Их внешность далека от идеала, но они покоряют сердца самых прекрасных женщин. В чем же причина неотразимого обаяния этих мужчин?
Они покоряют сердца самых прекрасных женщин, хотя их внешность нарушает общепринятые стандарты красоты. Секреты истинно мужского обаяния… которому можно научиться.
«Серая внешность — ни роста, ни мускулатуры! — с улыбкой вспоминает 32-летний Николай. — Сегодня для меня это уже не комплекс, я просто констатирую: с детства я был никакой. В школе только мечтал о романах с девочками: в лучшем случае они могли поболтать со мной о чем-то, как с подружкой, а так — вообще не замечали».
Николай ужасно страдал от того, что считал своим недостатком, и многое сделал, чтобы его преодолеть… хотя его внешность была всего лишь обыкновенной.
«Природа создает множество различных физических типов: в этом разнообразии — залог выживания человечества как биологического вида», — напоминает антрополог Марина Бутовская. Однако тому, кто не обладает чертами Джонни Деппа или Брэда Питта, сегодня легко усомниться в себе. Реклама и мода транслируют идеализированный образ мужчины — молодого, с атлетическим сложением и сексуальным телом, и тем самым автоматически относят к разряду некрасивых всех, кто не соответствует этому стандарту.
И все же главной оценкой мужской привлекательности остается внимание женщин. На чьей же стороне их симпатии в действительности?
КРАСАВИЦЫ И ЧУДОВИЩЕ
В этом любовном сюжете нет для его героев ничего обидного. Российский «Аленький цветочек» или европейская «Красавица и чудовище» — в правдивости сказки особенно легко убедиться, когда в жизни ее действующими лицами становятся люди известные. Один из ярких примеров в истории — Александр Пушкин, который сам себя называл «сущей обезьяной лицом»*, но сумел очаровать самых прекрасных своих современниц.
Или певец Серж Генсбур, внешность которого описать не легче, чем объяснить, почему в разное время его возлюбленными становились Бриджит Бардо, Катрин Денев, Джейн Биркин и многие другие красавицы. Покоритель женских сердец Владимир Басов, кумир эпохи Владимир Высоцкий, звезда Ленкома Николай Караченцов…
А ведь есть еще такие величины, как Вуди Аллен и Адриано Челентано, Жан-Поль Бельмондо и Жерар Депардье! Нет смысла сравнивать ни число их достоинств, ни количество поклонниц, очевидно одно: к идеальной внешности ни то, ни другое отношения не имеет.
ОН ВИДИТ, ОНА СЛЫШИТ
Так почему же так неотразимы эти «некрасавцы»? Может быть, физические несовершенства — нестандартные рост и фигура, неправильные черты, неголливудская улыбка — как раз и привлекают женщин?
«Нет, это не так, — отвечает психолог Серж Триболе. — Здесь мы можем лишь еще раз убедиться в том, что Оскар Уайльд был прав: если мужчины влюбляются глазами, то женщины — ушами. Мужчина воспринимает зрительные образы, ему важны каноны женской красоты — фигура, чувственные формы, чарующие глаза… А женщина прежде всего стремится найти в мужчине защиту и поддержку, а потому важнее для нее будут его умение держать себя, его голос, взгляд».
Женщина не «видит» мужчину, но всеми чувствами ищет в нем то, что докажет ей силу его характера.
«На лицо ужасные» мужчины-соблазнители отлично знакомы с козырями, которые помогают им восполнить промахи матери-природы. Например, слух — тот «канал чувственной связи», которому особо доверяют женщины, как считает семейный психотерапевт Филипп Брено.
«Женщина нуждается в том, чтобы слышать. Если Чудовище знает об этом, ему остается лишь приблизиться к ней и очаровать Красавицу модуляциями голоса, словами и интеллектом. Блеск остроумия восполнит недостатки в чертах лица».
ОЧАРОВАНИЕ ВЛАСТИ
Мужчину и женщину привлекает друг в друге разное. Один «сканирует» женскую внешность, бессознательно прикидывая, принесет ли избранница здоровое и обильное потомство, другая оценивает способность мужчины обеспечить ей и детям безопасность. И не последнюю роль в этом играет его уверенность в себе — уверенность, которая рождает ощущение силы и власти.
«Я понял, что и самая недоступная девушка может стать моей, главное — не стесняться себя, — делится своими секретами Николай. — Парадоксально, но мой неказистый вид при этом становится дополнительным плюсом. Ведь красавцу нетрудно быть самоуверенным, а вот если такой, как я, по поводу внешности не комплексует, то женщину это по меньшей мере интригует: что же есть во мне такого, что я в себе не сомневаюсь? А от любопытства до симпатии один шаг».
У женских симпатий есть и другой бессознательный мотив — очарование власти. «Мы скажем, что некрасивый мужчина, который ведет под руку красавицу, наверняка преуспел в социальном плане, — размышляет андролог Сильвен Мимун (Sylvain Mimoun). — Это вожак стаи. А в глазах женщины «вожак» всегда более интересен, поскольку он пробуждает в ней архаическое чувство защищенности. К тому же такой мужчина позволяет ей реализовать детскую фантазию о всемогуществе: силой своей любви Красавица преображает Чудовище, превращая его в прекрасного Принца! С другой стороны, женщина часто ощущает социальные возможности своей красоты: соединяясь с некрасивым мужчиной, она разделяет его статус и тем самым подкрепляет их общую значимость как пары в глазах других людей».
