Ценою жизни: как становятся героями в мирное время

О том, что такое героизм, самопожертвование и альтруизм, рассуждают психологи

Источник: Кадр из трейлера к фильму «9 секунд»

26 сентября в прокат выходит фильм «9 секунд» о матросе эскадренного миноносца «Быстрый» Алдаре Цыденжапове. Военно-патриотическая лента рассказывает о подвиге Цыденжапова, который героически спас 348 человек, когда на боевом корабле возникла нештатная ситуация. 16 ноября 2010 года ему было присвоено звание Героя Российской Федерации. По нашей просьбе психологи объяснили, какие люди рядом с нами способны проявить героизм и что этому способствует, чем отличается самопожертвование от альтруизма и какие последствия такая стратегия поведения может иметь в обычной жизни, а не в момент, когда решается судьба.

О том, что такое героизм, самопожертвование и альтруизм рассказали:

  • Алена Ал-Ас, психолог;
  • Виктор Воротынцев, психолог платформы Поговорим.онлайн;
  • Ася Кочергина, психолог, системный семейный психотерапевт, эксперт онлайн-школы психологических профессий «Психодемия» (входит в Ultimate Education).

Герой — такой же человек, один из нас


В роли Алдара Цыденжапова — актер Бато Шойнжонов
Источник: Кадр из трейлера к фильму «9 секунд»

«Само понятие „героизм“ уже несет в себе самопожертвование во имя Родины, других людей, какого-то значимого для всех события, — рассуждает психолог Алена Ал-Ас. — С точки зрения человечности, герои — это всегда люди положительные, их не критикуют, превозносят, обеляют. И сразу же забывают о том, что герои — это простые люди, со своей судьбой, своими страхами, своими взглядами и травмами».

Как объясняет эксперт, с точки зрения психологии, героизм — это девиантное, то есть отклоняющееся от общепринятых норм, поведение, которое отличается положительной формой.

«Герои не думают о себе, спасают людей и рискуют собой порой исключительно по велению сердца, потому что так воспитаны и иначе поступить не смогли бы».

Алена Ал-Ас

Психолог

Героические действия всегда направлены на то, чтобы спасти другого, забыв о себе. Многие представляют героя как отважного, сильного, за ним не страшно, в его обществе каждый чувствует себя меньше, но безопаснее.

Однако порой герои — это тихие, скромные люди, которые как будто всю жизнь ждали особого случая, чтобы наконец-то стать заметными.

«Иногда за их героизмом стоит нереализованность, „прозрачность“ в обыденной жизни. И подвиг — единственная возможность стать ценным, замеченным и нужным хотя бы обществу. Пусть и посмертно», — считает эксперт.


Источник: Кадр из трейлера к фильму «9 секунд»

«Как правило, герои — это люди, которые не осторожны и не бережны к себе. Через героизм они могут искать подтверждения собственного существования, признания собственной значимости», — считает Виктор Воротынцев.

По мнению эксперта, часто такие люди способны активно участвовать в жизни других людей, во внешней среде, но при этом не могут достаточно позаботиться о себе.

«В здоровом варианте такие люди выбирают профессии, связанные с помощью другим людям. Там они чувствуют себя на своем месте», — рассказывает психолог.

«На такие поступки способны люди, которые в некоторой степени отрешены от себя и не испытывают чувства страха за свою жизнь».

Виктор Воротынцев

Психолог платформы Поговорим.онлайн

Кроме того, если речь идет об экстренных ситуациях, играет роль и высокий выброс адреналина в кровь. В состоянии угрозы человек идет по одной из 3 моделей — бей, замри, беги, и каждая из этих реакцией тем сильнее, чем сильнее адреналиновый всплеск.

«Человек в таком состоянии мыслит не как обычно: это своеобразный эмоциональный пик, во время которого принимаются соответствующие „крайние“ решения», — объясняет Виктор Воротынцев

Таким образом, можно сказать, что, безусловно, к героическим поступкам склонны люди храбрые и сильные от природы, но также тут играет роль биохимическая работа организма и психологическая предрасположенность заботиться о других даже больше, чем о себе, подытоживает эксперт.

Еще на блоге:   Что делать, если у тебя нет друзей: объясняют психологи

Что такое самопожертвование — взгляд системного психолога

Психолог Ася Кочергина анализирует феномен самопожертвования с точки зрения системной психологии, которая объясняет работу этого явления в условиях социальных взаимодействий.

«Феномен самопожертвования входит в более общую динамику общности и индивидуальности в рамках социальных процессов в группе людей», — указывает эксперт.

«Баланс между личными интересами и коллективным благом порождает большое количество сложных психологических противоречий, которые не только широко представлены в кино и литературе, но и хорошо знакомы каждому из нас».

Ася Кочергина

Психолог, системный семейный психотерапевт

Самопожертвование — это поведение, при котором один член группы постоянно ставит нужды других выше своих собственных, часто в ущерб своему благополучию и потребностям. Подобное поведение рассматривается как элемент групповой динамики и всегда имеет определенную функцию (зачастую неосознаваемую), которая и поддерживает определенное устройство и функционирование группы.

Некоторые функции самопожертвования в группе:
  • Поддержание равновесия (гомеостаза): один человек берет на себя излишнее, чтобы остальные могли чувствовать себя комфортно и группа продолжала существование.
  • Смягчение или разрешение конфликта.
  • Способ получения признания и поддержания статуса.

Чем от самопожертвования отличается альтруизм

«В отличие от самопожертвования, особенно хронического, умеренный альтруизм представляет собой важный социальный механизм со знаком плюс», — подчеркивает Ася Кочергина.

