По мнению исследователей из McGill University (Университета Макгилла), нашему мозгу требуется всего лишь десятая секунды, чтобы распознать эмоции, передаваемые звуками. Это могут быть любые невербальные звуки — рычание, гнев, смех или тревожный крик.
По данным ученых, мы отдаем свое внимание больше тем людям, которые проявляют эмоции (такие как, счастье, печаль или гнев) через звуки, чем те же эмоции через речь. Исследователи во главе с Marc Pell полагают, что скорость, с которой мозг отдает предпочтение звуковым эмоциям связано с более древними зонами мозга. Еще с древних времен человеку нужно было быстро распознать эмоции, чтобы спасти или уберечь свою жизнь.
Исследователи были заинтересованы в поиске ответа на вопрос: по-разному ли мозг реагирует на выражение эмоций через звуки (такие как рычание, смех или рыдания) и через речь? Они были сосредоточены на трех эмоциях — гнев, печаль и счастье. В исследовании участвовало 24 человека, которым предлагались в случайном порядке различные звуки и бессмысленные фразы. Ученые просили определить, какие эмоции транслирует динамик. Используя ЭЭГ, записывали, насколько быстро и каким образом реагировал мозг.
Они измеряли с точностью до миллисекунды, как мозг реагирует на эмоции через звуки по сравнению с разговорной речью. Также выясняли, на какие именно эмоции мозг реагирует быстрее, и зависит ли активность мозга от того, является ли человек чувствительным, эмоциональным, целеустремленным.
В процессе эксперимента ученые обнаружили, что испытуемые смогли распознать счастье (смех) быстрее, чем человеческую речь, гнев или печаль. Еще более интересный факт в том, что гневные звуки и гневная речь вызывает сильную активность мозга, которая сохраняется достаточно долго. Мозг уделяет особое и важное внимание состоянию гнева.
Исследователи также обнаружили, что люди более тревожные давали ответы гораздо быстрее и активнее на любые эмоциональные звуки в целом.
Marc Pell отмечает, что по сравнению с речью именно звуки несут больший смысл.
«Наши данные сопоставляются с данными исследований приматов, в которых есть предположения, что вокализации преимущественно располагаются в нервной системе».
«Наши данные согласуются с исследованиями приматов, в которых предполагается, что вокализации, специфичные для вида, представляются как более значимые в нервной системе, нежели другие звуки».