Худшая форма рабства — будучи рабом, мнить себя свободным.
В 1895 году Фрейд слушал в Сальпетрнере лекции знаменитого гипнотерапевта Шарко.
Однажды Фрейд стал свидетелем того, как испытуемому внушили под гипнозом, что после того, как тот будет выведен из гипнотического транса, он должен взять зонтик одного из гостей, открыть его и пройтись дважды взад и вперед по веранде. Проснувшись, этот человек взял, как ему внушили, зонтик. Однако он не стал открывать зонт, а просто вышел из комнаты и дважды прошелся из конца в конец по веранде, после чего вернулся. Когда его попросили объяснить свое странное поведение, он ответил, что “дышал воздухом”, настаивая, что имеет привычку иногда так прогуливаться. Но когда затем его спросили, почему у него чужой зонтик, он был крайне изумлен и поспешно отнес его на вешалку.
По возвращении в Вену, Фрейд стал заниматься гипнотерапией больных, страдавших неврозами. В состоянии гипноза пациент должен вспомнить и рассказать о травмировавших его событиях, которые вызвали заболевание. Если этого удавалось достичь, симптомы заболевания исчезали или ослабевали. При этом возникали интересные побочные эффекты. Одна из пациенток, пробудившись от гипнотического сна, вдруг бросилась ему на шею. Подобные явления Фрейд объяснял тем, что пациент бессознательно переносит на врача свои бессознательные желания, сохранившиеся с детских лет: “Я был достаточно трезв душевно, чтобы не объяснить этот поступок моей непреодолимой привлекательностью, и я полагал, что понял природу мистического феномена, скрытого за гипнозом.”
Одна из пациенток Фрейда в бодрствующем состоянии, беспрепятственно изливая свои чувства и мысли, избавилась от невротического расстройства. Фрейд, анализируя этот случай, изобретает совершенно новый метод, который и стал основой психоанализа. Фрейд осознал, что достижения терапевтического эффекта необязательно вводить пациента в состояние гипноза. Достаточно лишь вывести из-под привычного контроля «поток сознания» пациента. Фрейд просил пациента говорить все, что приходит в голову, не отметая нелепостей, глупостей и непристойных мыслей, какими бы странными возникающие мысли ни казались.
Психоанализ — изобретение человеческого ума, осознавшего свою зависимость от Бессознательного и пытающегося обрести свободу.
Суть техники очень проста. Человек должен не принимать приходящие на ум мысли и образы и не отвергать их, а просто фиксировать сам факт появления такой-то мысли или образа. Мы привыкли либо принимать пришедшую на ум мысль, либо отвергать её как негодную. Во время психоанализа мы не делаем ни того, ни другого. Мы просто наблюдаем за приходящими мыслями. И это простое действие удивительным образом меняет положение человека. Инструмент, при помощи которого духовный мир извне влиял на наше поведение, внезапно перестает работать! И духовный мир приходит в движение, чтобы снова подчинить его своему контролю.
Опыт показывает, что обычному человеку очень недолгое время удается пребывать в таком состоянии. Казалось бы, это совсем нетрудно, да по сути это и действительно нетрудно, естественно… но уже очень скоро на ум приходит такая мысль, которую мы не можем не принять — настолько она важная или интересная. Или просто настолько «своя», что человек перестает наблюдать за помыслами, и начинает опять увлекаться ими. Сначала этой первой мыслью, которая выбила его из состояния наблюдения, а потом и всеми остальными мыслями. И возвращается в привычное состояние ума.
Каким бы сильным ни было наше сознательное намерение просто наблюдать за тем, что происходит в нашей душе, мы через достаточно короткое время обнаруживаем, что наш ум уже оккупирован какой-то мыслью и занимается ею как своей собственной, перестав следить за собой.
Этот удивительный и всегда повторяющийся феномен вызывается действием некоей таинственной силы, которая называется «сопротивлением» или «цензурой». Благодаря действию этой силы бессознательное и остается бессознательным. Благодаря действию «цензуры» человек, взяв чужой зонтик и прохаживаясь по веранде, совершенно не понимает реальной причины своего поступка, придумывая вместо этого нелепые и неубедительные объяснения для него.
Мы не сознаём, до какой степени наши поступки, которые кажутся нам произвольными, в действительности обусловлены не осознаваемыми нами причинами, часто лежащими далеко за пределами наших реальных интересов. Но именно благодаря этой ограниченности, слабости нашего ума и становится возможной совместная жизнь огромных масс людей на этой грешной земле.
Здесь тема личной свободы, проблема индивидуальной психики, соприкасается с темой Власти, политики, психологии масс и массовой манипуляции сознанием.