Тот факт, что всё, что мы сейчас имеем, рано или поздно превратится в прах и останется только в памяти близких, заставляет нас действовать. Маленькие дети обязательно проходят кризис, связанный со страхом смерти старших родственников. Врачи, когда говорят о продлении жизни пациентов с тяжёлыми диагнозами, замечают, что рано или поздно мы все умрём. А в биологии процесс «умирания» тела и вовсе отсчитывается с молодости.
Как мы умираем
В каждом живом организме есть «встроенная функция» уничтожения отмерших или потенциально опасных клеток — запрограммированная клеточная смерть. Но с возрастом это деление клеток значительно замедляется, а после и вообще останавливается. Именно поэтому онкологические заболевания, связанные с бесконтрольным делением клеток и невозможностью иммунной системы это прекратить, часто возникают у пожилых. За процессы клеточного деления и восполнения отвечают теломеры, концевые участки хромосом. Они уменьшаются с возрастом, и как только теломеры полностью «стираются», новых клеток больше не появляется.
С медицинской точки зрения существуют два основных вида смерти. Первый — клиническая смерть, когда пульс и дыхание останавливаются и органы больше не получают питательные вещества, но когда ещё можно «запустить» процесс снова с помощью сердечно-лёгочной реанимации. Второй — смерть мозга. В этом случае человека можно поддерживать искусственно, и порой довольно долго, а беременная женщина способна даже выносить ребёнка. Но возвращение пациента к жизни уже невозможно. Это связано с тем, что клетки мозга умирают очень быстро — в течение 3–5 минут. При этом сердце может биться до 30 минут, что оставляет врачам время для помощи.
Исследования на грызунах показали, что после смерти в их мозге происходит всплеск активности. И хотя учёные не берутся ни о чём говорить наверняка, если с человеком происходит что-то подобное, то, возможно, он всегда чётко понимает, что умирает. При этом момент смерти — это ещё не конец и в смысле более сложных биологических процессов. Об этом говорит другое исследование на мышах и рыбках, в котором было установлено, что более тысячи генов, включая участки ДНК, связанные с иммунитетом, развитием и реакцией на стресс, остаются активными после смерти. А экспрессия некоторых продолжается до четырёх дней.
Околосмертные переживания
Околосмертные переживания, также известные как NDE, появляются во время крайне опасных для жизни эпизодов, после которых человек выживает. Как правило, это сильные травмы, сердечные приступы (один из десяти пациентов с остановкой сердца рассказывает о чём-то похожем), асфиксия, шок.
Но хотя некоторые и описывают их как полёт воображения, учёных не перестаёт интриговать то, что у NDE так много общего: отсутствие боли, яркий свет в конце туннеля, чувство отделения от тела, парение над ним и даже полёты в космические пространства. Некоторые пациенты рассказывают, что встречались с умершими близкими, духовными существами. Или как у них перед глазами пролетела вся жизнь с акцентом на самых лучших, тёплых и приятных её моментах.
У части происходящего, конечно, есть физиологическое объяснение, такое как снижение притока крови и замедление мозговой активности, а также постепенно сужающееся туннельное зрение, которое и образует тот самый «свет». Неврологи также отмечают сходство NDE со сложными парциальными приступами — нарушениями сознания у пациентов с эпилепсией, которым нередко предшествует особая, уникальная для каждого отдельно взятого человека аура.
Исследование, опубликованное в журнале Neurology, предполагает, что околосмертные переживания происходят из состояния сна-бодрствования и имеют отношение к REM-сну — фазе сна с повышенной активностью мозга и быстрыми движениями глаз. А ещё эти мистические переживания могут быть похожими на те, которые случаются при приёме психоделических препаратов во время религиозных или оккультных практик.
Настоящие зомби
Только кажется, что зомби — это что-то из фильмов. Эксцентричные и не очень учёные давно пытаются оживить то, что давно умерло. Взять недавний пример Йельской медицинской школы, где они сначала заказали 32 мёртвых свиных мозга с ближайшей скотобойни, а затем подключили их к системе BrainEx, которая прокачивала специальный раствор с кислородом и питательными веществами, имитируя кровоток. Удивительно, что система смогла оживить мозг и сохранить активность некоторых клеток на 36 часов. Они, как и полагается нормальным мозговым клеткам, потребляли и метаболизировали сахара, а иногда и передавали электрические сигналы. Цель, несмотря на жуткую картину, была благая: понять, насколько вообще возможно оживить мозг, который умер.
