Метаморфозы тела, страшные истории о домах с покойниками, фантазии на тему космоса: дети всегда задают много вопросов: об устройстве вселенной, жизни на земле и… смерти. Иногда взрослым кажется, что это «странно». Мы стараемся обойти эту тему всеми возможными способами, только чтобы оградить себя от столкновения с ней. Но чем меньше мы знаем о смерти, тем больше боимся ее. «Интересоваться смертью нормально», — считает Кейтлин Даути — владелица похоронного бюро в Лос-Анджелесе. Она собрала вопросы о смерти, которые задают ей дети, и ответила на них в книге «Съест ли меня моя кошка?», дополнив свои профессиональные знания интригующими историями. Публикуем некоторые из этих вопросов с комментариями автора.
Что произошло бы с телом космонавта в космосе?
Как и бескрайние просторы Галактики, судьба тела космонавта — неизведанная территория. Пока что ни один человек не умер в космосе по естественной причине.
Мы не знаем, что будет, если космонавта настигнет внезапный сердечный приступ, или произойдет несчастный случай при выходе в открытый космос, или он подавится лиофилизированным мороженым по пути на Марс.
Но давайте подумаем, что могло бы произойти, если бы смерть наступила в месте без гравитации и атмосферного давления.
Рассмотрим гипотетическую ситуацию. Космонавт — назовем ее Лизой — находится снаружи космической станции и возится с каким-то рутинным ремонтом. Внезапно крохотный метеорит задевает пухлый белый скафандр Лизы и оставляет в нем приличных размеров дыру.
Хотя вы и могли увидеть подобное или прочесть о таком в научной фантастике, глаза Лизы не начнут выпирать из черепа до тех пор, пока ее не разорвет и от тела не останутся лишь брызги крови и ледышки. Ничего настолько драматичного не произойдет.
Но Лизе нужно быстро среагировать, так как она потеряет сознание в течение девяти — одиннадцати секунд после повреждения скафандра. Это необычайно точный промежуток времени. Давайте округлим его до десяти секунд. У нашей героини есть десять секунд, чтобы вернуться в герметичную среду. Но такая внезапная разгерметизация, вероятно, повергнет ее в шок. Смерть настигнет несчастную женщину прежде, чем она осознает происходящее.
Большинство состояний, которые могут убить Лизу, вызывает нехватка воздушного давления в космосе. Человеческое тело привыкло функционировать под давлением атмосферы Земли, которая все время окутывает нас, словно антистрессовое одеяло размером с планету. С момента, как давление исчезнет, газы внутри тела космонавта начнут расширяться, а жидкости — переходить в газообразное состояние. Вода в мышцах Лизы превратится в пар, который будет собираться под кожей, раздувая участки тела и увеличивая их вдвое. Из-за нехватки давления азот в крови Лизы образует пузырьки газа, причинив ей сильнейшую боль, — такую испытывают глубоководные ныряльщики при кессонной болезни. Когда спустя девять — одиннадцать секунд Лиза потеряет сознание, это принесет ей милосердное облегчение. Она продолжит парить и надуваться, даже не подозревая о трансформациях собственного тела.
Как только будет преодолена отметка в полторы минуты, пульс Лизы и ее артериальное давление резко упадут (настолько, что кровь может начать закипать). Огромная разница в давлении внутри и снаружи ее легких приведет к их разрыву и кровотечению. Без немедленной помощи Лиза задохнется, и у нас на руках окажется космический труп.
Помните: это лишь предположение о том, что произойдет. Немногочисленная информация, которой мы обладаем, получена из исследований, проведенных в барокамерах на несчастных людях и не менее несчастных животных.
Продолжают ли волосы и ногти расти после смерти?
Американский телеведущий Джонни Карсон однажды пошутил:
«В течение еще трех дней после смерти волосы и ногти продолжают расти, а телефонные звонки постепенно сходят на нет».
Но как дела обстоят на самом деле? Действительно ли, выкопав тело через тридцать лет после смерти, мы найдем иссохший скелет с сумасшедшей глэм-рок шевелюрой и двухметровыми ногтями?
