Эмоции окружающих воздействуют на людей, заражают их. Улыбка собеседника вызывает неконтролируемую ответную улыбку, а выражение злости — настороженность и защитную реакцию. Частота и характер взгляда (его длительность и угол направленности) может указывать на характер отношения к данному партнеру. Частота взглядов также является важнейшим универсальным индикатором социального статуса. С помощью взгляда можно улучшить отношения с другими людьми.
Внешнее проявление эмоций осуществляется посредством специфических выразительных движений, являющихся результатом мышечной активности. Хотя эмоции и представляют собой субъективные переживания, исследования показывают, что их можно классифицировать и объединить в такие основные категории, как гнев (злость), страх, грусть, радость, удивление, отвращение. Эти категории внешне проявляются сходным образом у людей из разных культур.
Эмоции окружающих воздействуют на людей, заражают их. Улыбка собеседника вызывает неконтролируемую ответную улыбку, а выражение злости — настороженность и защитную реакцию. Рассмотрим отдельные мимические выражения и их смысловую нагрузку.
1. Размеры зрачков
Глаза играют важную роль в общении людей. Не каждый однако знает, что причина тому — размеры зрачков собеседника в момент общения.
Расширенные зрачки (признак возбуждения) воспринимаются большинством людей как привлекательный признак. Человеке расширенными зрачками оценивается окружающими как приветливый, эмоциональный, отзывчивый, доброжелательный.
Суженные зрачки, напротив, вызывают неприязнь. Тот же человек, но с суженными зрачками, описывается другими как холодный, отстраненный, неконтактный, эгоистичный. По зрачкам можно распознать взгляд влюбленного человека. Наблюдения свидетельствуют, что при взгляде на того, кого человек любит, у него рефлекторно расширяются зрачки. Причем расширенные зрачки вызывают ответное возбуждение у партнера.
Анализируя этот показатель, нужно иметь в виду, что размеры зрачка могут зависеть от целого ряда внешних факторов, таких, как общая освещенность места, в котором находится человек, положение его головы относительно источника света. При ярком свете зрачки будут суженными, а в полутемном помещении — расширенными.
Размеры зрачков зависят и от остроты зрения данного индивидуума. У близоруких, не носящих очки людей, зрачки расширены, а у дальнозорких — сужены. Выводы относительно изменения эмоционального состояния и сравнительные сопоставления можно проводить только с учетом данных параметров.
2. Частота и длительность взгляда
Частота и характер взгляда (его длительность и угол направленности) может указывать на характер отношения к данному партнеру.
В пределах нашей культуры взгляд, обращенный на другого человека, может быть направлен на разные области лица и тела и в зависимости от этого несет различную информацию о характере общения. Так, деловой взгляд концентрируется на области лба и глаз собеседника и создает серьезную атмосферу.
Социальный взгляд сосредотачивается на уровне глаз и рта собеседника. Такой взгляд располагает к дружелюбному общению.
Интимный взгляд распространяется от уровня глаз вниз на другие части тела собеседника (при тесном контакте — от глаз до груди, при общении на расстоянии — от глаз до уровня промежности).
Интимный взгляд применяют мужчины и женщины, и назначение его — установление отношений с потенциальным сексуальным партнером. У мужчин интимный взгляд более выражен и точнее распознается женщинами, нежели наоборот. Использование делового взгляда при ухаживании часто служит причиной отчуждения.
Прямой пристальный взгляд (взгляд в упор) означает угрозу, предупреждение или вызов. Эта демонстрация широко распространена в животном мире. Обычно пристальный взгляд направляет доминант в сторону подчиненных в случае нарушения ими правил этикета, или на незнакомца, осмелившегося вторгнуться на чужую территорию. В таком контексте он служит сигналом угрозы. Пристальный взгляд-угроза у обезьян часто сопровождается другими компонентами мимики — поднятыми бровями, движением кожи на лбу, жевательными движениями, оскалом.
Подчиненные, как правило, избегают прямо смотреть на высокоранговых членов группы, их взгляд быстрый, скользящий, вполоборота. Сигнал понятен и на межвидовом уровне (хозяева собак хорошо знают, что смотреть в глаза питомцам не следует. Это либо вызывает у них фрустрацию, либо агрессию).
В человеческом обществе прямой взгляд в сочетании с напряженным лицом часто воспринимается угрожающе. Такую мимику понимают представители всех культур. Распознать такой враждебный взгляд легко по суженным зрачкам.
Пристальный взгляд часто сочетается с поднятыми бровями и максимально поднятыми верхними веками (создается впечатление, что глаза вытаращены) и в этом контексте однозначно читается как взгляд-угроза во многих культурах.
