Понятие бессознательного, будучи предметом интереса еще древних мыслителей, приобрело наибольшую популярность благодаря Фрейду, основателю психоанализа. “Дедушка Зиги” считал его неким “психическим Адом”, куда посредством защитного механизма вытеснения попадают недопустимые для общества влечения и инстинкты.
С его помощью личность может успешно функционировать в социуме, при этом, не подвергая опасности себя и других. Иными словами, соблюдается некий паритет – и овцы целы, и волки сыты. Однако, такое описание оспаривается не только специалистами современной психологической науки – еще в начале XX века дискуссии о бессознательном велись с огромным размахом и страстью.
Первые расхождения с моделью Фрейда мы обнаруживаем в трудах Карла Густава Юнга, который одним из первых предложил достойную концепцию реабилитации бессознательного. Он выделял в его структуре не только индивидуальную, но и коллективную ипостась, в которой в форме архетипов содержалось огромное количество ресурсов, знаний и опыта. Таким образом, согласно Юнгу, бессознательное не является опасной и скрытой “бякой”, а наоборот, чрезвычайно ценно и необходимо для развития личности.
Следующая, еще более убедительная концепция бессознательного отражена в психосинтезе под авторством Роберто Ассаджиоли. Как и Юнг, Ассаджиоли признавал существование коллективного бессознательного – единого пространства, частью которого является каждый индивид. На схеме эта связь изображена с помощью внешней пунктирной линии овала, что символизирует диффузность (проницаемость) наших личностных границ. “Ее (разграничительную линию) следует рассматривать как аналог клеточной мембраны, которая обеспечивает постоянный активный обмен веществ между организмом и клеткой. Между нами и другими людьми все время протекают процессы «психического осмоса», протекают они также между нами и окружающей нас психической средой.” (Психосинтез. Часть первая: принципы.)
Что касается других составляющих “яйца”, то имеем дело со следующим:
- Нижнее бессознательное – координирует телесные функции, примитивные побуждения, неконтролируемые процессы, а так же фобии, мании и комплексы.
- Среднее бессознательное – обеспечивает повседневную деятельность и функционирование в социуме.
- Высшее бессознательное – источник высших чувств, сверхспособностей, духовных энергий.
- Поле сознания – мысли, чувства, ощущения, образы, желания и влечения, доступные для самонаблюдения.
- Сознательное Я – структура, которая производит самонаблюдение в поле сознания.
- Высшее Я – истинный, самотрансцендирующий (выходящий за рамки) источник нашей личности.
Однако меня интересуют не теоретические выкладки без сомнения талантливого Роберто Ассаджиоли, а некоторое практическое приложение уровневой структуры бессознательного к нашей жизни. В первую очередь, давайте примем пресуппозицию (гипотезу) о том, что бессознательное является структурой, которая обеспечивает выживание и функционирование человека в отношениях с собой, другими и миром. И каждое из его уровней ответственно за нашу витальность и благополучие с различных точек зрения.
Если точка сборки и тактовая частота сознания человека соответствуют уровню только низшего бессознательного, то получится, что выживание подобного индивида будет поддерживаться лишь до определенного периода. Иными словами, с запуском механизма старения, наступления климакса (у женщин) и андропаузы (у мужчин) низшее бессознательное понимает, что наступило время отправить просроченную “тушку” на помойку истории. Ведь если она не может продолжить род, то она лишь заполняет экологическую нишу, “отъедает” часть ресурсов у более молодых представителей рода человеческого. Следовательно, поддержание такой жизни не имеет никакого смысла (с точки зрения неумолимой и прямолинейной логики низшего бессознательного).
К счастью, жизнь лишь небольшого количества людей обусловлена исключительно задачами биовыживания. В условиях современной цивилизации многие стремятся к достижениям в общественном плане, имеют определенный набор ролей, планов и деятельностей. Точка сборки на среднем бессознательном отменяет процесс быстрого старения и скоропостижной кончины до тех пор, пока не выполнена социальная задача человека. Но как только наступает пенсия, и человек становится уже бывшим “инженером, военным, электриком, бухгалтером, т.д”, жизнь утекает от него так же стремительно, как песок сквозь пальцы. Как говорит С.В.Ковалев, это происходит “в предвкушении собственной ненужности и никчёмности”.
Однако, выход из этого положения есть, и он всегда находиться рядом с нами. Даже не так – он не рядом, а всегда был и будет внутри нас. Его сущность заключается в переходе на качественно иной уровень функционирования, который не ограничивается категориями биологического выживания и социального успеха. Это область духовных смыслов, глубокого познания своей личности, постижения своего предназначения.
Тернистый путь к своему Высшему Я – вот что дает гореть огоньку нашей души, не смотря на возникающие препятствия и трудности. И это то, что превращает жалкое существование в достойную и счастливую Жизнь.
Байда А. | источник