В рамках этой стратегии индивидуальность сохраняет свою значимость, однако сохраняется возможность действовать в интересах группы даже при отсутствии дополнительной выгоды.

Источник: Freepik

Умеренный альтруизм способствует гармонии, развитию и устойчивости в группе. В частности, такое поведение способствует созданию атмосферы взаимопомощи и поддержки, укрепляет межличностные связи, создает доверие в группе, помогает в принятии коллективный решений.

Когда забота о других идет во вред

«Если стратегия взаимопомощи, альтруизма и бескорыстного участия в благополучии группы представляет собой баланс между общностью и индивидуальностью, то переход к хроническому или пиковому самопожертвованию становится очевидной дисфункцией в группе», — объясняет эксперт.

То есть такое поведение негативно сказывается и на благополучии того, кто демонстрирует такое поведение, и на достижении общих целей.

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru

Приведем несколько примеров.

  • Человек постоянно ставит потребности других выше своих собственных, пренебрегая своим физическим и эмоциональным здоровьем. Так некоторые родители полностью отказываются от личного времени, отдыха и самореализации ради заботы о детях, и это влечет за собой выгорание и ухудшение здоровья.
  • Отсутствие четких личных границ, что приводит к эксплуатации и злоупотреблению со стороны других. Возможно, у многих перед глазами встанет пример сослуживца, который постоянно берет на себя дополнительную работу и «пашет» за коллег, не умея отказаться, — в результате такого сотрудника ждет только перегрузка и снижение эффективности.
  • Поощрение зависимости со стороны других и поддержание тем самым чувства собственной значимости. Многим знаком образ человека, который постоянно решает проблемы своих друзей, стремясь сделать их зависимыми от его помощи и неспособными найти решение самостоятельно.
  • Использование самопожертвования как способа избежать собственных проблем и негативных эмоций. Представим себе человека, который постоянно занимается благотворительностью или помощью другим, чтобы не сталкиваться с собственными эмоциональными или личными проблемами.
  • Неспособность выдерживать негативные эмоции и конфликты может побуждать индивида к самопожертвованию, чтобы восстановить гармонию и за счет этого получить успокоение самому. Например, взрослый юноша не может выдерживать гнева и обид своей матери, поэтому выполняет все ее поручения в ущерб собственным отношениям с девушкой.
Еще на блоге:   Экономический абьюз и как с ним справиться

Источник: Кадр из кинофильма «Война и мир», 1965

Как указывает психолог, доминирующие в обществе идеи, традиции, культурные и религиозные практики оказывают сильнейшее влияние на динамику личных и общественных интересов в любой группе.

  • В атомизировнных культурах (к таким принято относить культуры западных стран) превалирует индивидуальность и личное благо. Там, где больше ценится индивидуальность и автономия, самопожертвование менее распространено и может восприниматься как проявление слабости.
  • В коллективистских же культурах (их можно найти во многих странах Азии) коллективные интересы преобладают над индивидуальными, — в них самопожертвование часто идеализируется и поощряется, преобладает в повседневных практиках.

Пример: В японской культуре, как показано в фильме «Семь самураев» Акиры Куросавы, самураи жертвуют своими жизнями ради защиты деревни, демонстрируя высшую форму самопожертвования ради коллективного блага.

Исторический контекст также влияет на значимость самопожертвования, особенно в периоды войн или социальных потрясений.

Пример: В романе «Война и мир» Льва Толстого, во время Наполеоновских войн Андрей Болконский жертвует своим счастьем и жизнью ради служения своей стране.

Не отрекаясь от себя

В обычной же жизни Ася Кочергина призывает, стремясь принести благо окружающим, не забывать и о себе. Эгоизм и индивидуальность — на первый взгляд, эти понятия могут казаться противоположными коллективным интересам. Однако, как объясняет психолог, они имеют свою значимость для всех членов социума, для его функционирования и развития. Чем важна индивидуальность в группе:

  1. Мотивация и продуктивность: Когда люди стремятся к своим личным целям, они могут достигать высоких результатов, что в конечном итоге способствует успеху всей группы. Индивидуально настроенные члены группы могут проявлять инициативу и предлагать новые идеи, которые могут быть полезны для всех.
  2. Инновации и креативность: Индивидуальность и инакомыслие может стимулировать людей к разработке новых и уникальных решений, что вносит разнообразие и креативность в работу группы. Стремление к личной выгоде может побуждать людей к риску, что иногда необходимо для инноваций и прогресса.
  3. Здоровая конкуренция: Конкуренция между членами группы может стимулировать их к лучшим результатам и личному росту, мотивировать членов группы быстрее и эффективнее достигать поставленных целей.
  4. Разнообразие навыков и знаний: Разные члены группы могут обладать разными навыками и знаниями, что позволяет группе быть более гибкой и приспособляемой к разным ситуациям. Индивидуальные таланты и опыт каждого члена могут расширять общий потенциал группы.
  5. Улучшение принятия решений: Индивидуальность позволяет каждому члену группы приносить свои уникальные точки зрения, что способствует более взвешенным и обоснованным решениям. Разнообразие мнений способствует критическому мышлению и снижает риск группового мышления, когда группа принимает решения без достаточного анализа.

Главное — баланс

Оптимальное функционирование социальной системы требует баланса между потребностями индивида и потребностями группы. Поддержание этого баланса может быть непростым, однако предотвращает крайности, такие, как самопожертвование, и способствует здоровому взаимодействию в системе.

«Индивидуальность подразумевает способность каждого члена семьи сохранять свою уникальность и автономию, в то время как совместность означает тесное взаимодействие, взаимопомощь и гармоничное существование вместе», — резюмирует психолог.

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий