Модель горя по Кюблер-Росс

Смотрели фильмы «Пока не сыграл в ящик» и «Достучаться до небес»? Если да, то согласитесь, мало кто в состоянии так эффектно, ярко и запоминаемо уйти из жизни… (Если нет, обязательно к просмотру). В этих фильмах описывается, скажем так, путь прощания с жизнью, из ряда вон выходящий, потому что обычно все происходит гораздо более спокойно и приземленно.

Думали ли вы вообще когда-нибудь о том, каково это – узнать о том, что скоро ты умрешь? Новость о смертельном диагнозе – как она действует на психику человека? Как жить со знанием того, что организм окутан пеленой смерти, и ее наступление – дело непродолжительного времени? Реагируют ли люди на роковые слова доктора или близкого человека одинаково, или реакция каждого своеобразна и неповторима? Попробуйте ответить на эти вопросы перед тем как прочитать материал ниже.

Такими же вопросами задавалась Элизабет Кюблер-Росс, ставшая основательницей модели пяти стадий переживания горя. Что привело ее к такому роду деятельности? Остановимся чуть более подробно на этом вопросе.

Создательница концепции

Родившаяся в 1926 году в Цюрихе (Швейцария) Элизабет Кюблер-Росс еще с 1945 года интересовалась околосмертными переживаниями людей. Именно в этом году девушка едет в Польшу в составе «Международной добровольческой службы во имя мира» и видит на стенах концентрационного лагеря Майданека рисунки детей на стенах, исписанных бабочками.

В 1957-1958 годах Элизабет, окончив Цюрихский университет, едет в США и начинает работать в больницах Нью-Йорка, Колорадо и Чикаго. За годы работы ее всегда возмущало отношение врачей к больным со смертельным диагнозом, ведь если вдуматься, это наиболее несчастная, ранимая, выброшенная за борт жизни, но еще не потонувшая часть пациентов, как раз-таки остро нуждающихся в психологической поддержке. Глубоко тронутая этим обстоятельством Кюблер-Росс решает посвятить свою карьеру исследованию пациентов в предсмертном положении.

Существуют также предположения, почему девушка начала увлекаться именно этим направлением в психологии:

  • Увидев в детстве смерть соседа, упавшего с дерева и умершего в постели среди родных и близких.
  • Став очевидцем смерти соседки по больничной палате вдали от родных и близких в атмосфере холодного одиночества.

Что из этого правда, остается только домысливать, однако будущий известный психолог верила, что можно найти способ так называемой «правильной» смерти. Что же она предпринимает для этого? Начинает общаться со смертельно больными пациентами, слушать их исповеди, речи, рассуждения. Именно этот материал впоследствии стал базой для создания курса лекций по предсмертному опыту.

Вскоре психолог решила знакомить студентов с проблемой непосредственно на практике, и, несмотря на непонимание и отсутствие одобрения со стороны коллег, некоторые семинары со студентами проходили следующим образом: в одной комнате с окном располагались учащиеся, наблюдавшие картину в соседней комнате, где сидела Кюблер-Росс, проводившая беседу с пациентом. Таким образом студенты видели эмоции и переживания больных людей. Вскоре на таких семинарах собиралось большое количество неравнодушных к теме людей.

Продолжая исследования на эту тему, американский психолог пошла дальше и, к сожалению, увлеклась довольно необоснованными мистическими исследованиями и практиками, что сильно сказалось на ее научной репутации. Путешествия в загробную жизнь, вера в полноценность после смерти, встречи с медиумами и сеансы с пациентами, принесшие им венерические заболевания – все это компрометировало педагога и исследователя, отдаляло от коллег и даже привело к разводу с мужем, не терпевшим религиозно-сексуальные терапии, проводимые женой.

Еще на блоге:   11 веских причин, почему я перестал читать своей дочке популярные сказки

Однако несомненным оказался вклад Элизабет Кюблер-Росс в исследования околосмертных переживаний пациентов, а ее модель имеет значительное практическое применение и сегодня. Давайте же наконец познакомимся с сущностью данной концепции.

Содержание модели

Итак, вот и настал момент, когда человек узнает о том, что конец близок. Какие этапы переживания данного горя наступают у него внутри?

Стадия №1. Отрицание

«Нет, этого не может быть»!», «Это неправда», «Я не верю в это» – типичные фразы для данной стадии. Человек не хочет принимать такую тяжелую информацию и просто отказывается верить в ее правдивость. Ведь если принять информацию, как ложь, ошибку, вымысел, страшную шутку, можно обезопасить себя от грядущих изменений. Отрицание грядущих перемен, некий самообман, т.е. защитная реакция – вот что происходит на начальном шоковом этапе.

