«Cogito ergo sum»- легендарный постулат Рене Декарта, лёгший в основу всего западного рационализма. Но ряд последних исследований нейрофизиологов говорит нам о том, что концепция сознания «Мыслю, следовательно существую» как минимум недостаточна для описания нашего субъективного опыта, потому что иногда он зависит совершенно от других вещей.
Олаф Бланке, нейрофизиолог, директор Центра нейропротезирования Федеральной политехнической школы Лозанны, консультант-невропатолог на кафедре неврологии Университетской клиники Женевы, известен своими нетривиальными исследованиями в области нейробиологии и самовосприятия. Около 10 лет назад он провёл ряд необычных экспериментов, которые то ли сумели пролить свет на проблемы нашего самовосприятия, то ли ещё сильнее запутали нас: в одном случае с помощью стимуляции височно-теменной зоны левого полушария мозга учёный спровоцировал у человека ощущение присутствия призрака; в другом исследовании ему удалось вызвать у людей ощущение, что они находятся вне собственного тела.
Эскперимент, касающийся выхода из тела (Out-of-body experience — OBE), стал уже классическим в области: испытуемым надевают шлем виртуальной реальности и передают ему картинку с камеры, установленной на некотором расстоянии за его спиной, но человеку показывают не его спину, а, например, спину двойника-манекена — и участники эксперимента со временем начинают воспринимать манекена как своё тело и все манипуляции, которые проводят с ним, ощущать на себе. Бланке определил рассогласование зрительной и тактильной информации во время эксперимента как мультисенсорный конфликт.
Так что же такое собственное «Я»? Собственное Я — субъект сознательного опыта. Опыт является чьим-то опытом: моим, вашим, мы все это чувствуем, мы все интроспективно связаны с этим опытом, что делает наш опыт индивидуальным. Но что это за сущность? Это не просто опыт, который приписывается себе и ощущается как собственный. Если я буду двигать правой рукой, то это будет моё движение, но что в мозге порождает ощущение, что это именно мое движение? Это относится и к мыслям. У меня есть мысль прямо сейчас, а у вас другая мысль. Это права собственности на наши мысли. Они самоотождествляются с нами.
Исследования Олафа Бланке заставили учёных по-новому взглянуть на, казалось бы, набившие оскомину классические вопросы: что такое наше сознательное я; что именно делает опыт субъективным явлением; так ли прочно связано наше тело и сознание, если столь легко обмануть наше ощущение «я»?
В своей лекции на TED Олаф Бланке подробнее останавливается на своих экспериментах, проблеме сознания в когнитивистике и идёт ещё дальше в своих размышлениях, рассказывая, как открытия в области OBE можно использовать в когнитивном нейропротезировании — это новой области науки, заанимающейся изучением и строительством моделей самосознания, которые можно было бы проецировать на искусственные конечности, аватаров и роботов.
И да, Бланке предлагает новый постулат вместо декартовского: «Video Ergo Sum» («Вижу, следовательно существую»).
Так, собственное я изучалось более двух тысяч лет. Философией, позднее психологией и еще позднее когнитивными нейробиологами. Самое знаменитое утрверждение в западной философии принадлежит Рене Декарту: «Cogito ergo sum» — «Мыслю, следовательно существую». Оно отражает высокоуровневое восприятие: память, мышление и мысль как способ понимания личности. Возможно, большинство из нас, включая меня, иногда думает: «Это должно быть основой личности». Я собираюсь оспорить это. Мы берём слишком высоко. Если использовать только эти механизмы, мы исключаем большинство видов. Мы не можем изучать сознание даже у обезьян или у шимпанзе, наших ближайших родственников, потому что у них нет языка. Нам необходимо иметь нейробиологический метод. И первый метод, который люди применили, был так называемый «зеркальный тест», или задача на визуальное самораспознание, который могут пройти даже некоторые животные. Но я утверждаю, что это недостаточно глубокий подход. Я собираюсь доказать вам, что ключевым является, как мозг представляет тело.