Пристальный взгляд может также быть проявлением любви и привязанности (партнеры смотрят друг на друга более 2/3 времени общения). Однако в этом случае его трудно спутать с угрозой, поскольку другие компоненты мимики резко отличаются. Так, зрачки обычно бывают расширены, на лице улыбка, в углах глаз появляются морщинки, уголки рта подняты.
Согласно этологическим наблюдениям, если при общении человек смотрит на партнера менее 1/3 времени, то это может быть признаком того, что он что-то недоговаривает, пытается скрыть что-либо или что он слишком робок по натуре (последнее легко установить даже при незначительном знакомстве). Люди, несомненно, используют и распознают такие знаки в своей повседневной жизни, они способны оценивать и качество отношений между окружающими по этому критерию.
3. Частота взглядов
Этот признак является важнейшим универсальным индикатором социального статуса. Показано, что частота взглядов, направленных на более вышестоящего индивида, много выше, чем частота взглядов, полученных подчиненным от доминанта. Взгляды эти имеют меньшую продолжительность, и их трудно спутать с пристальными взглядами-угрозами даже неопытному наблюдателю.
По частоте взглядов описывают «структуру внимания». Термин предложен М.Р. Чансом и был впервые применен для описания социальной структуры у обезьян. Структура внимания описывает иерархические взаимоотношения между членами группы порой точнее, чем частота и направленность агонистических контактов.
Этот показатель имеет однозначную трактовку применительно ко многим социальным видам животных, включая человека. Он особенно эффективен для описания структуры социальных связей в детских коллективах.
По тому, кто из детей чаще всего оказывается в центре внимания, на кого устремлены взгляды большинства, кому пытаются подражать и копировать, можно вычислить лидера и подчиненных в различных культурах (у русских, калмыков, немцев и бушменов).
4. Мигание одним и двумя глазами
Это действие является важным невербальным сигналом во многих культурах, в частности в российской. Люди подмигивают друг другу, чтобы достичь определенной договоренности или чтобы показать, что они поняли друг друга, когда рядом присутствует кто-то еще. Однако во многих азиатских культурах подмигивание часто воспринимается как оскорбление, и если вы подмигнете в ходе разговора, собеседник может на вас обидеться.
5. Контакт глазами: гендерные и кросс-культурные различия
Контакт глазами особенно важен для инициации социальных отношений. Это поведение имеет гендерные различия и более значимо для женщин. Как показывают наблюдения, мужчины редко решаются завязать общение с женщинами, если этому не предшествует взгляд с их стороны. Такой взгляд может принимать форму прямого открытого контакта глазами, или застенчивого взгляда. В последнем случае контакт длится около секунды, затем быстро перемешается в сторону (это действие сопровождается легкой улыбкой и легким румянцем, часто при этом женщина вновь искоса смотрит на данного партнера).
От того, насколько умело человек использует свой взгляд, значительно зависит его социальный успех. Опыты показывают, что с помощью взгляда можно улучшить отношения с другими людьми. Для этого при общении необходимо встречаться взглядом с данным человеком не менее 60-70% времени. Рекомендации подобного рода применимы, однако, далеко не во всех случаях. Большие сложности возникают, когда в контакт вступают представители далеких друг от друга культур.
Значительные межкультурные различия, касающиеся роли взгляда в социальном общении и его выразительности, прослеживаются между низкоконтактными и высококонтактными культурами. Южные европеоиды характеризуются, к примеру, высокой частотой и обычно большей длительностью взгляда по сравнению с северными европеоидами.
В результате такое естественное, с точки зрения итальянцев или испанцев, поведение, как прямой взгляд в глаза собеседнику или просто открытое рассматривание окружающих, при контакте с англичанами или северными немцами часто расценивается как оскорбление. Правда, в ряде случаев у северных европеоидов (шведы, датчане) при низкой частоте взгляда его продолжительность может быть очень высокой.
Недопонимание, связанное с разными представлениями о допустимости взгляда, распространено и при общении между представителями высококонтактных культур. Взгляд, например, играет исключительно значимую роль в жизни русских и японцев. Однако для русских говорящим является именно выразительный взгляд как таковой, тогда как для японцев основная нагрузка приходится на избегание взгляда. Японский этикет запрещает при общении смотреть в глаза собеседнику.
Женщины не смотрят в глаза мужчинам, и наоборот. Японские лекторы смотрят не на аудиторию, а куда-то в сторону. Подчиненный, получающий выговор от начальника, опускает глаза в пол и улыбается. При общении японцы, как правило, направляют взгляд в область шеи, что вызывает у европейцев чувство отсутствия контакта с собеседником. В свою очередь, контакт глазами со стороны европейцев в направлении собеседника почти непереносим японцами.
