Верить в лучшее и никогда не сдаваться.
Фаина Раневская известна не только ролями в театре и кино, но и остроумными афоризмами. Сегодня даже трудно сказать, где заканчивается реальная личность и начинается легенда. В любом случае у великой Раневской есть чему поучиться.
Иногда ради мечты приходится идти на жертвы
Фаня Фельдман родилась в Таганроге в семье нефтепромышленника. Сколько она себя помнила, мечтала стать актрисой. Уже в четыре года пародировала интересных персонажей, что были вокруг: дворника-матершинника, нищенку, продавца мороженого.
В мемуарах Раневская вспоминала, что родные считали её увлечение блажью. Во-первых, для девушки из хорошей семьи было недопустимо «кривляться на сцене за деньги». Во-вторых, Фаина казалась неподходящей на роль актрисы — высокая рыжая девушка с далёкой от стандартов красоты тех лет внешностью, которая к тому же заикалась.
Несмотря на протест родных, отсутствие образования и связей, Фаина отправилась покорять Москву. Первая попытка закончилась неудачей. Девушке так и не удалось найти работу в театре, а родительские деньги быстро кончились. Пришлось возвращаться в родной Таганрог.
Отец Фаины Гирши Хаимович надеялся, что страсть дочери к театру наконец перерастёт в спокойное увлечение. Она выйдет замуж и будет иногда играть в домашних постановках. Гирши Хаимович даже начал подыскивать для девушки достойного жениха. Но Фаина категорически отказалась променять театр на «благополучную» с точки зрения родителей жизнь.
Когда в России начались революционные волнения, родные Фаины эмигрировали. Девушка уезжать с ними отказалась и осталась в стране одна. Отца она больше не видела. С матерью и братом Яковом встретилась только спустя 40 лет.
У меня хватило настырности идти своим путём любой ценой. Цена оказалась высокой, но это смотря что с чем сравнивать. Если считать одиночество платой за счастье творить на сцене, то цена сопоставима, если оно плата за популярность, это слишком дорого.
Фаина Раневская
Чудеса случаются, когда этого ждёшь меньше всего
После отъезда родителей Фаина Раневская снова отправилась в Москву. Постоянную работу в театре девушка не нашла. Она перебивалась редкими выходами на сцену в цирковой массовке. Несмотря на жёсткую экономию и даже голод, денег не хватало. В какой-то момент Фаина не смогла оплатить жильё и оказалась на улице.
В мемуарах Раневская вспоминала, что пошла «пропадать» к Большому театру. Рыдающую на лавочке девушку заметила прима-балерина Екатерина Гельцер. Ночевать на улице Раневской не пришлось. Гельцер не только приютила её, но и познакомила со столичной богемой.
Представленная провинциальной подругой примы Большого, Раневская наконец-то попала в почти московский театр. Она играла на летней сцене в Малаховке. Там выступали многие звёзды того времени: Садовникова, Коонен, Тарханов, Остужев, Шаляпин, Собинов, Вертинский, Нежданова. Так случайная встреча у Большого театра открыла перед Фаиной двери в театр.
Даже плохой опыт может пригодиться
У Фаины Раневской была непростая жизнь. Одинокая женщина пережила бедность и разруху революции, голодные годы Второй мировой войны, застой и отсутствие работы в период позднего Советского Союза. Но даже этот опыт, как и встречи с неприятными людьми, она перерабатывала в искусство.
Вредная немецкая бонна, которая воспитывала маленькую Фаю, стала прототипом домомучительницы фрекен Бок. Образ спекулянтки из спектакля «Шторм» тоже взят из жизни. Раневская насмотрелась на торговок-обманщиц в Феодосии после революции.
Раневская вспоминала ещё одну историю. Во время Гражданской войны она некоторое время жила в Симферополе и играла в местном театре. Было голодно. Однажды некая дама пригласила артистов послушать пьесу собственного сочинения. После читки актёров обещали накормить. «Попить сладкого чая и съесть кусок пирога?! Да пусть хоть о чём читает!» Разумеется, пьеса оказалась бездарной. Из кухни умопомрачительно пахло сдобой. Актёры чуть не падали в обморок от голода. А дама вдохновенно читала, «не стеснялась рыдать, смачно сморкаться, изведя несколько платков, сплошь кружевных, причём рыдала в голос». Когда первый акт подошёл к концу, гости бросились на кухню. Чай успел остыть, но кипятить новый не стали из страха, что хозяйка продолжит чтение. Раневская вспомнила эту экзальтированную даму, когда играла в «Драме» Чехова, и «и принялась рыдать после каждого слова именно так, как рыдала мучительница».
К делу нужно относиться всерьёз
Театр не был для Фаины Раневской увлечением, работой или даже страстью. Он был для неё жизнью. Она не любила слово «играть», потому что верила: на сцене нужно жить.
Раневская считала, что демонстрировать зрителям безупречную актёрскую технику — значит обманывать их. Осуждала коллег, которые в антракте могли обсуждать домашние проблемы. А потом выходили на сцену, небрежно потушив сигарету и надев на себя роль, как пальто.
Актёр не фокусник, чтобы доставать из кармана слёзы, когда они нужны, и легко возвращать обратно. Чтобы слёзы появились, они должны идти из глубины души, как и улыбка, смех, любое чувство. Если этого нет, то остаётся игра фальшивая, не трогающая душу.
Фаина Раневская
Раневская требовала серьёзного отношения к профессии от себя и очень ценила это в других. Она восхищалась актрисой Алисой Коонен, которая помогала ей в начале творческого пути, и Павлой Вульф, ставшей её наставницей.
Уже будучи известной, Раневская не зазнавалась и искренне уважала молодых талантливых коллег: Янину Жеймо, Марину Неёлову. Про Василия Ливанова говорила: «Мальчишка, лет тридцать-тридцать пять, не больше, но какое чувство роли! Зову Василием Борисовичем для солидности, но как хочется сказать: „Мальчик мой!“»
В единственном телеинтервью, которое Раневская дала в 83 года, её спросили, что могло бы её обрадовать в театре. Великая актриса ответила: «Меня бы обрадовало, если бы я работала с актёрами, у которых могла бы учиться».
Автор: Дарья Полещикова