Стадия №2. Гнев

«Почему это произошло именно со мной? Жизнь так несправедлива!», «Почему я?» – а это клише для стадии ярости и злости. Сколько бы человек не отрицал очевидный факт грядущей смерти, в какой-то момент он понимает, что все взаправду, и это реально происходит с ним. Но ведь тут нужно искать виноватых! Может, это вина друзей или родных? Чего они ходят с таким скорбным видом, теперь в их глазах можно увидеть уже только прощание? Почему врачи так плохо выполняют свою работу, а медсестры ведут себя так равнодушно? В конце концов, где на этой земле Бог?

Подобные вопросы могут посещать смертельно больного в рамках агрессии, т.к. именно она приходит к пациенту, когда наступает момент безысходности, невозможности контролировать ситуацию. Это обыкновенное проявление слабости, беспомощности. Обычно на данном этапе более всего страдают любящие пациента люди, неравнодушные к нему и действительно переживающие по поводу сложившихся обстоятельств.

Стадия №3. Торг

«Вот дети пойдут в школу, и тогда я уйду», «Только дай мне дожить до осени, я буду вести себя, как полагается порядочному человеку», «Все обязательно будет, только давай чуть-чуть попозже?» – чувствуете нотку торга в этих высказываниях? Вот так и пытается договориться со своей болезнью, с Богом, с жизнью или с каким-нибудь другим не существующим в материальном мире объектом или субъектом (а, может, и с самим собой) уходящий человек.

Всегда бывают какие-то планы, мечты, желания, свидетелями которых мы не успеваем стать, а грядущая смерть – лучший мотиватор для их осуществления. Однако на самом деле таким образом человек пытается отсрочить то, что наступит объективно, не допустить изменений, подсознательно зная, что они все равно реализуются. Эта стадия обычно длится недолго.

Стадия №4. Депрессия

«К чему старания, попытки? Все решено», «Никакого интереса», «Как же мне безразлично», «Все потеряло какой-либо смысл» – типичные фразы человека, принявшего свое горе и осознавшего, что смерть близка. Сколько не пытайся договориться с Богом, жизнью или смертью, это становится частью реальности. Чувство огромной потери, растерянность наступают на данном этапе.

Еще на блоге:   Как будет развиваться и чем закончится пандемия коронавируса

Кюблер-Росс выделяла два вида депрессии:

  • реактивную (пациент сожалеет о прошлом, не может успокоиться и взглянуть в лицо собственной болезни, склонен к многословию);
  • «подготовительная скорбь» (осознание неизбежности, признание грядущего конца, молчание или пассивное общение).

После долгого периода грусти, апатии и тоски наступает наконец пятая стадия.

Стадия №5. Принятие

«Да, это случится, и я не в силах что-либо изменить», «Все было не зря», «Все будет хорошо» – и здесь читается смирение. Человек просто примиряется с фактом кончины, возможно, начинает искать возможности того, чтобы продлить наслаждение имеющихся в запасе дней. Также у многих людей на этой стадии открывается креативное мышление, поскольку появляется необходимость использовать гораздо более ограниченные ресурсы.

Важным пунктом является надежда, проходящая красной нитью сквозь все стадии. Именно она не дает растеряться полностью и сохранить веру в то, что жизнь дается не просто так и в любой ситуации нужно быть благодарным.

Критика и поддержка модели

Свои положения Кюблер-Росс собрала и систематизировала в книге, вышедшей в 1969 году под названием «О смерти и умирании» (About Death & Dying). Однако не все ее положения (да и, в принципе, сама модель) были встречены радушно, в частности:

  • Многие отмечают слишком унифицированные положения модели, ведь каждый человек может испытывать другую палитру переживаний или проходить стадии в другом порядке или не проходить вовсе какие-либо из них.
  • Не принимаются во внимание особенности окружающей среды пациента.
  • Некоторые эксперты отрицают так называемую «стадиальность», уповая лишь на формы переживания, никак не связанные друг с другом.
  • Эффект Розенталя у Элизабет Кюблер-Росс.

Некоторые положения действительно носят характер правдивых доводов, подкрепленных здравой логикой и доказательством, тем не менее модель используется довольно широко. Главным образом она применяется в сфере управления персоналом, когда сотрудники предаются каким-то изменениям, и воспринимают их с неохотой и нежеланием.

Данная концепция помогает многим людям при встрече с какой-либо негативной ситуацией. Обычно человек может предугадать свое или чье-то поведение, что становится важным фактором на пути снижения стресса и негативных эмоций. Зная, что при встрече с какой-либо неприятностью у нас появляется агрессия, мы будем стараться ее контролировать, что также актуально и для депрессии.

Принимать данную теорию или нет – дело, безусловно, ваше, однако в чем действительно была права американская исследовательница, так это в том, что людям со смертельным диагнозом и вправду приходится тяжело, и каждый из них проходит через свой сложнейший путь эмоциональных невзгод. Поэтому если в вашей жизни присутствуют такие люди (очень надеемся, что нет), не оставляйте их без внимания, ведь эмоциональная поддержка – это то, что им нужно в большей степени.

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий