поводу высказывает доула смерти — человек, каждый день сталкивающийся со страданиями умирающих.
В Италии произошел первый случай эвтаназии. Ассоциация Луки Косциони, выступающая за проведение легальной эвтаназии, помогла парализованному в течение 12 лет 44-летнему Федерико Карбони получить смертельные препараты.
Конституционный суд страны одобрил проведение эвтаназии в 2019 году, но с условием, что местные органы здравоохранения будут самостоятельно рассматривать и одобрять каждый запрос. Обращавшиеся за разрешением пациенты жалуются, что с тех пор власти так и не выдали ни одного одобрения и умышленно затягивали время.
Карбони получил разрешение на эвтаназию в ноябре 2021 года — он выиграл в двух судебных делах после изначального отказа от органов здравоохранения
Комиссия по этике в окончательном постановлении признала, что состояние итальянца «соответствует требованиям, установленным конституционным судом, включая хроническую и необратимую патологию, вызывающую страдания, которые человек считает невыносимыми».
В настоящее время эвтаназия официально разрешена в Швейцарии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Испании, США, Израиле и Колумбии.
ВИДЫ ЭВТАНАЗИИ
- Пассивная эвтаназия — намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии.
- Активная эвтаназия — введение медиками препаратов, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть.
- Ассистированный суицид — самостоятельный прием препаратов, выданных уполномоченными органами.
«В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ СМЕРТЕЛЬНО БОЛЬНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ХОЧЕТСЯ ИМЕТЬ ВЫБОР»
Саша Уикенден, доула смерти
Право каждого человека на смерть такое же неотъемлемое, как и право на жизнь. В него входят:
- отказ от насильственного кормления в больнице,
- отказ от реанимации,
- право на эвтаназию и ассистиный суицид.рован
Как правило, против эвтаназии выступают люди, которые не сталкивались с длительными мучительными заболеваниями в семейной системе. А те, кто встретился с подобным опытом, часто меняют свое мнение, даже если раньше были категорическими противниками.
В своей практике доулы смерти я неоднократно встречалась со случаями длительных смертельных заболеваний — это огромное испытание и для самого больного, и для его семьи.
Оказавшись в такой ситуации, человеку хочется иметь выбор: продолжить жить или предпочесть смерть. Не факт, что он обязательно выберет эвтаназию, однако возможность выбора крайне важна.
Мне хотелось бы жить в мире, где каждый взрослый вменяемый человек может распоряжаться своей жизнью и смертью
В странах с запрещенной эвтаназией человек, испытывающий невыносимые страдания, все равно может совершить суицид. Более того, даже кто-то из его близких способен уйти из жизни, например если закончились силы ухаживать за ним.
В таком случае суицид будет более травматичным опытом для семейной системы, чем эвтаназия. А чувства больного, который был вынужден искать подручные средства, чтобы покончить со страданиями, сложно даже представить. Скорее всего, там много безысходности, отчаяния, одиночества и стыда из-за стигматизации суицида в нашем обществе.
В Голландии и Швейцарии проводили много исследований по теме реализации права на смерть. По статистике эвтаназия не увеличивает число суицидов, а наоборот, уменьшает. В России мы можем опираться на иностранный опыт и применять его с учетом наших культурных особенностей.
Автор: Саша Уикенден, доула смерти