Здоровье взрослого человека зависит от его детского опыта

Студентка Даремского университета в Англии Кайл Келлехер рассуждает о неблагоприятном детском опыте (НДО) своей мамы и необходимости обсуждения семейной травмы.

После 34 лет трезвости, бесчисленных часов терапии и упорной заботы о себе моя мама наконец-то может выдохнуть. Эмоциональные шрамы от жестокого обращения в детстве исцелены настолько, насколько это вообще возможно. К сожалению, это только начало… есть и вторая глава ее пути. Невзгоды, с которыми моя мама столкнулась в детстве, сегодня оказывают реальное влияние на ее здоровье, иммунную систему и мозг.

В Великобритании каждый четвертый человек подвергается жестокому обращению или пренебрежению в детстве. Это принято в обществе. Более 85 % случаев жестокого обращения с детьми в этой стране остаются не выявленными, а культура замалчивания неудобных тем не дает реальной картины.

Хоть это и может показаться незаметным, отголоски детских невзгод возвращаются позже, громко заявляя о себе, и их трудно игнорировать. «Я всю жизнь старалась понять, как мое детство влияет на меня эмоционально. Только сейчас я поняла, как оно влияет на меня физически», – говорит моя мама.

ВОЛНА ЭМОЦИЙ

Поразительная статистика, связывающая неблагоприятные события в детстве с негативными последствиями для здоровья в последующей жизни, не нова. В 1998 году было проведено исследование с более чем 17 400 пациентами американских больниц. Ученые обнаружили, что риск развития опасных для жизни негативных последствий для здоровья во взрослом возрасте неразрывно связан с неблагоприятным детским опытом (НДО), известным в англоязычной практике как «ACE» (adverse childhood experience).

10 ФАКТОРОВ НДО

  1. Физическое насилие.
  2. Сексуальное насилие.
  3. Эмоциональное насилие.
  4. Физическое игнорирование.
  5. Эмоциональное игнорирование.
  6. Психическое заболевание у кого-то в семье.
  7. Развод.
  8. Зависимость от психоактивных веществ у кого-то в семье.
  9. Насилие по отношению к матери.
  10. Близкий родственник в заключении.

Это исследование повторяли более 30 раз, вновь и вновь обнаруживая ту же леденящую душу статистику. У моей мамы, женщины с показателем НДО 8 из 10, более чем в 2 раза выше риск развития сердечных заболеваний и рака, в 2,5 раза выше риск инсульта, чем у человека, не имеющего ни одного фактора. У нее в 4 раза выше вероятность развития хронических заболеваний легких, и, что самое шокирующее, риск развития болезни Альцгеймера или деменции возрастает в 11 раз!

Детские невзгоды — это реальная часть нашей сегодняшней жизни. Мы должны работать вместе, вести неудобные разговоры вслух, просвещать наших близких и усердно работать над профилактическими стратегиями здоровья. «Слава богу, что я узнала об этом в 57 лет, а не в 67», – говорит моя мама. Никогда не поздно говорить об этом. Никогда не поздно вернуть себе прошлое, активно меняя образ жизни.

Еще на блоге:   «Врач, исцелись сам»: как психологи справляются со стрессом

Чтобы понять эту глубокую связь между травмой и здоровьем, важно рассмотреть многочисленные факторы, которые косвенно и напрямую связывают неблагоприятные факторы детства со здоровьем взрослого человека.

Во-первых, хронические неблагоприятные условия влияют на развитие критических областей мозга ребенка, в том числе отвечающих за импульсивность поведения. Вероятность того, что человек с четырьмя или более НДО станет курильщиком и будет злоупотреблять алкоголем, в 3 раза выше.

Кроме того, некоторые школьные системы не рассчитаны на детей с высоким уровнем НДО. У детей с НДО 4 и больше в 32 раза выше вероятность диагностирования проблем с обучением или поведением. Эти поведенческие проблемы часто ведут к наказаниям и исключению из школы. Это, в свою очередь, закрывает двери к образованию. Вместо помощи существующая система пренебрегает наиболее нуждающимися детьми, усиливая связь неблагоприятных условий и плохого здоровья.