КАНОНЫ МЕНЯЮТСЯ
У каждой культуры свои представления о красоте. С древнейших времен художники ищут формулу прекрасного. Античный теоретик искусства Поликлет в конце V в. до н. э. написал трактат «Канон», основанный на пифагорейской теории золотого деления (целое относится к большей части, как большая к меньшей) и изваял в качестве образца для подражания Копьеносца (расстояние от темени до подбородка равнялось 1/7 длины тела, высота лица — 1/10).
Но не прошло и века, как скульптор Лисипп счел, что Копьеносец слишком тяжеловесен, и предложил делать фигуру более вытянутой: теперь высота головы должна была уложиться в человеческой фигуре восемь раз. Зодчий Витрувий (I в. до н. э.) утверждал такие соотношения: голова — 1/8 длины тела, лицо — 1/10, расстояние от макушки до сосков — 1/4, размах рук равен высоте фигуры.
Леонардо да Винчи (1452–1519) вписал фигуру Витрувия в квадрат и в круг, центром которого был пупок. Немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471–1528) посвятил годы вычислениям и определил как прекрасное такое лицо, которое можно разделить на равные части от линии волос до бровей, от бровей до кончика носа, от носа до подбородка. Но в конце жизни он отверг свой канон, сочтя красоту не поддающейся расчетам. Сегодня в ходу формула 90–60–90, но поиски продолжаются, и, вполне возможно, завтра все снова изменится.
Как всегда, особый взгляд предлагает психоанализ. «Первое «чудовище», которым восхищается девочка, ее первый возлюбленный, самый прекрасный (не в смысле красоты, а в смысле силы, обладания символическим фаллосом) — это ее отец, — говорит психоаналитик Серж Эфез. — Именно его она видит в герое-Чудовище, могущественном, покрытом шерстью, мужественном… Именно его она находит в некрасивых и соблазнительных мужчинах — и с ними может безопасно реализовать свои бессознательные фантазии о нарушении запрета на инцест».
Серж Триболе развивает тему власти: «Чем красивее мужчина, тем больше мы в нем находим женственных черт. А некрасивый подобных сомнений не вызывает: это мужчина в абсолютном своем выражении. Покоряя его, женщина словно подчиняет себе обладателя фаллоса, присваивает символ власти. С ее стороны это демонстрация силы: настоящая мужественность — это она сама!»
СИЛА НЕСОВЕРШЕНСТВА
«В сказках красивые персонажи к тому же еще добры, щедры, великодушны, — рассуждает юнгианский психолог Ольга Ефимова. — В жизни мы также часто смешиваем в своем восприятии красоту и положительные человеческие качества. Поэтому, вступая в конкуренцию, некрасивые зачастую стараются компенсировать изъяны своей внешности тем, что развивают в себе полезные навыки либо в большем количестве, либо в большем объеме. Часто они более настойчивы, артистичны, целеустремленны, чем их более симпатичные соперники». И более внимательны к избраннице своего сердца.
«Для успеха главное — забота о партнерше и спокойная уверенность в себе, — считает сексолог Юрий Прокопенко. — Важны ласки и нежность — женщина открывается навстречу тому, кто настроен на нее, а не на себя. Она сама поможет тому, кто забыл о себе, отдавая заботу своей любимой».
Возможно, сюжет о Красавице и Чудовище потому и вечен, что позволяет переосмыслить эстетические представления, которые преграждают нам — как мужчинам, так и женщинам — дорогу к счастью. В конце концов, прекрасный принц может быть и космат, лишь бы оказался нежен и заботлив. И хорошо бы у него еще были чувство юмора и приятный голос!
ВЕЧНЫЙ СЮЖЕТ
Сказка о красавице и чудовище волнует не только детей, но и взрослых. Почему? «Она символизирует соединение женщины с мужской частью ее души, — объясняет юнгианский психолог Ольга Ефимова. — В психике каждого из нас, согласно юнгианскому анализу, присутствуют обе части: мужская и женская. Чтобы получилась гармоничная личность, обе они должны развиваться. Но гендерное воспитание часто подавляет одну из них.
У мужчин страдает женская часть: им нельзя плакать, жаловаться, проявлять слабость. Таким мужчинам трудно любить. В девочках сдерживается мужское начало: их учат не настаивать на своем, «не высовываться», запрещают сердиться. Но чтобы реализоваться в современном мире, женщине необходимы «мужские» качества — целеустремленность, активность. Значит, их надо «достать» из бессознательного, куда они вытеснены запретами, присвоить их, научиться использовать — а «Красавица и чудовище» именно об этом! Потому сюжет и становится все более популярным.
Чудовище — символ мужской части психики, она вытеснена в бессознательное и пугает своей неизвестностью, кажется опасной. Поэтому Чудовище предстает поначалу страшным. Постепенно Красавица приручает его, узнает все лучше и открывает в нем положительные стороны. Она уже не боится, что оно съест ее или причинит вред. И наконец происходит превращение: оказывается, что Чудовище вовсе не страшное, оно расколдовано и обретает прекрасный облик. Их брак символизирует полное соединение: подавленная часть принимается сознанием, мы обретаем целостность и свободу творить и радоваться жизни».
Автор: Эльза Лествицкая