По характеру контакта глазами различия наблюдаются даже между американской и английской культурами. Американцы смотрят в глаза собеседнику только чтобы убедиться, что тот их слушает. В аналогичных целях англичане смотрят в лицо собеседнику, периодически моргая.
В России пристальный взгляд в сторону говорящего — признак хорошего тона и воспитания. Однако русские смотрят на партнера более длительно и прямо, чем англичане, поэтому, попадая в Англию и следуя традициям родной культуры, они рискуют попасть в неловкое положение. Впрочем, прямой длительный взгляд типичен для датчан и шведов, и по этому показателю они иногда даже превосходят русских.
В культуре народов Дальнего Востока (например у японцев) выпрямленная при сидении спина и слегка наклоненная вперед голова с прикрытыми глазами означают пристальное внимание и глубокий интерес к тому, что сообщает собеседник.
Не подготовленный к этому лектор-европеец может испытать глубокий стресс при виде такой полностью отстраненной, сточки зрения европейских стандартов, студенческой аудитории. Во многих иерархически жестко структурированных обществах людям с низким статусом запрещено поднимать глаза на вышестоящих (страны Передней Азии).
Запрет на взгляд может носить гендерный характер. В некоторых культурах (арабы, турки, грузины, армяне) мужчины могут прямо смотреть в сторону как мужчин, так и женщин, а прямой взгляд женщины в направлении мужчины считается совершенно недопустимым. У арабов, турок, многих кавказских народов такое поведение истолковывается как провоцирующий сигнал. При общении с мужчинами женщинам предписывается опускать глаза или смотреть на собеседника скользящим взглядом, не задерживаясь долго на его лице.
С позиций большинства европейских культур, открытый прямой взгляд является признаком отсутствия вины. Но не во всех обществах такой взгляд допустим в общении со старшими или более уважаемыми. Поэтому учитель, пытающийся установить «виновного» среди учеников в многонациональном классе (например, если там одновременно учатся немцы, турки и пуэрториканцы), должен отдавать себе отчет, с представителем какой национальности он имеет дело. В ряде культур существует жесткий запрет на прямой взгляд в лицо старшему.
Характерные нюансы контакта глазами (с учетом культурных составляющих) служат надежным индикатором психического здоровья. Практики-психиатры используют невербальные сигналы для диагностики психических заболеваний. Достоверно установлено, что большинство больных шизофренией избегают контактов глазами с врачом (65% пациентов), и только 4% здоровых людей придерживаются такой стратегии.
Тот же автор отмечает, что пациенты с бредовыми и галлюцинаторно-бредовыми синдромами предпочитают непрерывный глазной контакт с редким миганием, а наркоманы в процессе разговора предпочитают переводить взгляд на собственные руки или смотреть вверх.
6. Улыбка как универсальный и культурно-специфический сигнал
Исследования этологов свидетельствуют об универсальности человеческой улыбки и о глубинных филогенетических корнях этого мимического выражения.
Уже в середине позапрошлого века (1862 г.) французский нейроанатом Дюшен де Болонье отмечал, что улыбка удовольствия (улыбка в первичном ее контексте) отличается по внешнему виду от намеренной улыбки по характеру сокращений двух лицевых мышц: большой скуловой (zygomatic major) и окологлазничной (orbicularis oculi). Первая подтягивает уголки рта кверху, вторая — оттягивает кожу со скул и лба в направлении глазного яблока.
Большая скуловая мышца подвластна контролируемым действиям, а окологлазная — действует автоматически, на подсознательном уровне, и отражает истинные эмоции. Поэтому, как справедливо считал Дюшен, истинную улыбку практически невозможно подделать.
Открытие Б. Дюшена остается актуальным и в наши дни. Единственное уточнение, сделанное Полом Экманом с сотрудниками, касается необходимости дифференцировать сокращение наружной и внутренней порций окологлазничной мышцы. Большинство людей способны контролировать сокращение внутренней части этой мышцы. Таким образом, при искренней улыбке удовольствия у человека неизменно должна сокращаться наружная часть окологлазной мышцы.
Экман выделяет до 18 видов улыбки. Улыбка удовольствия связана с приятными эмоциями, радостью и расслаблением. Другие виды улыбки включают варианты фальшивой улыбки, цель которых сбить с толку собеседника (демонстрация расположения, которое в реальности отсутствует), подчиненная улыбка, улыбка страха, улыбка смущения и пр. Показано также, что истинная и деланная улыбка контролируются разными участками мозга.
Автор: Марина Львовна Бутовская, доктор исторических наук, антрополог, профессор учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, заведующая сектором кросс-культурной психологии и этологии человека Института этнологии и антропологии РАН.