«Парадокс Истерлина», или почему стоит тратить деньги на впечатления, а не на вещи

Согласно «парадоксу Истерлина», рост благосостояния не приводит к увеличению уровня удовлетворенности жизнью. Психолог Томас Гилович рассказывает, в силу чего так быстро улетучивается радость от материальных приобретений, в то время как даже негативные воспоминания со временем приобретают большую ценность, как наш опыт связывает нас с другими людьми, и почему, на его взгляд, деньги стоит тратить на впечатления, а не на вещи.

Все мы находимся в погоне за счастьем: кто-то всю жизнь ищет любовь, кто-то стремится добиться славы, иные мечтают купить домик у моря. Впрочем, какие бы цели люди ни преследовали, у многих есть один очень простой и понятный показатель счастья — деньги.

Проблема в том, что этот ресурс является исчерпаемым, в то время как наши потребности и желания только растут. Производители же товаров и услуг, зная эту человеческую слабость, подкидывают всё новые идеи для покупок. Это неотъемлемая характеристика современного мира хорошо описана в классическом труде психолога и философа Эриха Фромма «Иметь или быть».

«Приобретать, владеть и извлекать прибыль – вот священные и неотъемлемые права индивида в индустриальном обществе».

Этот замкнутый круг бесконечного потребления давно находится в поле внимания науки.

Существует доминирующая методика вложения денег, которой пользуется большинство людей: вместо того, чтобы тратить деньги на единичный яркий опыт, мы предпочитаем вкладывать их в вещи, которые будут служить дольше и, как нам кажется, бесконечно радовать нас. Однако, по мнению профессора психологии в Корнелльском университете Томаса Гиловича, который изучает вопрос денег и счастья более двух десятилетий, эта цель поведения приносит гораздо меньше бонусов, чем нам кажется. Он отмечает:

«Одним из врагов счастья является привыкание. Мы покупаем вещи, чтобы почувствовать себя счастливыми, и некоторое время мы испытываем это чувство. Но недолго. Новые вещи захватывают нас на короткий период, а затем мы приспосабливаемся к ним«.

Вместо того, чтобы покупать последнюю версию iPhone или новый BMW, психолог предлагает получить порцию счастья, потратив деньги на новые впечатления: сходить на выставку, посетить интересное мероприятие, провести время на свежем воздухе, развить новые навыки или рискнуть прыгнуть с парашютом.

Еще на блоге:   Жизнь не может ждать. Дзенская притча

Выводы Гиловича основаны на синтезе психологических исследований, проведённых им и другими в рамках изучения «парадокса Истерлина», согласно которому постоянный рост абсолютного дохода не приводит к увеличению уровня удовлетворенности жизнью. Например, чтобы выяснить, как адаптация влияет на счастье, участников эксперимента попросили проанализировать, насколько счастливыми их делают материальные покупки и вложение в получение новых впечатлений. Как оказалось, изначально их радость от вложений в вещи и опыт была примерно одинакова, но с течением времени удовлетворённость купленными предметами стала снижаться, в то время как наслаждение впечатлениями, на которые они потратили деньги, стало возрастать.

На первый взгляд, это противоречит здравому смыслу: неужели кратковременный опыт может сделать нас более счастливыми, чем долговременное обладание желанным физическим объектом? Однако, как ни странно, тот факт, что материальная вещь всегда находится у нас под рукой, работает против неё, потому что мы быстрее привыкаем к этой вещи, и она постепенно становится нормой, чем-то обыденным для нас. Но пока радость от приобретения материальных благ сходит на нет, переживания укореняются в нашем сознании и становятся частью нашей идентичности.

«В отличие от материальных благ наш опыт и наши впечатления являются частью нас самих. Вам могут очень сильно нравиться ваши вещи, вы даже можете думать, что часть вашей личности как-то связана с теми или иными вещами, но, тем не менее, они отделены от вас. В отличие от этого ваши переживания на самом деле являются частью вас. Мы — сумма нашего опыта».

Одно из исследований Гиловича показало, что, если у людей есть не очень приятные воспоминания, они достаточно положительно отзываются о произошедшем, когда появляется возможность поговорить об этом. По мнению психолога, причина подобных метаморфоз кроется в том, что некоторые страшные и стрессовые события, произошедшие с нами в прошлом, со временем переосмысливаются нами как бесценный опыт, а иногда даже превращаются в анекдоты, которые можно рассказать друзьям с улыбкой.

Мы вообще любим говорить о своём опыте и делиться впечатлениями с окружающими, и это неудивительно: рассказ подобных историй связывает нас с другими людьми сильнее, чем совместное потребление. Согласитесь, у нас гораздо больше причин почувствовать связь с тем, кто так же, как и мы, путешествовал, чем с тем, кто обладает таким же, как у нас, домашним кинотеатром. Кроме того, рассказывая истории из жизни, мы чувствуем связь и с теми, кто фигурирует в наших рассказах:

Еще на блоге:   Как мемы опасно влияют на культуру

«Получаемый нами опыт всегда связан с другими людьми. Даже после того, как ушли, эти люди остаются частью историй, которые мы рассказываем друг другу».

Вот еще одна веская причина тратить деньги на впечатления: мы менее склонны сравнивать свои впечатления с впечатлениями других людей, в то время как в сфере материального мы часто грешим тем, что сравниваем-сравниваем-сравниваем (свою машину с машиной соседа, свой телефон с телефоном коллеги, свою квартиру с квартирой друзей и т.д.). Одно исследование, проведенное учеными Райаном Хауэллом и Грэмом Хиллом, показало, что материальные блага гораздо проще и легче сравнивать, именно поэтому мы и занимаемся этим (сколько карат ваше кольцо? насколько быстр процессор вашего ноутбука?). Гилович так комментирует эту проблему:

«Тенденция «идти в ногу с Джонсами», как правило, более выражена в материальной сфере, чем в сфере эмпирической. Конечно, нас беспокоит, если кто-то отправился отдыхать в более экзотичное место, чем мы, но это не порождает столько зависти, сколько любое материальное превосходство».

Конечно, часто мы интуитивно чувствуем всё это, когда возникает ситуация «или — или». Другое дело, что иногда мы принимаем за слабость желание отречься от материальных расчётов и позволить себе махнуть на другой континент или записаться в школу аргентинских танцев — вместо того, чтобы купить что-то важное, полезное и пожизненное для нашей квартиры. Но наблюдения Гиловича говорят об обратном. В конечном счёте, если верить Фромму, на кону стоит наша личность и наш способ взаимодействия с миром:

«Люди, ориентированные на обладание, полагаются на то, что они имеют, люди, ориентированные на бытие, полагаются на то, что они есть».

По материалам: «To feel happier, talk about experiences, not things», Cornell Chronicle

Источник

Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Добавить комментарий