Такого рода опыты вообще не новость для науки. Ещё в 1800-х Джованни Альдини прославился своими опытами по «реанимации» трупов людей и животных мощными электрическими сигналами. Оживить, само собой, никого не получалось, но впечатлить зрителей — очень даже. Потом был американский биолог Роберт Корниш, которому, возможно, удалось оживить двух собак с помощью «коктейля» из препаратов, разжижающих кровь, и стероидов. Когда Корниш сказал, что готов к экспериментам на людях, ему предложил своё тело после казни один из заключённых в камере смертников. Однако суд Калифорнии отклонил его просьбу, посчитав, что этика важнее науки.
Понятно, что до экспериментов с участием человека даже с учётом имеющихся научных и медицинских технологий нам ещё очень далеко. Поэтому остаётся фиксировать лишь те невозможные случаи, где всё получилось само собой. Как в 2011 году произошло с Келли Дуайер, которая одна пошла в поход и упала в холодный пруд. Температура её тела снизилась почти до 15 градусов Цельсия. И когда врачи отключили женщину от систем жизнеобеспечения, она оставалась официально мёртвой около пяти часов. А потом сердце снова заработало, так что через пару недель Дуайер смогла вернуться домой.
Право на смерть
Добровольная эвтаназия — один из самых дискуссионных вопросов в разговорах о смерти. В России она запрещена (как и отказ от реанимации, который будет считаться пассивной эвтаназией), но разрешена в Канаде, Колумбии, Бельгии, Нидерландах (причём и для детей), Люксембурге, Испании и некоторых штатах Австралии. В Новой Зеландии, Швейцарии (без ограничений по возрасту и болезням) и ряде штатов США доступно «самоубийство с помощью врача»
Признание права на помощью умирающим, которые проводят свои дни в мучительном ожидании, не было простым. В США ещё 20 лет назад никто не предполагал, что нечто подобное действительно станет официальным. В Калифорнии в 1992 году проголосовали однозначно против такой возможности, а «Закон о конце жизни» был принят только в 2015 году. А в Орегоне, который принял соответствующий закон раньше всех в Америке (в 1994 году), проект получилось реализовать только после внесения ряда изменений. Среди них необходимость повторить просьбу несколько раз в течение 15 дней.
Хотя позиции от страны к стране отличаются и в каждом законе есть много тонких граней, большинство государств соблюдают два условия. Во-первых, человек должен быть неизлечимо болен. Во-вторых, он должен быть взрослым с нормальными когнитивными способностями. То есть эта помощь почти нигде не распространяется на детей, а также на людей с деменцией или ментальными расстройствами, которые могут помешать принятию решения. Второе условие вызывает больше всего споров, так как многие считают, что деменция и ментальные расстройства не должны становиться ограничением в этом случае. В Канаде, например, мнение сообщества психиатров по поводу сильно изменилось: если в 2016 году, когда в стране была легализована ассистированная смерть, только 27 % специалистов поддержали право людей с ментальными расстройствами на смерть с медицинской помощью, то сейчас эта цифра выросла до 41 %.
А в Швейцарии недавно были разработаны «капсулы самоубийства» Sarco Suicide Pods, которые человек, принявший решение закончить жизнь, может активировать изнутри. Название капсулы происходит от слова «саркофаг», и автор проекта Филипп Ничке, известный борец за право на эвтаназию, говорит, что после смерти их можно использовать как гроб. Работает все нажатием одной кнопки, которая быстро снижает уровень кислорода внутри капсулы с 21 до 1 %. До этого придётся ответить на набор заранее записанных вопросов, с помощью которых искусственный интеллект, встроенный в систему, сможет оценить, насколько всё происходящее добровольно и рационально. Можно предположить, что ассистированная смерть будущего выглядит как-то так.
Автор: Марина Левичева