Но даже у имеющего высокий показатель НДО человека с образованием, который игнорирует свой негативный опыт в детстве, все равно статистически выше вероятность развития сердечных заболеваний и рака. Как такое возможно? Повторяющееся воздействие длительного стресса в детстве влияет на развитие мозга.

Представьте, что вы столкнулись с медведем. Ваш мозг активирует систему реагирования на стресс. Кортизол наполняет кровь. Кровь приливает к основным скелетным мышцам. Иммунная система становится гиперактивной на случай травм и ранений. Эти сложные системы, работающие согласованно, обладают высокой адаптивностью и могут спасти вам жизнь, если вы столкнетесь с медведем в лесу.

Но что происходит, когда этот «медведь» приходит домой каждую ночь? Так было с моей мамой. Длительное, повторяющееся воздействие НДО хронически активизирует систему реакции на стресс и систему иммунного ответа, которая становится токсичной для организма.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

Длительный токсический стресс является одним из многих факторов, которые могут способствовать увеличению циркуляции провоспалительных цитокинов в крови до вредных уровней. Найдена взаимосвязь между сексуальным насилием и аутоиммунными заболеваниями, включая ревматоидный артрит и фибромиалгию. Не удивительно, что моя мама живет с ревматоидным артритом. Когда она узнала об этой связи, то была в ярости: «Я так старалась отстраниться от своего прошлого, поэтому тот факт, что оно все еще влияет на все мое тело системным образом, приводит меня в бешенство».

Это подчеркивает важность семейных разговоров. Признание детской травмы само по себе нелегко, не говоря уже о том, что она может оказывать влияние на здоровье и сегодня. Эти разговоры не для того, чтобы пережить или повторно травмировать, а чтобы перевоспитать. Говорите с близким человеком, слушайте, будьте терпеливы и сопереживайте.

Еще на блоге:   Остерегайтесь поиска цели. Вместо этого ищите образ жизни!

В такой момент легко отмахнуться от этой ужасающей статистики и успокоить себя тем, что «ко мне это не относится». Однако среди 17 400 участников исследования двое из трех человек имели по крайней мере один фактор НДО, а каждый восьмой – четыре или более факторов. Это кризис, который затрагивает людей со всех сторон социально-экономического спектра. 70 % участников имели высшее образование.

Независимо от того, обусловлена ли эта зависимость причинно-следственными связями или надежными корреляциями, факт остается фактом: эта зависимость существует.

ИТАК, ЧТО МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ВЫ И ВАШИ БЛИЗКИЕ?

До конца своей жизни я буду спрашивать маму «как спалось», когда она берет трубку, и она знает, что это синоним «как дела?». Каждая ночь острой бессонницы способствует накоплению в мозге бета-амилоидных белков, которые со временем слипаются и образуют бляшки. Эти бляшки – один из многих факторов, которые могут увеличить вероятность развития болезни Альцгеймера. Многие из нас гордятся тем, как мало сна им нужно, чтобы «выжить». Поскольку каждый шестой человек старше 80 лет живет с той или иной формой деменции (Общество Альцгеймера), ко сну больше нельзя относиться легкомысленно.

Когда речь идет о сне, важно не просто количество часов, проведенных на подушке, а количество полных 70-90-минутных циклов сна за ночь. Взрослый человек должен иметь пять или шесть циклов сна за ночь, что составляет от 7,5 до 9 часов, но большинство из нас достигают только четырех циклов сна за ночь. Как только вы поймете механизм сна, корреляция между качеством сна и эмоциональной стабильностью в вашей собственной жизни прояснится.

Кроме сна, мощными средствами являются диета и физические упражнения. Наконец, важно отметить, что мне повезло иметь такие отношения с мамой, в которых мы можем спокойно обсуждать эти темы. Это не у всех так. Такие разговоры можно вести с друзьями, с людьми, которых вы любите. «Этот разговор важен как никогда, стыд держится в секрете, и эти секреты подрывают наше здоровье. В моем случае они буквально разрушают мои кости», – говорит моя мама.

Разговоры о нашем прошлом должны стать нормой, чтобы улучшить наше будущее. Да, это неудобно. Нет, это не является для нас естественным, но награда за это огромна.

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий