Что значит быть психически здоровым человеком и на что должна быть ориентирована психотерапия?
Американский психотерапевт Нэнси Мак-Вильямс выделила 16 критериев общего психического здоровья.
По мнению Мак-Вильямс, современные руководства по психотерапии слишком сфокусированы на работе с конкретными симптомами, что приводит к утрате целостного восприятия психического здоровья пациентов. Например, клиент, который внедряет в свою жизнь новые паттерны поведения, может чувствовать усиление тревожности, но при этом общая динамика говорит об улучшении ментального здоровья — т.е. иногда в процессе терапии симптомы обостряются, но не всегда это говорит о регрессе. Симптомы могут появляться и исчезать, но в процессе терапии нужно следить за чем-то более общим.
Первые три элемента психического здоровья, как считает Мак-Вильямс, являются основополагающими. Большинство людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, имеют проблемы хотя бы по одному из этих критериев.
1. Способность любить. Способность вовлекаться в отношения, открываться Другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать. Это касается и родительской любви к детям, и партнерской любви между мужчиной и женщиной.
2. Способность работать. Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для Других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал. Подростки часто испытывают сложность в этом.
3. Способность играть. Здесь речь идет как о прямом смысле «игры» у детей, так и о способности взрослых людей «играть» словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие.
Думаю, сюда же можно отнести и способность наслаждаться символами культуры – литературой, кино — как символами, обобщающими и опосредующими опыт.
4. Способность организовывать безопасные отношения. К сожалению, нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых — одним словом, нездоровых отношениях. И одна из целей психотерапии помочь им это исправить. К сожалению, нарушения привязанности — весьма распространенное явление. Но хорошая новость в том, что тип привязанности можно изменить. Как правило, для этого хорошо подходит психотерапия (от 2-ух и более лет). Но возможно изменение типа привязанности и при наличии стабильных, безопасных, длительных (более 5-ти лет) отношений с партнером.
5. Автономия. У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается ее недостаток (но огромный потенциал, раз они в терапию все-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают «выбрать» (прислушаться к себе), чего же им хотеть. При этом иллюзорно автономия может смещаться на другие области жизни. Например, пациенты, страдающие от анорексии, зачастую пытаются контролировать хоть что-то, что им кажется доступным, выбирая при этом вместо своих желаний собственный вес.
6. Постоянство себя и способность оставаться целостным. Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими; как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. Это способность учитывать и интегрировать все, что дано природой и то, что я в себе сумел развить. Одним из нарушений этого пункта может быть «нападение» на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать или резать и.т.п.
7. Способность восстанавливаться после стресса, или сила Эго (тут имеется ввиду сознательная часть нашей личности — то, про что мы говорим «Я»). Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну ригидную защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации.
8. Реалистичная и надежная самооценка. Многие люди нереалистично и при этом слишком жестко оценивают себя, обладают завышенными и ранящими требованиями к себе. Возможна и обратная ситуация (характерная для США) — наоборот, необоснованно завышенная самооценка. Родители восхваляют детей, желая иметь все самое лучшее, в том числе и «лучших» детей. Но такая необоснованная похвала, лишенная в самой своей сути любви и тепла, вселяет в детей чувство пустоты. Они не понимают, кем являются на самом деле, и им кажется, будто никто их в действительности не знает. Они часто действуют, как будто имеют право на особое отношение к себе, хотя по сути не заработали этого.
9. Система ценностных ориентаций. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им. В XIX веке говорили о «моральном безумии», что сейчас называют скорее антисоциальным расстройством личности. Это серьезная проблема, связанная с непониманием, «нечувствованием» человеком различных этических, моральных и ценностных норм и принципов. Хотя в то же время у таких людей могут быть сохранны другие элементы из данного списка.
10. Способность выносить накал эмоций. Выносить эмоции — значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями — своей рациональной частью.
11. Рефлексия, способность посмотреть на себя со стороны. Способность оставаться эго-дистонным (это означает сохранение способности ставить под сомнение свои мысли, чувства и интерпретации, уметь отойти от них, не считать их единственной точкой отсчета), посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно, обходиться с ней таким образом, чтобы решить ее, максимально эффективно помогая себе.
12. Дифференцированность, отделённость от других. Обладая этой способностью, люди способны понять, что Другие — это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой.
Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле Другой человек не хотел их обидеть. Обида скорее вызвана их личным, персональным опытом и личностными особенностями.
13. Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании. Это означает, что мы умеем обращаться с собой очень разными способами, эффективными, т.к. мы применяем их уместно ситуации. Поэтому где-то мы сублимируем, где-то изолируемся от происходящего, а где-то применяем интеллектуализацию.
14. Баланс между тем, что я делаю для себя, и что — для своего окружения. Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнера, с которым есть отношения.
15. Чувство витальности/ощущение себя живым. Способность быть и чувствовать себя живым. Винникотт писал, что человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым.
16. Принятие того, что мы не можем изменить. Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.
Таким образом, у каждого человека могут присутствовать в разной степени эти 16 элементов психического здоровья. В самом общем виде этот список представляет собой глобальную цель для психотерапии.
И, конечно, перечисленные критерии психического здоровья не являются однозначным строгим эталоном, скорее — ориентиром, который, впрочем, каждый вправе сам для себя выбрать. Ведь речь идет об очень тонких материях.
И сама Нэнси на вопрос, что же все-таки является нормой, смеясь, ответила: «О-о-о, если бы я только знала!».