Жутковатый образ, и мы хотели бы сказать вам, что так и произойдет. Но, увы, это очередной миф о смерти, существующий в поп-культуре с незапамятных времен. В IV в. до н. э. Аристотель писал, что «волосы на самом деле продолжают расти после смерти». Он уточнял, что для продолжения роста они уже должны быть на теле — как, например, борода.
В XX веке уважаемые медицинские журналы все еще печатали истории о том, как «в Вашингтоне тринадцатилетнюю девочку выкопали из могилы с волосами до пят» и «врачи сообщают о волосах, которые прорвались через щели в гробу и торчат по бокам». Идея волос-лиан, вьющихся под землей, конечно, крута, но к действительности отношения не имеет.
Пока вы живы, ваши ногти вырастают примерно на 0,1 мм каждый день. Волосы ежедневно удлиняются чуть меньше чем на 0,5 мм. Однако, чтобы этот рост продолжался, вы должны быть живы. Волосы и ногти растут благодаря тому, что тело производит глюкозу, которая, в свою очередь, участвует в создании новых клеток.
В ногтях новые клетки продвигают вперед старые, таким образом отращивая ногтевую пластину. Это похоже на выдавливание зубной пасты из тюбика. То же самое происходит и с волосами. Новые клетки, возникающие у основания волосяного фолликула, выталкивают старые из кожи лица и головы. Но весь этот глюкозотолкательный процесс останавливается, когда человек умирает. Смерть — это значит никаких новых ногтей и волос.
Почему же тогда кажется, будто волосы и ногти удлиняются? Ответ не имеет никакого отношения к вашим шикарным локонам и связан лишь с кожей — самым большим органом тела. Кожа после смерти, как правило, высыхает. Некогда гладкая и живая, она сморщивается и сжимается. Так съеживается в течение недели спелый персик.
Когда после смерти кожа рук высыхает, ногтевое ложе отодвигается, открывая ноготь еще больше. Ноготь может выглядеть длиннее, но это не потому, что он растет, а потому, что кожа обнажила ту его часть, которая была там и прежде. Тот же принцип работает и с волосами.
Вкратце: волос и ногтей не прибавляется, просто уменьшается количество упругой, живой кожи вокруг них. Двухтысячелетняя загадка разгадана.
Если кто-то продает дом, обязан ли он рассказать покупателям, что там кто-то умер?
Информация, которую продавцы недвижимости должны доводить до покупателей, регулируется законами, и они отличаются в разных странах. Как правило, если кто-то умер «мирной смертью» (то есть не в результате кровавого загула убийцы с топором), продавец не обязан сообщать об этом. То же самое касается случайных смертей (например, от падения с лестницы) и суицида.
В некоторых случаях продавцу могут посоветовать не рассказывать о произошедшей в доме смерти, так как это может привести к ненужной стигматизации недвижимости. Ни один продавец не хочет, чтобы фантазию покупателя захватили сцены чудовищных преступлений, потоки крови, наподобие тех, что хлынули из лифта в «Сиянии», и, знаете ли, привидения.
Люди умирали и умирают во многих домах, и их значительно больше, чем вы можете себе представить. Раньше люди чаще покидали этот мир в окружении родных вещей, а не в больницах или домах престарелых, так что, если вашему дому больше ста лет, его стены наверняка видели смерть.
Если кто-то мирно скончался у себя дома, скорее всего, к нему приходили родственники или работники хосписа. После тело умершего забрали из дома до того, как началось мощное разложение. Это не та смерть, из которой получилась бы история с привидениями.
Совет от профессионала: если вы всем сердцем желаете жить там, где абсолютно точно никто никогда не умирал, то покупайте новый дом. Желательно тот, который строился на ваших глазах.
Смерть — это наука и история, искусство и литература. Она связывает все культуры и объединяет все человечество! И мы способны контролировать некоторые свои страхи, принимая смерть, познавая ее и задавая как можно больше вопросов о ней.